Использование искусства и телесной терапии становится все более популярным как в психологии, так и в других дисциплинах. Они подходят к человеку целостно и признают тело как посредника развития, способствуют позитивным изменениям, стимулируют творчество и способность к свободному и спонтанному самовыражению. Экспрессия тела или телесное выражение — это телесная терапия, инструментом которой является само тело. Мы предлагаем вам прочитать статью о телесной экспрессии и коммуникативных навыках.
Предисловие
Стимулирование развития коммуникативных навыков посредством техник телесной экспрессии происходит именно потому, что последняя сама по себе является языком и способом интернализации и экстернализации ощущений, эмоций, чувств и мыслей индивидуума, который имеет среди своих преимуществ сенсибилизацию и осознание себя, чтобы, среди прочего, удовлетворить наши потребности в выражении, общении, творчестве, обмене и взаимодействии с другими (другими) в обществе, в котором мы живем.
С точки зрения культурно-исторического подхода, руководящего подхода нашей современной школы психологии, внимание уделяется вопросам тела в общем виде. Эти рамки позволяют нам подойти к концепции тела, которая сама по себе может стать способом преодоления дуализма отношений «разум-тело», который и сегодня создает барьеры для исследований и текущего развития. В настоящее время на многих уровнях: социальном, профессиональном, научном, дисциплинарном и т.д., существует потребность расширить представление о теле, которое мы имеем сегодня. Также важно интегрировать различные дисциплины, чтобы уделять больше внимания телу и его потенциалу, способствующему лучшему развитию человека во всех смыслах.
Человек — это телесное существо, носитель психики, и его сущность социально-историческая. С онтогенеза и в процессе своего развития он погружен в различные социальные группы, на него влияет внешняя среда: социальная, природная, историческая, конструируемая. Его биологические и психологические структуры находятся в постоянном изменении и движении, даже незаметно, от рождения до смерти. Поэтому мы — тело и у нас есть тело, и мы можем определить его так: «живая система, которая взаимодействует с внешней средой, растет в пространстве и/или времени, выполняет различные функции, а в случае человеческого тела трансформируется под воздействием истории и культуры, которую несут другие люди, поколение за поколением, выражая себя определенным образом». Это определение представляет собой подход, разработанный доктором Феблесом в работе: «Тело как посредник высших психических функций. На пути к телесной терапии».
Знание, осознание того, как оно конструируется в процессе нашего развития, изучение того, как повседневные события влияют на эту конструкцию, знание того, как наше собственное тело, его потенциал или способности, определяют наше повседневное поведение и знание того, как наше тело влияет на наше общение — это важные и интересные аспекты, но также ограниченные барьерами, которые мы накладываем на себя каждый день, установленными нормами или обычаями, формирующимися из поколения в поколение. Участвуя в этих подходах, мы в какой-то степени становимся ответственными за поиск путей продвижения знаний о теле, осознанной работы с ним, устранения тех барьеров, которые мешают нам выйти за пределы слова. Среди возможных способов, техника Body Expression используется большим количеством специалистов в различных отраслях, и мы предполагаем, что это телесная терапия.
Язык тела сам по себе представляет собой язык, в котором достигается интеграция физической, эмоциональной и интеллектуальной сфер. «Язык тела, понимаемый как движения, жесты тела, является одним из основных средств или потенциальных возможностей человека для передачи своих идей, чувств, настроений, эмоций, для представления того, как он воспринимает и разрабатывает реальность, где мобилизованы все его привязанности и познания» (Aguirre, 2002, p. 17).
«Наш ежедневный опыт — это телесное выражение» (Кабрера, 1998). Двигаться в пространстве и времени, выполнять определенные действия каждый день, импровизировать, создавать, чувствовать и воспринимать все это, взаимодействовать с другими, открывать ощущения, чувства, эмоции — это и есть телесное выражение, когда тело танцует по жизни со своим собственным движением, в котором оно знает и узнает себя. «Это, прежде всего, проявления тела, которые человек не кодифицировал и не выбрал», и поэтому: «Приобретение осознания телесной поддержки каждого из этих проявлений приводит к работе над их физическими проявлениями, открытию альтернатив, которые все больше соответствуют нашим основным мотивам и коммуникативным потребностям» (Cabrera, 1998). Использование техник, в которых поощряется сознательная работа с телом, и в частности с выражением тела, дает возможность усилить формирование личности человека.
Оно само по себе является ценной техникой, приводящей, в свою очередь, к проявлению самого тела, с общими словами: эксплуатировать, сделать сознательным, работать, общаться, выражать. Язык тела, во всем его многообразии, язык тела или техники, приобретает неисчислимую ценность при использовании в терапевтической, групповой или индивидуальной работе, и даже в преподавательской работе.
Язык тела — это язык, передающий ощущения, эмоции, чувства и мысли посредством движения тела, включающий в себя другие выразительные языки, такие как речь, рисование и письмо. Он также стал дисциплиной, которая поддерживается другими ресурсами, такими как музыка и поэзия, которые позволяют человеку максимально проявить выразительные способности, не требующие прежних навыков.
Поиск новых терапевтических альтернатив в работе с группами, которые позволили бы сформировать коммуникативные навыки, стал мотивом исследования, проведенного в Гаванском университете в 2003 году на примере группы студентов из школы социальных работников в Кохимаре. Можно сделать вывод, что телесная работа, в частности телесное выражение, используемое в качественной методологии (включая рисунок, опыт и групповую рефлексию), представляет собой не только медиатор, но и становится важным средством психологического развития. Для того чтобы продемонстрировать эти подходы, мы придерживаемся следующей методологической схемы.
Методологический дизайн:
Проблема:
Как способствовать развитию коммуникативных навыков с помощью телесных выражений в группе подростков, обучающихся в Школе социальных работников Кохимара?
Обоснование проблемы:
Общение является основополагающим элементом для человека и, фактически, для социальных работников, именно из-за характера социальной задачи, которую они выполняют; следовательно, развитие навыков общения будет способствовать удовлетворительным отношениям с самыми разными слоями населения, не оставляя без внимания то, что это принесет им с личной точки зрения.
Эта работа основана на результатах, полученных в предыдущих исследованиях, в которых «были выявлены трудности в общении, в большинстве случаев связанные с выражением позитивных чувств, застенчивостью и в некоторых случаях агрессивным поведением», «была выявлена область межличностных отношений, где было установлено, что основные конфликты находятся именно в этой области» (Агирре, 2002, p. 111). В других работах мы видим «проблемы как в устной речи (проблемы беглости, словарного запаса, связности или владения языком), так и в письменной (краткость, простота идей, орфографические ошибки)» (Феблес., 2001) — гипотеза, возникшая из личного опыта преподавания с этими молодыми людьми.
Общая цель:
Предложить систему действий, которая посредством созерцания мероприятий по телесному выражению способствует развитию коммуникативных навыков в группе подростков, обучающихся в Школе социальных работников Кохимара.
Конкретные цели:
- Для поддержки использования мероприятий по телесному выражению в программе вмешательства для развития коммуникативных навыков у подростков в Школе социальных работников Кохимара.
- Охарактеризовать группу испытуемых с точки зрения развития коммуникативных навыков и образа, который они имеют о собственном теле.
- Разработать систему действий, предусматривающих телесное выражение.
- Наблюдать за движением показателей развития изучаемых навыков в соответствии с телесно-выразительными действиями, используемыми в предметах группы в ходе занятий.
- Предложить набор размышлений, поддерживающих использование данной программы для развития коммуникативных навыков.
Тематическая группа
Для проведения нашей работы мы использовали группу студентов-подростков из Школы подготовки социальных работников в Кохимаре, где я преподавал психологию. Он был выбран именно из-за необходимости улучшения качества общения через развитие коммуникативных навыков, поскольку это одна из технико-персонологических характеристик, необходимых специалисту данного профиля (Феблес М. и др. в Характеристическом отчете психология группы студентов формирующегося курса Школы социальных работников Кохимара) и является необходимым условием для дальнейшего выполнения ими роли социальных работников. Их возраст колеблется между 17 и 19 годами. Они родом из муниципалитетов Хабана-Вьеха и Серро, большинство из них живут в маргинальных районах (среди них «Белен», «Хесус Мария», «Эль Канал»), их последний класс — одиннадцатый. Это группа из 12 студентов, поскольку требовалось количество от 10 до 15 студентов, и предложение было согласовано с группой таким образом, чтобы участие было на добровольной основе. Группа состояла из 13 студентов, двое из которых были мужчинами, а остальные — женщинами.
Методология, методы и приемы:
Мы использовали качественную методологию, потому что она представляет собой гибкий и прекрасно настраиваемый подход к изучению социальных явлений, потому что это также метод, который не открывает, а скорее конструирует знания и который защищает союз исследователя и исследуемого посредством систематического, гибкого, экологического и ценностно-ориентированного подхода. Однако мы также считаем необходимым использовать количественную методологию, хотя и в меньшем масштабе, использование процентов, метод пропорций, позволяет лучше описать результаты.
Мы использовали несколько методов, среди которых документальное исследование, состоящее из изучения различных документов, связанных с темами, рассматриваемыми в данной работе (общение и коммуникативные навыки, телесное выражение, группа и подростковый возраст); с целью углубления в теоретические и практические соображения, которые по указанным темам имеют различные авторы. Был проведен историко-логический анализ, состоящий из поиска информации о ранее проведенных исследованиях, с целью найти исходную информацию о работе Body Expression как техники вмешательства. Мы смоделировали программу из десяти занятий, которые включали в себя мероприятия по телесному выражению, а также наблюдение в качестве эмпирического метода для сбора всей подробной информации об эволюции каждого из испытуемых в исследовании.
Мы использовали методики для исследования и диагностики развития коммуникативных навыков и для оценки образа собственного тела испытуемых. Среди них: «Мои самые значимые отношения», «Человек, с которым я больше всего общаюсь», «Опросник общения», «Опросник тела», «Саморисунок».
Интервентивная программа
Принципы:
Активный характер субъекта: опосредует влияние вмешательства и берет на себя ответственность за изменения.
Экспериментальная работа: способствовать осознанию опыта, вызванного деятельностью.
Принципы сотрудничества: содействовать сотрудничеству между членами группы, которое благоприятствует их развитию и способствует созданию атмосферы солидарности и сопереживания.
Принцип работы с телом: выражение опыта, чувств и идей с помощью языка тела. Развитие чувствительности и осознания тела.
Индивидуальный подход в групповом вмешательстве: лечение с разных уровней помощи, которая предоставляется с учетом степени достигнутого мотивационного развития.
Принцип отражения: отражение через обсуждение.
Групповые нормы:
- Посещаемость и пунктуальность.
- Уважение между членами группы.
- Участие, сотрудничество и вовлеченность в выполнение задания.
- Обмен комментариями.
- Не говорите «я не знаю», а выскажите то, что вы думаете.
- Выражение всем телом.
- Не осуждайте, делайте конструктивную критику.
Процесс:
Сеансы должны проводиться два раза в неделю по 90 минут. Можно использовать наблюдение и делать записи, чтобы получить гораздо более полную информацию о том, что произошло во время сессии. Необходимо большое помещение с достаточным освещением и вентиляцией. А последнюю сессию мы считаем целесообразным провести на открытом воздухе, совместив ее с посещением исторического или рекреационного объекта.
Каждая сессия состоит из трех частей:
Начало: В этой части необходимо всегда проводить разминку, иногда можно начать с релаксации, если координатор считает это необходимым. Прежде чем перейти к деятельности по развитию, участники должны проанализировать, что произошло на предыдущей сессии, и перейти к теме сессии.
Задачи: мотивировать группу через разминку.
Подготовить людей в группе к теме, над которой ведется работа.
Способствовать обмену с собственным телом и самовыражению через него.
Поощрять связь между членами группы.
Разработка: Выполняется деятельность занятия, которая должна отвечать конкретным целям занятия и осмысливаться в ходе обсуждения.
- Конец: Для прощания с группой используется завершающая техника.
- Задачи: завершить деятельность.
- Проверить содержание, над которым работали, через оценку деятельности.
- Ориентироваться в задании.
- Зафиксировать их на следующих сессиях.
Занятия проводятся на основе информации, полученной в ходе методов характеристики, с основной целью стимулирования развития тех навыков, которые развиты в меньшей степени. Предыдущий сеанс всегда учитывается для проведения следующего. На большинстве занятий используется музыка, в основном для сопровождения занятий, хотя им предоставляется возможность использовать свой экспрессивный язык, чтобы издавать звуки и петь, а также выражать себя телом через движение и танец.
Результаты
Комплексный анализ первоначально применяемых техник и наблюдение за ходом занятий позволили получить следующие результаты:
При первоначальной характеристике коммуникативных навыков членов исследуемой группы выяснилось, что наименее развитыми навыками в исследуемой группе являются, прежде всего, навык эмпатического понимания, развитый только у 25 % людей. Далее следуют навыки активного слушания и установления межличностных отношений, оба из которых были развиты только у половины людей в группе (50 %). Навыки, наиболее развитые у испытуемых в исследуемой группе, — это способность критиковать, присутствующая в 58,3% случаев, и способность выражать позитивные чувства, развитая у 66% людей в группе.
Среди показателей, которые были менее развиты, были такие, как: способность поставить себя на место другого, развитая только в 25% случаев, способность начать разговор с незнакомцами, развитая только у половины испытуемых, и следующие показатели, которые были развиты у 58,3% людей в группе, но все еще имеют ограничения: внимание к тому, что выражает другой человек, принятие позы созерцания и слушания, способность принимать критику и т.д. Это показатели, которые находятся на среднем уровне развития в группе. Остальные показатели (более развитые) мы рассматриваем как аспекты, на которые можно опираться для стимулирования развития навыков: умение принимать похвалу, активная позиция в плане поощрения аффективных подходов, поддерживающее отношение и т.д. и уровень знаний другого, который в большинстве случаев находится между средним и высоким.
В отношении развития образа тела испытуемые находятся на поверхностном уровне; уровень принятия собственного тела у большинства испытуемых (58,3%) находится на среднем уровне, причем части тела, оцениваемые негативно, преобладают над теми, которые оцениваются позитивно. С помощью саморисунка мы смогли определить, что для большинства (83,3%) образ тела связан с эстетической точкой зрения, внешними физическими характеристиками и элементами одежды. Среди результатов рейтинга самоописания мы также обнаружили черты неуверенности в себе (91 % случаев), незрелости (83, 3 %), семейной зависимости у 100 % людей в группе. Это тесно связано с тем, что наиболее значимые отношения, представленные в технике № 1, в 100 % случаев ограничены рамками: семья и пара. Нас также поражает тот факт, что в 83,3% случаев выявлены проблемы взаимодействия, трудности в общении, хотя уместно и то, что лица на рисунках, в 75% случаев, демонстрируют способность к экспрессии, что противоречит результатам по навыкам, полученным ранее.
Основываясь на полученных результатах, мы решили направить вмешательство на развитие всех навыков, делая акцент на показателях, которые оказались наиболее сложными в технике характеристики, информация, которая дополняется информацией, полученной из руководства по наблюдению во время занятий. Наиболее дефицитными показателями оказались следующие: возможность поставить себя на место другого человека, возможность начать разговор с незнакомыми людьми, внимание к тому, что выражает другой человек, принятие позы созерцания и слушания, возможность принять критику. Мы также стремились развить коммуникацию с собственным телом и развить образ, который испытуемые имеют о своем теле, его знание и принятие.
В ходе занятий трудности, обнаруженные в первоначальной характеристике, проявились в большей степени, а характерная черта, которая не очень проявлялась в методиках, была даже обнаружена у большинства из них: определенная тенденция к агрессивности перед лицом различий в критериях, поэтому были проведены мероприятия по преобразованию и этой характеристики. Например, особое внимание уделялось деятельности, в которой передавались привязанность, эмоции и т.д. Еще один показатель, находящийся на недостаточном уровне развития, выявленный в ходе занятий, — это способ критики, для которого были предназначены мероприятия по телесному выражению и дебаты для размышления в группе.
Наблюдалось постепенное развитие навыков в целом и показателей в частности, что выражается в процессе их идентификации, воспроизведения и имитации поведения до включения или осознания, что выражается в переносе усвоенного содержания на другие моменты вне семинара и отличные от него. Мы можем утверждать, что во время занятий у испытуемых наиболее развитыми были навыки активного слушания, эмпатического понимания и установления межличностных отношений.
Наиболее значительные изменения были связаны со способностью обращать внимание на то, что выражает другой человек, выражать позитивные чувства, а также со способностью делать и принимать критику и устанавливать межличностные отношения, а показатели, которые были наиболее развиты, — это способность обращать внимание на другого человека, ставить себя на место другого человека и устанавливать аффективные межличностные отношения.
Улучшения наблюдались и в динамике выражения тела: движения стали более широкими, уверенными и спонтанными. Кроме того, улучшилось развитие осознания тела через исследование и прикосновения. В целом, положительные изменения наблюдались у всех испытуемых, причем у некоторых они были более очевидны, чем у других. Деятельность по выражению тела способствовала сплочению группы благодаря сотрудничеству между ее членами и работе с телом. В то же время, рамки группы способствовали обмену информацией и эмоциями между ее членами, что способствует развитию группы в процессе взаимодействия через сессии, существующие эмоциональные связи укреплялись, а новые создавались, достигая приятной атмосферы.
Сессии 3, 7, 6 и 8 вызвали положительные впечатления, благоприятствуя накоплению знаний и формированию коммуникативных навыков. Они касались следующих тем: Активное слушание, выражение позитивных чувств, критика и межличностные отношения. Эти занятия повысили осведомленность испытуемых о фундаментальных трудностях в развитии их коммуникативных навыков. Люди в группе осознали привычки, усвоенные модели поведения, которые прерывают процесс общения и препятствуют выражению себя через тело. Занятия, которые вызвали наибольшее количество размышлений, были занятия 3 (Всегда ли мы слушаем, когда нас слушают?) и 6 (Критичность), а занятия, оказавшие наибольшее влияние на формирование новых эмоциональных связей и создание новых, были: 7 (Выражение позитивных чувств) и 8 (Межличностные отношения).
Из всех видов деятельности трудным, хотя и не неприятным, был признан тот, в котором они становились предметами, животными или вещами. Это может быть связано с тем, что потенциальные возможности тела не были использованы в достаточной степени. Сжигание «Я не могу» было действием, которое больше всего запомнилось положительными переживаниями, вызванными им у каждого человека в группе, и даже было представлено как самое приятное, как и момент на сессии 3, в котором были созданы и изменены статуи, представляющие ситуации слушания и неслушания.
Мы считаем необходимым для других семинаров учесть необходимость активизации и мотивации испытуемых с самого начала занятий; можно включить короткую разминку с использованием физических упражнений. Это была бы альтернатива, которая вместе с релаксацией подготовила бы тело к сознательной работе. Оба могут использоваться в зависимости от состояния человека, даже вместе на сеансах.
Выводы
К основным достижениям или вкладам этой работы можно отнести:
Разработанная и примененная система действий способствовала развитию коммуникативных навыков в группе студентов Школы социальных работников, используя телесную экспрессию как технику, которая в свою очередь представляет собой язык, который через движение передает ощущения, эмоции, чувства и мысли.
Полученная характеристика группы дала нам информацию о развитии коммуникативных навыков и образа тела, послужив отправной точкой для разработки и реализации системы действий.
Разработка системы действий осуществлялась гибким образом, всегда с учетом результатов, полученных на предыдущей сессии, а также с учетом использования деятельности по выражению тела, групповой динамики и партисипативных техник.
Движение показателей развития изучаемых навыков наблюдалось в соответствии с телесно-выразительными действиями, используемыми в групповых предметах в ходе занятий.
Для поддержки использования этой программы для развития навыков общения был предложен набор размышлений:
- Работа с телом, в частности телесная экспрессия, используемая в качественной методологии (включая рисование, групповой опыт и рефлексию), является не только медиатором, но и в силу своего онтегенетически мобилизующего характера функций становится важным средством психологического развития.
- Телесное выражение у подростков вновь берет на себя роль психомоторного развития, вероятно, затрудненного в предыдущих возрастах, обновляя и укрепляя психические функции, которые оставались заторможенными или остановились в своем развитии, начиная выражать себя.
- Проведенная работа позволяет выдвинуть гипотезу, что телесное выражение способствует появлению эмоций, отношений с самим собой, что в свою очередь пробуждает функции, основанные на восстановлении взаимосвязей и внутренних связей между телесным в целом и психологическим как функцией тела.
- Благодаря своей многомерности, она способствует развитию различных сфер личности (неуверенность, конфликты, незрелость, зависимость от семьи), но в особенности коммуникативной функции, которая вместе с активностью составляет фундаментальный принцип развития.
Библиография
Агирре, А.: «Танец — отличный ингредиент для развития личности».
Альфонсо Б.: «Интервенционная программа по стимуляции межличностного общения у детей с психологическими отклонениями среднего школьного возраста».
Анастаси, А.: «Психологические тесты». Издательский городок и образование.
Арзуага, Н.: «Использование тайцзицюань, связанного с групповой динамикой, для развития самопознания у пациентов».
подчеркнул». Дипломная работа.
Баэс, CJ: «Эффективная коммуникация»
Касерес, В.: «Психология транзитного тела».
Кальвиньо, М.: «Работа в группах и с группами. Основные переживания и размышления» .
Казалес, Дж. К.: «Межличностное общение. Критерии определения»
Крэш И.: «Использование биоэнергетических техник и групповой динамики для снижения и контроля стресса».
«Испано-американский энциклопедический словарь литературы, науки и искусства и т. д.».
Декер, Б.: «Искусство общения. Как добиться личного влияния в бизнесе.
Домингес, Л.: «Психологические проблемы развития личности» .
Энгельс, Ф.: «Роль труда в превращении обезьяны в человека» .
Эскудеро, М.: «Общение в обучении». Фотокопия статьи.
Фаст, Дж.: «Язык тела» . Редакция Кайрос.
Феблес М. И др.: «Психологическая характеристика группы студентов формирующегося курса Школы рабочих».
социальный Кохимара». Факультет психологии.
Феблес, М.: « Историческое наследие
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.