Дивергентное мышление — это общий анализ нашего окружения, без четкого определения цели нашего исследования. Это все равно, что поднять антенны, прежде чем направить их куда-то, чтобы посмотреть, есть ли сигналы. Использование дивергентного мышления позволяет нам проявить интерес к тому, что мы наблюдаем, возможно, поверхностным, но очень полезным способом, операцией, в которой мы не ищем ни сильных, ни слабых сигналов, парадоксальным образом мы не ищем ничего.

Даже если человек не ищет, что-то будет найдено, потому что ум настроен на такой уровень реактивности, что после того, как в него поступает ряд входных сигналов, он включается и начинает размышлять. В этой статье мы рассмотрим, что такое дивергентное мышление, его характеристики и некоторые примеры.

движение

Что такое дивергентное мышление?

В 1950-х и 1960-х годах американский психолог Джой Пол Гилфорд опубликовал важные исследования интеллекта и творчества. Последнее, по мнению ученого, связано с общим функционированием разума, поскольку является не чем иным, как его выражением. Он определил, что в нашем разуме можно выделить два типа или вида мышления. Здесь мы расскажем вам, что такое конвергентное и дивергентное мышление.

  • Конвергентное мышление: характеризуется повторением уже изученного и адаптацией старых ответов к новым ситуациям более или менее механическим способом.
  • Дивергентное мышление: включает в себя текучесть, гибкость и оригинальность и, по сути, относится к созданию новых и многочисленных идей.

Так что же такое дивергентное мышление? Для дальнейшего прояснения этих понятий вспомним, что Гилфорд понимал дивергентное мышление как продуктивный способ мышления, характерный для творчества, который стремится к новому Я. По сравнению с конвергентным мышлением, которое ориентировано на известное и правильное решение, дивергентное мышление появляется там, где проблема еще не определена или не обнаружена и где нет указаний на то, как ее решить.

Действительно, Гилфорд считал, что дивергентное мышление более тесно связано с творческим актом. С другой стороны, он также утверждал, что это способность вырабатывать ряд возможных решений для данной проблемы, особенно для проблемы, которая не предусматривает единственного правильного ответа.

Характеристики дивергентного мышления

Дивергентное мышление имеет различные аспекты, которые отличают его от других. В частности, характеристиками дивергентного мышления являются:

  • Она спонтанна и свободна.
  • Она лежит в основе самых чистых форм творчества и во многих отношениях представляет собой истинное творчество. В этой статье мы расскажем вам, как развивать креативность.
  • Он генерирует идеи, исследуя множество возможных решений, часто параллельно.
  • Идеи могут возникать в случайном когнитивном режиме, в виде озарений или вспышек гениальности.
  • Исследуются несколько возможных решений и устанавливаются неожиданные связи.
  • Высокий IQ не является гарантией креативности.
  • Есть и более важные характеристики, которые благоприятствуют такому образу мышления. Как правило, это такие черты личности, как неконформность, любознательность, готовность идти на риск, смелость, настойчивость и стойкость.
  • Дивергентное мышление подпитывается ментальным способом существования и возникает, прежде всего, когда система успокоения-удовлетворения позволяет нашему двигателю работать на минимальных оборотах.

Примеры дивергентного мышления

Легко понять, что такая способность, вероятно, играет определенную роль в творческом акте, поскольку художнику часто приходится исследовать несколько возможных способов написать картину, закончить роман или написать стихотворение, прежде чем в конце концов остановиться на том, что кажется лучшим.

Творческий акт связан с оригинальностью. В этом случае дивергентное мышление будет играть свою роль, ведь чем шире диапазон возможностей, которые мы можем создать, тем больше вероятность того, что одна из них окажется оригинальной.

Разрешение конфликтов

Давайте рассмотрим один из примеров дивергентного мышления. Для этого мы рассмотрим различные способы подхода и разрешения конфликта между конвергентно мыслящим и дивергентно мыслящим человеком:

  • Конвергентный или рациональный мыслитель: подходит к решению проблем как к вопросу с множественным выбором, где есть неправильные ответы, которые можно исключить, чтобы оставить правильный.
  • Дивергентный мыслитель: попытается найти больше способов решения проблемы, даже обойти ее. По сути, ответ можно найти, потратив время на то, чтобы подумать, прежде чем действовать, — это более широкий и творческий подход к решению общих проблем. Примером дивергентного мышления, о котором говорится в хорошем учебнике по психологии, является мысль об использовании кирпича в качестве пресс-папье, в то время как представление его как элемента для строительства дома является примером конвергентного мышления.
    Как мы видим, дивергентное мышление связано с креативностью. Узнайте, что такое творческое мышление, каковы его характеристики и как его развивать.

Загадка дивергентного мышления

Давайте теперь возьмем классическую загадку в качестве примера дивергентного мышления: представьте, что вы оказались в комнате с двумя дверями. Пройдя через первую, вы мгновенно окажетесь под гигантской линзой, способной концентрировать солнечные лучи. Откройте вторую, и вас поразит пламя могучего дракона. Какую из двух дверей вы выберете? Естественно, вы должны выбрать первый, тот, что с объективом: просто подождите, пока солнце опустится.

Решение этой загадки требует способности мыслить «нестандартно», видеть дальше проторенных путей последовательной логики и мыслить творчески, не принимая ничего на веру.

Пример купеческой дочери

Что значит для человека быть дивергентным? В качестве примера дивергентного мышления можно привести анекдот о купеческой дочери: купец накопил большой долг ростовщику. Старый ростовщик, влюбленный в юную дочь купца, предложил простить долг, если он сможет получить девушку взамен. Будучи заядлым игроком, он предложил дать делу решиться.

Он сказал, что положит в мешок два камня, один белый, другой черный: девушка вытащит один из них. Если бы черный камень вышел, она стала бы его женой с прощением долга. Если бы белый вышел, она осталась бы с отцом, и тогда долг был бы погашен. Если бы она отказалась продолжить процедуру извлечения, ее отец попал бы в тюрьму.

В итоге торговец согласился. По приглашению свидетелей ростовщик наклонился, чтобы поднять два камня с гравийной дорожки, где они лежали. Девушка заметила, что он положил в сумку два черных камня. Сразу же после этого ростовщик предложил деве извлечь камень, который решит судьбу.

В такой ситуации девушка, используя конвергентное мышление, могла бы сделать следующее:

  1. Откажитесь от камня.
  2. Покажите, что в мешочке на самом деле было два черных камня, и раскройте обман.
  3. Извлеките один из черных камней и принесите себя в жертву, чтобы спасти своего отца.

Однако ни одно из этих решений не было бы полезным. Используя дивергентное мышление, девушка вытащила камень, который выскользнул из ее руки, упав на аллею, где запутался в других. «Как неуклюже!» — воскликнула она. «Но неважно, заглянув в сумку, вы определите по оставшемуся камню цвет того, который я извлек».

Решение, найденное однажды, кажется даже логически очевидным. В ретроспективе легко увидеть последовательную нить, которая, начиная с исходных данных проблемы, приводит к ее решению. Этот анекдот иллюстрирует, как дивергентное мышление меняет систему координат.