После многих лет пути и исследований в различных европейских и американских университетах гуманистическая психология достигла собственного статуса третьей силы в современной психологии. Видимость данной психотерапевтической модели зависит как от внутренних факторов — теоретического вклада и методов вмешательства, которые она предлагает сообществу психологов, — так и от внешних факторов, которые соотносятся с властью, исходящей от институтов.

мозг

Почему гуманистическая психология

Как завещал нам Декарт, мы начинаем мыслить, когда способны сомневаться, подвергать сомнению наше наследие. В этом смысле гуманистическим психологиям были неприятны атомистический подход, редукционизм, механицизм, детерминизм, исключительное внимание к психопатологии, эпистемология, принимающая только метод естественных наук, формирование закрытых школ и борьба за власть. После сокрушительного задания с творческой активностью строятся новые строительные леса. Таким образом, гуманистические психологии имеют следующие общие основы:

  1. Целостная и системная позиция
  2. Признание свободы и творчества, присущих человеку.
  3. Исследование самоактуализированных людей
  4. Признание ограниченности научных методологий.
  5. Формирование школ как открытых систем.

Гуманистическая психотерапия берет свое начало из гуманистической психологии и предполагает следующие принципы:

  • Уважение к плюрализму в психотерапии
  • Личностный рост как цель
  • приоритет установок психотерапевта
  • Технологический плюрализм и творчество
  • Предпочтение «эмпирического» над «информационным».

Гуманистическое движение началось в США из-за необходимости создания более целостной модели, которая включала бы такие измерения, как личностный рост, творческие способности человека или важность эмоционального и телесного измерения. Различные школы, близкие к гуманистическому движению или находящиеся внутри него, такие как гештальт-психотерапия (Фриц Перлз), трансактный анализ (Эрих Берн), биоэнергетика (Александр Лоуэн) или такие авторы, как Карл Роджерс, Эрвин Ялом, Абрахам Маслоу или Ролло Мэй, стали основными источниками, поддерживающими модель гуманистической интегративной психотерапии (ГИП).

Гуманистическая психология — Почему гуманистическая психология?

Гуманистическая интегративная психотерапия (ГИП) и ее философские принципы
Основополагающими философскими принципами PIH являются.

  • Целостная и системная перспектива, которая подразумевает, что личность человека не является суммой или соединением функций или процессов (когнитивных, эмоциональных, поведенческих и т.д.), а представляет собой идиосинкратическую организованную систему или целое, постоянно эволюционирующее и развивающееся.
  • Экзистенциальная перспектива, которая подразумевает динамический подход, концентрирующийся на проблемах, коренящихся в существовании человека.
  • Конструктивистская перспектива, которая подразумевает, что каждый человек обладает творческим потенциалом, необходимым для реконструкции собственного мировоззрения, противостояния своим блокировкам и искажениям, что позволит ему стать главным героем своего собственного жизненного сценария.

Цель терапии ПИГ

Целью терапии в модели PIH является выражение творческой личности. В основе терапевтического процесса лежит идея о том, что люди способны преодолеть психологические препятствия, которые мешают открытости опыту, независимости суждений или силе «я».

Для выражения творческой личности были предложены различные техники вмешательства, которые вместе с интенсивными и систематическими теоретическими исследованиями для обеспечения обоснованных философских принципов позволили изложить теоретические постулаты, лежащие в основе PIH:

  • Она допускает наличие бессознательных процессов в поведении человека.
  • Это психодинамическая модель, поскольку она предполагает мотивы как стремления, побуждающие человека к определенным достижениям, а также признает изменчивость мотивов (принимая различие Маслоу между мотивами и метамотивами).
  • Он утверждает, что этические ценности составляют важное ядро личности и на их основе мы формируем свою идентичность, способствуя или препятствуя нашей личной эволюции в направлении гармоничной автономии.
  • Хотя он понимает, что существуют устойчивые модели личности по Миллону и Эверли, он считает оригинальным и уникальным характер каждого человека. В терапевтическом процессе он стремится к глубокой встрече, подчеркивая важность терапевтической связи — принимая роджерианские установки безусловного позитивного принятия).
  • Терапевт играет активную роль, помимо эмпатического выслушивания предлагая конкретные предложения по исследованию и планы действий.
  • Она является эмпирической, отводя важную роль эмоциям, воображению и интуиции в устранении блокировок и искажений.
  • Он технологически плюралистичен и эклектичен в том смысле, что его интервенции принципиально идиосинкразичны, адаптируя методы к особенностям предмета и решаемым проблемам.