Моделирование, также называемое имитацией, наблюдательным обучением или викарным обучением, является основной стратегией вмешательства, отдельно или в сочетании с другими техниками, для психотерапевта, который использует когнитивно-поведенческую парадигму в качестве эталонной модели. Данная статья направлена на анализ темы «Моделирование»: определение, ключевые факторы и области применения в психотерапии. Таким образом, визуализация тройной точки зрения.

ясность ума

Краткое содержание статьи

Сначала, в качестве вводной теоретической основы, кратко описываются фундаментальные принципы, лежащие в основе моделирования, а также процессы, вовлеченные в моделирование.

Далее следует общая процедура его применения, основные технические варианты по ряду параметров, ключевые факторы и основные принципы, связанные с эффективным использованием моделирования в психотерапии. Наконец, для примера перечислены некоторые наиболее актуальные применения моделирования в области психологии здоровья и психотерапии за последние годы.

Теоретическая основа

Изучение имитации в психологии было почти полностью опущено до появления пионерской работы Миллера и Долларда (1941). Эти авторы рассмотрели существующие на тот момент теории и сформулировали собственную концепцию подражания, используя в основном бихевиористский контекст. Прошло двадцать лет, прежде чем важность обучения по подражанию для развития личности и социального обучения стала очевидной в книге Бандуры и Уолтерса (1963), и с тех пор имя Бандуры стало почти синонимом изучения наблюдательного обучения и его влияния на социальное поведение, а термин «моделирование» заменил подражание в качестве зонтичного термина для различных процессов наблюдательного обучения.

Хотя существуют различные теории о природе и процессах, связанных с моделированием, позиция, отстаиваемая Бандурой, кажется наиболее широко принятой сегодня ). В 1969 году, после публикации книги Альберта Бандуры «Принципы модификации поведения», были заложены основы для практического применения методов моделирования в теории социального обучения (Оливарес и Мендес, 1998).

Моделирование: теоретические основы

Кормье (1994) определяют моделирование как «процесс обучения на основе наблюдений, когда поведение одного человека или группы — модели — действует как стимул для мыслей, установок или поведения другого человека или группы, наблюдающих за работой модели».

Основные черты теоретической основы моделирования, предложенной самим Бандурой, кратко и конкретно представлены Оливаресом и Мендесом (1998) в следующих терминах:

Основное предположение

Большая часть человеческого поведения изучается путем наблюдения через моделирование.

Фундаментальная предпосылка

Любое поведение, которое может быть приобретено или изменено путем непосредственного опыта, в принципе, может быть изучено или изменено путем наблюдения за поведением других людей и вытекающими отсюда последствиями.

Процессы символической медиации

Субъект приобретает символические представления моделируемого поведения, а не просто конкретные E-R ассоциации.

Общая процедура применения и эффекты моделирования

Испытуемый наблюдает за поведением модели и имитирует его с целью:

Приобрести новые модели реагирования

Эффект приобретения: обучение новым формам поведения или поведенческим паттернам, которые изначально не входили в поведенческий репертуар человека.

Усиление или ослабление ответных мер

  • Ингибирующий эффект: наблюдатель отмечает отсутствие положительных последствий или наличие отрицательных последствий после выполнения модели поведения.
  • Дезингибирующий эффект: растормаживание поведения наблюдателем после того, как он увидел, что модель выполняет его, не испытывая никаких негативных последствий.

Облегчение выполнения реакций, уже имеющихся в репертуаре субъекта.

Облегчающий эффект: Облегчает выполнение поведенческих моделей, ранее усвоенных в результате наблюдения за моделью.

Основные процессы, связанные с моделированием

Бандура и Джеффери (1973) выделяют четыре основных процесса, участвующих в любом процессе моделирования:

Внимание

Деятельность наблюдателя заключается в том, чтобы сосредоточиться на том, что моделируется.

Удержание

Это относится к символическому или языковому кодированию, когнитивной организации и скрытому повторению представленной модели.

Воспроизводство

Способность наблюдателя воспроизвести, повторить или отработать поведение, модель которого наблюдалась.

Мотивация

Благоприятная предрасположенность наблюдателя принять за свои собственные цели, предложенные с помощью методов моделирования.

Каждый из этих основных процессов, общих для всех процедур моделирования, глубоко взаимосвязан и является существенным фактором (предпосылкой) для успеха любого терапевтического процесса, использующего моделирование в качестве основной стратегии вмешательства.

Общая процедура применения моделирования

Хотя моделирование может использоваться в различных технических вариантах, которые я перечислю позже, на основе работ различных авторов (Крузадо, 1995; Оливарес и Мендес, 1998) можно предложить основную последовательность его применения, которая включает следующие девять элементарных шагов:

  1. Установление терапевтических целей в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.
  2. Иерархизация (постепенное усложнение), если необходимо, моделируемых моделей поведения.
  3. Терапевт дает клиенту конкретные инструкции по ключевым аспектам, на которые следует обратить внимание в процессе моделирования:

3.1.Присутствие ситуационных стимулов.

3.2. Соответствующие измерения моделируемого поведения. 3.3.

3.3. Последствия после выполнения поведения.

  • Модель выполняет ранее установленные модели поведения и словесно описывает, что он/она делает и ожидаемые последствия его/ее поведения.
  • Терапевт просит клиента описать поведение, демонстрируемое моделью, его предшественников и последствия.
  • Поручите клиенту применить на практике то, что было замечено во время сеанса.
  • Поддерживайте клиента во время выступления (словесные подсказки или физическое руководство) и обеспечивайте положительную обратную связь.
  • Проведение необходимых поведенческих репетиций до тех пор, пока поведение не закрепится.
  • Планирование терапевтических задач между сеансами.

Классификация методов моделирования

Моделирование представляет собой большое количество технических вариантов, которые можно классифицировать по ряду основных параметров ):

Поведение наблюдателя:

1.1.Пассивное моделирование: Испытуемый только наблюдает за поведением модели, не воспроизводя его во время тренировки.

Активное моделирование: испытуемый наблюдает за работой модели, а затем воспроизводит смоделированное поведение на том же сеансе лечения.

Представление модели:

2.1.Символическое моделирование: Моделирование осуществляется с помощью видео, кино, кассеты или другой аудиовизуальной записи.

2.2. Живое моделирование: Модель выполняет поведение в присутствии наблюдателя.

2.3. Скрытое моделирование: испытуемый должен представить себе поведение модели.

Соответствие поведения модели:

3.1.Позитивное моделирование: моделирование соответствующего поведения или поведения-цели 3.2.

3.2. Негативное моделирование: моделирование нежелательного поведения.

3.3. Смешанное моделирование: использование негативного моделирования с последующим позитивным моделированием.

Степень сложности моделируемого поведения:

4.1. Моделирование промежуточных форм поведения: Терминальное поведение разбивается на промежуточные формы поведения, которые постепенно моделируются и усваиваются субъектом.

4.2. Моделирование целевого поведения: В случаях, когда целевое поведение не является чрезмерно сложным, оно моделируется напрямую.

Количество наблюдателей:

5.1. Индивидуальное моделирование: Моделирование проводится перед одним наблюдателем, обычно в терапевтических контекстах.

5.2. Групповое моделирование: Моделирование происходит перед группой, обычно в образовательных контекстах.

Количество моделей:

Одиночное моделирование: представление одной модели 6.2.

6.2. Множественное моделирование: Используется несколько моделей, различных и схожих с наблюдателем.

Идентичность модели:

7.1. Автомоделирование: моделью является сам наблюдатель. Использование аудиовизуальных средств.

7.2. Моделирование: Модель и наблюдатель — это разные люди. Наиболее распространенная стратегия.

Природа модели:

8.1. Моделирование человека: Модель — это человек, который должен обладать характеристиками сходства и/или престижа для наблюдателя.

8.2. нечеловеческое моделирование: В качестве моделей используются мультфильмы, марионетки, куклы или фантастические существа, предпочтительно (но не исключительно) с детьми.

Компетентность, демонстрируемая моделью:

9.1. Мастерство моделирования: Модель обладает необходимыми навыками и ресурсами, чтобы эффективно справиться с ситуацией с самого начала.

Копинг-моделирование: Модель изначально демонстрирует навыки, схожие с наблюдателем, и постепенно демонстрирует навыки, необходимые для разрешения ситуации удовлетворительным способом.

Ключевые факторы эффективности моделирования

Простое наблюдение за поведением третьего лица не обязательно гарантирует значительные психотерапевтические результаты; существует ряд ключевых факторов и переменных, которые необходимо учитывать, когда психотерапевт планирует процедуру моделирования с определенными гарантиями успеха (Kanfer and Goldstein, 1987):

A) Факторы, способствующие усвоению (внимание и удержание).

Характеристики модели:

  • Сходство (пол, возраст, раса и взгляды).
  • Компетентность.
  • Конвивиальность.
  • Престиж.

Характеристики наблюдателя:

Способность обрабатывать и удерживать информацию.
Неопределенность.
Уровень тревожности.
Личностные факторы.

Характеристика формы, в которой представлена модель:

Реальная или символическая модель.
Различные модели.
Модель прогрессивных навыков (копинг).
Градуированные процедуры.
Инструкции.
Комментарий к характеристикам и правилам.
Резюме обозревателя.
Репетиция.
Минимизация отвлекающих стимулов.

B) Факторы, улучшающие производительность (репликация и мотивация)

Стимулирующие факторы:

  • Викарное подкрепление.
  • Викарное угасание страха перед ответом.
  • Прямое усиление.
  • Имитация.

Факторы, влияющие на качество внедрения поведенческого подхода:

  • Поведенческая репетиция.
  • Совместное моделирование.

Факторы, влияющие на передачу и обобщение результатов:

  • Сходство ситуации обучения и естественного окружения субъекта.
  • Практика реагирования.
  • Стимулы в природной среде.
  • Принципы обучения.
  • Изменения в ситуации обучения.

Основополагающие принципы эффективного моделирования

Принимая вышеизложенное за основу и опираясь на вклад различных авторов в эффективное применение моделирования в психотерапевтическом контексте, можно выделить ряд руководящих принципов, как в отношении самого моделирования, так и процесса репетиции поведения и обратной связи, необходимых в любом процессе эффективного моделирования:

Принципы моделирования

  1. Оптимизация модели, используемой в процессе.схожие характеристики с наблюдателем, престиж, схожая компетенция — копинг-компетентность или акцент на аффективных компонентах.использование разнообразных моделей.использование разнообразных моделей.использование разнообразных моделей.использование разнообразных моделей.использование разнообразных моделей.использование разнообразных моделей.
  2. Использование разнообразных моделей.Мастерство, Негатив, Самомоделирование, Simple…….
  3. Градация и расстановка приоритетов в процессе моделирования — разбивка сложных моделей поведения на более простые для облегчения и закрепления обучения.
  4. Использование стратегий обучения, способствующих процессу усвоения. Использование поясняющих резюме (клиента или терапевта), повторение основных сигналов, устранение отвлекающих стимулов (шум, беспокойство…) или использование конкретных инструкций до, во время и после моделирования.
  5. Планирование подкреплений для поведения модели: выполнение моделью желаемого поведения систематически подкрепляется.

Принципы поведенческой репетиции

  1. Сходство между запрограммированной практикой и естественной средой клиента.
  2. Повторение и разнообразие тренировочных ситуаций.
  3. Программированная практика в естественной среде клиента.
  4. Использование средств, побуждающих к особо сложному поведению, например, с помощью физического или вербального руководства, поддержки и совета, повторной отработки фрагментов поведения, постепенного увеличения времени/сложности/риска отработки или использования дополнительных методов, таких как приковывание и формирование.
  5. Планирование эффективных подкреплений в естественной среде клиента.

Принципы обратной связи

  1. Конкретная обратная связь: Избегайте обобщений, двусмысленностей и чрезмерной длины; четкая, короткая, лаконичная и конкретная обратная связь.
  2. Поведенческая обратная связь: сосредоточьтесь на поведенческих аспектах испытания, а не на личных оценках.
  3. Понятная обратная связь: адаптируйтесь к языку клиента, ограничивая технический жаргон и ненужные и излишние сложности.
  4. Позитивная обратная связь: ограничение ненужной критики и поощрение небольших успехов и усилий по изменению.
  5. Гибкая обратная связь: использование других форм обратной связи, например, видеосъемки, чтобы не полагаться исключительно на устную обратную связь.

Области применения моделирования

В некоторых случаях моделирование применяется в качестве единственной терапевтической стратегии, чтобы помочь клиенту приобрести реакции или погасить страх; в других случаях моделирование является компонентом общей стратегии вмешательства.

В последние годы в области психологии здоровья и психотерапии был успешно применен ряд стратегий вмешательства на основе моделирования, некоторые из наиболее значимых из них следующие:

  1. Многие из клинических применений принципов моделирования относятся к категории дезингибирующих эффектов. Поведение, подавляемое страхом или тревогой, как в случае с фобиями, успешно лечится тем, что люди, страдающие фобиями, становятся свидетелями того, как модели выполняют это поведение, вызывающее страх, и испытывают положительные последствия.
  2. Использование тормозящего эффекта моделирования также получило значительное внимание в клинических ситуациях. Клиенты, демонстрирующие чрезмерное социально неодобряемое поведение (например, алкоголики или правонарушители, которым трудно контролировать свое поведение), могут усилить свои собственные запреты на такое поведение, наблюдая за моделью, которая испытывает негативные последствия за совершение таких же действий .
  3. В клинических условиях моделирование используется для лечения поведения, подавляемого страхом или тревогой. В классическом исследовании Бандуры, Бланшара и Риттера сообщается об успешном применении методов моделирования для лечения фобии змей. Испытуемые в этом исследовании были разделены на три группы и одну контрольную группу. Были выбраны три стратегии лечения: символическое моделирование, живое моделирование с направленным участием и классическое лечение, основанное на систематической десенсибилизации. Результаты этого исследования показали, что обе группы моделирования превосходили группу сенсибилизации, а группа моделирования участников была даже лучше, чем группа, чья стратегия лечения была основана на использовании символического моделирования .
  4. Моделирование — это эффективная техника модификации поведения с людьми любого возраста (дети, подростки и взрослые), разных типов (нормальные, делинквенты, умственно отсталые, психопаты) и с разными проблемами (страхи, поведенческие дефициты, поведенческие эксцессы).
  5. Моделирование может быть одинаково эффективным для профессионалов и парапрофессионалов, которые вовлечены в помощь другим людям в изменении их собственного поведения (психотерапевты, медсестры или социальные работники), и в обучении таких профессионалов успешно используются примеры желаемого поведения — символическое моделирование — и демонстрации данного поведения — поведенческое моделирование.
  6. Было показано, что моделирование эффективно для восстановления у взрослых психотиков ранее существовавших в их репертуаре форм поведения, таких как навыки самообслуживания и язык, или для поощрения просоциального и альтруистического поведения .
  7. Было показано, что моделирование участников особенно эффективно в преодолении ситуаций, вызывающих тревогу. Было показано, что моделирование участников позволяет достичь высоких уровней немедленного изменения поведения, отношения и самооценки эффективности при работе со стимулами, вызывающими страх, а моделирование участников в сочетании с самопроговариванием (размышлением вслух) значительно снижает уровень конкретных фобий. Моделирование участников также применяется для уменьшения поведения избегания и чувств, связанных с вызывающими страх ситуациями или действиями, а при использовании моделирования участников с клиентами, страдающими фобиями, успешное выполнение вызывающих страх действий или ситуаций помогает человеку научиться эффективно справляться со страхами. Другие области применения моделирования участников включают людей с поведенческими дефицитами или отсутствием навыков, таких как социальная коммуникация, ассертивность или физическое благополучие ).
  8. Когнитивное моделирование в сочетании с самоинструктивным обучением было успешно применено для обучения госпитализированных шизофреников изменению своих мыслей, внимания и вербального поведения — самовербализации — при выполнении заданий
  9. Моделирование применяется к проблемам фобий, благодаря своему дезингибирующему эффекту, в области психологии здоровья в таких аспектах, как снижение страха перед хирургическими вмешательствами или стоматологическими процедурами.
  10. В области здравоохранения моделирование используется для подавления нездоровых привычек, например, в программах профилактики наркомании, а также в многочисленных программах профилактики проблем со здоровьем, в психологическом лечении пациентов, страдающих от различных медицинских проблем, и в подготовке к болезненным медицинским вмешательствам .
  11. Моделирование является фундаментальной стратегией в пакете техник, обычно используемых в модификации поведения для обучения социальным навыкам и ассертивности. Фундаментальные техники или компоненты, используемые в обучении социальным навыкам и ассертивности: 1) инструкции 2) моделирование 3) репетиция поведения 4) положительное подкрепление и 5) обратная связь .
  12. Аналогичным образом, моделирование является фундаментальным звеном в обучении прививанию стресса, применимого к широкому спектру расстройств .