Психология старения — это область исследования, которая в последние годы привлекает большое внимание как со стороны специалистов-операторов, врачей, психологов, биологов, так и со стороны людей, затронутых социальными изменениями, вызванными прогрессирующим старением населения.

Сегодня психогеронтология — это место встречи, своего рода мастерская, где можно изучать феноменологию старения, современные системы оценки, интерпретационные модели и стратегии психотерапевтического вмешательства. Поэтому в этой статье мы рассмотрим, что такое психогеронтология, ее особенности и функции.

Вам также может быть интересно: 15 типов психологов и их функции

поддержка

Что такое психогеронтология?

Мы все согласны с тем, что старение — это естественное явление, этап жизненного цикла. Однако с течением времени это явление претерпело изменения: если раньше пожилые люди считались теми, кто уже ничего не может делать: у них не было желания устанавливать социальные контакты и они были полностью оторваны от общества, то сегодня пожилые люди играют важную роль на социальном и, прежде всего, на семейном уровне.

Психогеронтология повторяет эти изменения и является современной дисциплиной, изучающей психологические последствия старения. Это наука, которая пытается описать, объяснить, понять и изменить отношение к стареющему субъекту.

Однако, чтобы лучше понять, что изучает психогеронтология, важно прояснить ее отличия от других дисциплин:

  • Гериатрия — это дисциплина, которая изучает возможные заболевания, встречающиеся у пожилых людей, и старается максимально отдалить любую форму ухудшения состояния.
  • С другой стороны, геронтология — это отрасль гериатрии, изучающая биологические, психологические и социальные механизмы старения.

Если вас интересуют другие исследования старения, рекомендуем вам ознакомиться с нашей статьей о геронтологии: науке о старости.

Характеристика психогеронтологии

Изменения, происходящие в пожилом возрасте, не представляют собой однородный процесс, поэтому существуют очень существенные различия в зависимости от человека и его собственных процессов. Поэтому определение психологических изменений, характерных для этой стадии, было бы упрощенным и ограниченным видением, не учитывающим множество переменных, которые могут возникнуть в жизни конкретного человека.

Ниже мы определим основные общие изменения и ситуации, в которых применяется психогеронтология:

  • Снижение эффективности жидкостного интеллекта: это происходит, начиная с 30 лет, ускоряется по мере достижения 60-летнего возраста и увеличивается по мере старения. Хотя снижение умственных способностей начинается в вышеупомянутые периоды, а изменение глобального интеллекта усиливается с возрастом, профилактика посредством когнитивной стимуляции способствует поддержанию способностей.
  • Ухудшение состояния после смерти: причины скорее органические, чем психосоциальные.
  • Возникновение депрессивных настроений: пожилые люди подвержены большему количеству негативных переживаний, которые могут влиять на эмоции и чувства, приводя к депрессивным настроениям, с которыми придется бороться с помощью психологических и социальных стратегий и механизмов защиты и индивидуальной поддержки.
  • Снижение сексуальной реакции: сексуальность у пожилых людей, как и в других возрастных группах, обусловлена воспитанием и биологическими изменениями, происходящими как у мужчин, так и у женщин. Даже если биологическая сексуальная реакция снижается, интерес и либидо не обязательно уменьшаются.
  • Снижение адаптивности: в поведенческом плане можно говорить об акцентуации черт характера и снижении способности адаптироваться к новым или незнакомым ситуациям. В результате возникает тенденция к поиску стабильного и близкого окружения, которое передает психологическую (и даже физическую) безопасность, востребованную на этом этапе.

Важность психогеронтологии

Процесс старения включает в себя ряд изменений в деятельности мозга, которые не характеризуются — как считалось раньше — прогрессирующей и необратимой потерей всех функций и все более инвалидизирующей патологией.

Важность психогеронтологии заключается именно в этом изменении парадигмы в отношении старости: старение органично вписывается в процесс роста. Ниже представлен обзор прогресса, достигнутого в этой дисциплине:

Поддержание и улучшение функций организма:

Психогеронтологические исследования показали, что наряду с десятком элементарных функций можно сохранить зрение, слух, скорость движений, а иногда даже акцентировать глобальные аспекты поведения.

Это зависит, с одной стороны, от поддержания посредством упражнений функций, которым суждено упасть, и, с другой стороны, от компенсаторных возможностей, которые сможет обеспечить старческий мозг, не склерозированный последствиями возраста, как считалось в прошлом, но все еще частично пластичный.

Уход и развитие эффективности и адаптации

Исследования, проведенные в последние десятилетия с использованием поперечных и продольных методов, позволили точно определить условия, которые могут позволить очень пожилому человеку сохранить высокий уровень работоспособности и адаптации, выявить факторы, которые могут негативно повлиять на процесс старения, и реализовать программы по их предотвращению и контролю, насколько это возможно.

Функции психогеронтологии

Что изучает психогеронтология? Психогеронтология рассматривает процесс старения с психологической и нейропсихологической точки зрения, предоставляя пожилым людям психологическую поддержку и психообразовательные вмешательства.

Эти упражнения активизируют ценные ресурсы, способные содействовать и реализовывать хорошее старение, поддерживая человека на этом деликатном и важном этапе жизненного цикла. Но чем занимается психогеронтолог? Когда старость сталкивается с ситуациями хрупкости и болезни, терапевт предлагает пожилому человеку:

  • Реабилитация и психологическая поддержка после инсульта и/или черепно-мозговой травмы.
  • Оценка когнитивных функций.
  • Когнитивная стимуляция остаточных способностей, согласно протоколу, разработанному и валидированному А. Спектором (Лондонский университет), на большой выборке людей с деменцией типа Альцгеймера, сосудистой и другими формами деменции.
  • Психологическая поддержка человека с деменцией.
  • Психологическая поддержка для ухаживающего лица.
  • Психообразовательные вмешательства для семьи людей с деменцией (домашнее управление поведенческими расстройствами).
  • Обучение персонала по уходу в доме престарелых.
  • Психологическая поддержка при уходе за тяжело и/или неизлечимо больными людьми.
  • Психологическая поддержка при отсутствии или частичном лечении тяжелой утраты после смерти партнера и т.д.