Теория когнитивного развития Пиаже опередила свое время, поскольку в ней человек рассматривался как активный ученик. Его основной интерес заключался в изучении процесса, посредством которого люди приобретают знания, а не в том, что и сколько мы приобретаем.

В следующей статье мы рассмотрим наиболее важные аспекты теории когнитивного развития Пиаже. В частности, мы поговорим о четырех стадиях когнитивного развития, которые он предлагает: сенсомоторная, предоперационная, конкретные операции и формальные операции.

малыши

Теория обучения Пиаже

Теория Пиаже ввела революционную концепцию в современные теории обучения. Он представил детей как активных субъектов своего обучения, взаимодействующих с окружающей средой для того, чтобы интерпретировать ее. Это взаимное взаимодействие предопределено различными стадиями развития, которые будут постепенно развиваться по мере взросления ребенка и его взаимодействия с окружающей средой. Основной интерес Пиаже к когнитивному обучению был сосредоточен на том, как люди обрабатывают информацию на протяжении своего жизненного развития.

В следующей статье вы найдете больше информации о теории обучения Пиаже.

Теория когнитивного развития Пиаже

Когнитивное развитие — это процесс, в ходе которого человеческие существа получают знания через взаимодействие с окружающей средой. Психолог Жан Пиаже был одним из великих теоретиков, исследовавших этот аспект и разработавших теорию когнитивного развития. Согласно когнитивной теории Пиаже, когнитивное развитие проходит четыре стадии развития, которые следуют одна за другой у человека от рождения до совершеннолетия.

Основными принципами, определяющими когнитивное развитие и постепенную эволюцию от одной стадии к другой, являются:

  • Организация и адаптация: Мы врожденно организуем полученную информацию в ментальные карты и, в свою очередь, адаптируемся к требованиям среды, в которой мы развиваемся.
  • Ассимиляция и аккомодация: мы формируем полученную информацию так, чтобы она соответствовала ментальным схемам текущего момента. Если она не согласуется с нашими текущими ментальными схемами, мы будем корректировать их, чтобы соответствовать этой новой информации.
  • Механизмы развития. Механизмы, обуславливающие когнитивное развитие и переход между различными стадиями, определяются созреванием унаследованных физических структур, физическим опытом с окружающей средой, социальной передачей информации и постоянным поиском баланса.

Теория когнитивного развития Пиаже пролила много света на педагогику при разработке образовательных приложений.

Стадии когнитивного развития Пиаже

Теория когнитивного развития Пиаже утверждает, что знания проходят четыре качественно и количественно различные стадии. Стадии когнитивного развития Пиаже характеризуются четырьмя признаками:

  • Последовательность появления следует заранее определенному фиксированному порядку.
  • Каждая из стадий Пиаже имеет свою общую структуру и способ функционирования.
  • Этапы являются иерархически инклюзивными, т.е. каждый этап включает в себя предыдущие.
  • Переход между стадиями постепенный, а не резкий, и характеризуется большой индивидуальной изменчивостью.

Стадии Пиаже охватывают период от рождения до подросткового возраста, и на каждой стадии дети осваивают определенные когнитивные способности.

Пиаже выделил следующие четыре стадии:

  1. Сенсоримоторная стадия (0-2 года): дети взаимодействуют с окружающей средой через свои органы чувств и двигательные действия, которые они выполняют с помощью своего тела. Повторение врожденных рефлексов позволяет им взаимодействовать сначала со своим телом, а затем с внешним миром через органы чувств и конкретные действия.
  2. Предоперационная стадия (2-7 лет): на предоперационной стадии младенцы начинают мысленную интеграцию всех действий-реакций, выполненных в предыдущий период. Они начинают абстрагировать всю эту информацию с помощью ментальных схем, которые позволяют развивать язык и символические игры.
  3. Стадия конкретных операций (7-11): на стадии конкретных операций процессы рассуждения становятся логическими. Развиваются когнитивные процессы сериации, классификации понятий и сохранения. Новые логические структуры позволяют детям решать конкретные социальные проблемы.
  4. Стадия формальных операций (11 лет и старше): На этой стадии подростки способны к индуктивным и дедуктивным логическим рассуждениям. Это позволяет им развивать самовосприятие и моральные ценности.

В этой таблице мы рассмотрим, какие когнитивные способности осваивают маленькие дети на каждой из стадий Пиаже.

4 'этапа