Эмоции, понимаемые как переживания, включающие неврологические, физиологические, моторные и вербальные процессы, с сенсорно-перцептивным, вегетативно-гормональным, когнитивно-аттенциональным и аффективно-сентиментальным аспектами, проникают во все сферы жизни и влияют на повседневность, что делает необходимым их изучение. Эта тревожная потребность понять человеческие эмоции привлекала внимание различных теоретиков, ученых, философов и исследователей на протяжении всего времени и в различных дисциплинах, начиная с Древней Греции и до наших дней.

По этой причине философские, эволюционные, психофизиологические, неврологические, поведенческие и когнитивные теории выдвигают конструкции, которые оказываются противоречивыми и/или взаимодополняющими, но их ценность заключается в том вкладе, который они вносят в подход к концептуализации и функциональности эмоций.

В этой статье мы расскажем о перспективах в концептуализации эмоций.

Вам также может быть интересно: Как управлять эмоциями

эмодзи

Первые подходы

Греки, как первые люди, подошедшие к пониманию эмоций, пытались рационализировать их, превратив в теорию. Среди них выделяется теория Аристотеля, который определяет эмоции или pathe как психофизические аффекты, сопровождающиеся удовольствием или болью, которые включают физиологические изменения, когнитивные процессы (ощущения или восприятие, убеждения или суждения), предрасположенность к миру и желания или импульсы. По Аристотелю, эмоции выполняют функцию расположения тела к движению, поскольку они являются тем, от чего человек страдает, они предполагают выведение его наружу и поиск равновесия. С другой стороны, Гиппократ утверждал, что эмоциональная стабильность зависит от баланса четырех гуморов: крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи .

Продолжая философские подходы, Декарт признает эмоции как душевные привязанности, которые находятся в шишковидной железе и функция которых состоит в том, чтобы побудить душу сохранить тело или сделать его более совершенным . В противовес этому Спиноза утверждает, что эмоция включает в себя душу и тело и что ее цель — сохранить существо на неопределенное время . Эти философы различают хорошие и плохие эмоции, те, которые стремятся к совершенству, и те, которые, напротив, препятствуют сохранению сущности бытия и удаляют от совершенства.

С другой стороны, эволюционная перспектива, в которой преобладает теория Дарвина, рассматривает эмоции как ответ на требования окружающей среды, где их функция в основном заключается в адаптации и сохранении вида. Согласно этой теории, выражения эмоций развиваются из поведения, которое указывает на то, что животное, вероятно, будет делать дальше (возбуждение нервной системы); если сигналы, подаваемые таким поведением, полезны для животного, демонстрирующего их, они будут развиваться (принцип полезности); а противоположные сообщения часто обозначаются противоположными движениями и позами (принцип антитезы) .

Дарвин также выдвигает постулат о базовых и вторичных эмоциях, в котором выражение лица и тело являются основными средствами выражения; первые универсальны, встречаются у всех животных, включая человека, являются кросс-культурными и врожденными, а вторые зависят от социального взаимодействия и более сложных когнитивных компонентов .

Джеймс (1884/1985) вводит психофизиологические изменения для объяснения эмоций, поскольку, согласно его мнению, эмоция — это ощущение телесных изменений, вызванных восприятием запускающего события или стимула. Для дифференциации и описания эмоций достаточно проанализировать и количественно измерить наблюдаемые физиологические изменения . Параллельно с этим Ланге утверждает, что эмоции не возникают непосредственно от восприятия стимула, но стимул вызывает телесные изменения, восприятие которых субъектом приводит к возникновению эмоций (Ramos, Piqueras, Martínez & Oblitas, 2009). В этих теориях функция эмоций задается выполнением адаптивного поведения и генерацией ориентировочных реакций для организма.

Новые перспективы

Кэннон критикует Джеймса, утверждая, что ощущение физиологических изменений не является эмоцией, а скорее определенные области мозга, в частности гипоталамус и таламус, отвечают за интегрированные эмоциональные реакции, предоставляя коре головного мозга информацию, необходимую для запуска механизмов осознания эмоций в мозге.

Поэтому их функция заключается в подготовке организма к ответной реакции, которая повлечет за собой значительные энергетические затраты; в частности, Кэннон продемонстрировал, что телесные изменения при боли, голоде, страхе и гневе способствуют благополучию и самосохранению человека . В рамках теорий активации Линдсли, Хебб и Мальмо предлагают существование уникального процесса активации, в котором корковая, вегетативная и соматическая системы будут идеально скоординированы и который будет отвечать за качество различных аффективных реакций.

Открытия, а вместе с ними и подходы нейронауки развивались благодаря описанию схемы Папеса, эволюционной организации мозга, предложенной Мак Лином, связи между корой головного мозга, лимбической системой и стволом мозга, активирующей эндокринную систему, предложенной Генри, и многим другим. В настоящее время нейронные структуры, вовлеченные в эмоции, включают ствол мозга, гипоталамус, базальный отдел переднего мозга, миндалину, вентромедиальную префронтальную кору и поясную кору .

Теория квартета  показывает интегративную теоретическую, методологическую и эпистемологическую перспективу, которая позволяет целостное понимание человеческих эмоций из четырех систем: сфокусированных на стволе мозга, диэнцефалоне, гиппокампе и орбитофронтальной коре, из афферентных и эфферентных путей, где в дополнение к важности нейронных связей и нейротрансмиттерных систем, признается фундаментальная роль языка в кодировании этих, а также в их выражении, регуляции и генерации эмоций у других людей. Она признает, что существуют эмоциональные процессы, связанные с базовыми потребностями и саморегуляцией, т.е. выражение и удовлетворение эмоций, связанных с голодом, сном, сексом, среди прочих, регулируемых гипоталамусом.

Таким образом, теория квартета фокусируется не только на базовых эмоциях, но и на привязанности, объясняя, как между представителями одного вида создаются аффективные связи, которые порождают аффилиацию, просоциальное и защитное поведение по отношению к своим собратьям. Аналогичным образом, как структуры, связанные с когнитивными и исполнительными процессами, такие как орбитофронтальная область, отвечающая за принятие решений, также связаны с обработкой эмоций и вознаграждений.

С другой стороны, в рамках поведенческих теорий Уотсон предлагает эмоцию как наследственную реакцию, которая содержит изменения в телесных механизмах (лимбическая система), активизирующихся в ответ на ситуацию. Другими словами, это условные реакции, которые возникают, когда нейтральный стимул ассоциируется с безусловным стимулом, способным вызвать интенсивную эмоциональную реакцию. В свою очередь, Скиннер рассматривает эмоции как оперантное поведение или поведение, которое приводит к желаемому результату и имеет тенденцию к повторению (Melo Pé, 2007). Функция эмоций задается достижением подкрепления в результате взаимодействия с окружающей средой.

В отличие от этого, когнитивные теории утверждают, что реакция на эмоцию является физиологической, и важна когнитивная интерпретация этой физиологической реакции, которая определяет качество эмоции. Эмоция возникает только после когнитивной оценки соответствующего события или стимула, когда ему приписываются причинность, свойства и суждения, с функцией адаптации человека к окружающей среде и адекватного функционирования в обществе .

Выводы

В заключение следует отметить разнообразный вклад философских, эволюционных, психофизиологических, неврологических, поведенческих и когнитивных теорий, каждый из которых основан на их понимании мира в то время и инструментах, которыми они располагали для проведения своих исследований. Все они признают адаптивную функцию эмоций, важность эмоций для социального взаимодействия, просоциальной предрасположенности, выживания, принятия решений и рациональной обработки информации.

Эмоции окрашивают жизнь каждого человека, согласно Аристотелю, от удовольствия и боли, поскольку, будучи фундаментальной частью жизни, они всегда присутствуют и представляют собой две стороны одной медали в человеческом существе, полученной от активации корковых и подкорковых структур, которые приводят к физиологическим, моторным, висцеральным, вербальным и когнитивным реакциям. Как форма поведения, опосредованная лимбической системой, эмоции оказывают влияние на здоровье каждого человека, поэтому важно проанализировать каждую из теоретических перспектив, которые не только предлагают подход к их пониманию, но и определяют пути действия и лечения патологий, которые в большинстве случаев имеют субстрат в виде эмоциональных изменений.

Наконец, утверждается, что существуют расхождения между теорией Аристотеля, который утверждает, что эмоция включает в себя интеллектуальный процесс, а не просто физиологическую активацию, поскольку она нуждается в языке и, следовательно, включает разум; в отличие от того, что было заявлено столетиями позже Джеймсом, который утверждает, что эмоция — это простое восприятие физиологических изменений. Аналогичным образом, существуют значительные различия между физиологическими и нейронными теориями, поскольку первые понимают эмоции как висцеральную, сосудистую или моторную реакцию, в то время как нейронные теории фокусируют генезис и процесс эмоций в мозге, где задействованы различные корковые и подкорковые структуры.

Аналогичным образом, когнитивные теории с их релевантностью в менталистических процессах, где когнитивные функции и оценочные процессы определяют эмоции, противостоят тому, что предлагается бихевиористскими теориями, где эмоции являются просто другой формой поведения, заданной обуславливанием, и чья функция задается рамками отношений случайностей.