Под привязанностью понимается аффективная связь, которая развивается у ребенка с матерью в раннем детстве. Тип привязанности, который он или она развивает, будет определять большую часть социальных отношений, которые он или она устанавливает на протяжении всей своей жизни. Повышение осведомленности общества о важности этого факта и поощрение родительской практики, способствующей надежной привязанности, является важной профилактической мерой для физического, психического и эмоционального здоровья.

В этой статье мы поговорим о дезорганизованной привязанности — типе привязанности, возникшем в результате негативного детского опыта и развивающем дезадаптивное поведение у людей, которые ее устанавливают. Мы объясним, в чем она заключается, каковы ее последствия и как лечить ее клинически.

пара

Типы привязанности

Согласно теории привязанности Дж. Боули, привязанность — это инстинктивное поведение новорожденного по отношению к матери (или основному опекуну) как биологический механизм выживания. Младенец ищет эмоциональной защиты у матери, которая позволит ему безопасно исследовать мир позже в жизни. Существует четыре типа привязанности:

  1. Надежная привязанность: проявляет тревогу при разлуке, но когда фигура привязанности возвращается, успокаивается.
  2. Тревожно-избегающая привязанность: проявляет мало тревоги при разлуке и мало заинтересован в возвращении фигуры привязанности.
  3. Тревожно-амбивалентно-резистентная привязанность: проявляет тревогу при разлуке, но когда мать возвращается, он/она проявляет гнев, несмотря на то, что хочет быть с ней.
  4. Дезорганизованная-дезориентированная привязанность: проявляет растерянность перед лицом разлуки, но также не подходит к фигуре привязанности, когда она/он возвращается. Именно об этом типе привязанности пойдет речь в данной статье.

Здесь вы можете подробно ознакомиться с видами привязанности и их последствиями.

Что такое дезорганизованная привязанность: определение

Дезорганизованная привязанность возникает в результате того, что ребенок испытывает замешательство в отношении поведения своих родителей. Их поведение непредсказуемо, что порождает у младенца чувства неуверенности, страха и отсутствия согласованности и порядка. Этот тип привязанности, как правило, развивается у детей, живущих в среде с внутрисемейным насилием, где агрессивное поведение чередуется с привязанностью или страхом и неуверенностью самих родителей.

Характеристики дезорганизованной привязанности с примерами

Для детей с дезорганизованной привязанностью характерны:

  • Они демонстрируют противоречивое поведение по отношению к ухаживающим: приближение, стремясь получить их заботу, и избегание, из-за страха.
  • Мало или совсем не исследует окружающую среду. Они обобщили свой опыт общения с родителями, поэтому воспринимают мир как угрожающий.
  • Это ограничение их восприятия окружающей среды, наряду с последствиями самого травматического опыта, препятствует их когнитивному развитию (дефицит внимания, концентрации и памяти; плохое, неорганизованное и избыточное вербальное выражение и т.д.).
  • Низкая самооценка, как результат заниженной самооценки, полученной от опекунов.
  • Диссоциация: они теряют контакт с реальностью из-за желания и невозможности убежать. Здесь вы найдете больше информации о концепции диссоциации.

Последствия дезорганизованной привязанности

Последствия в жизни ребенка, подростка или взрослого в случаях, когда устанавливается дезорганизованная привязанность, весьма негативны из-за аффективных и психологических последствий, которые она вызывает у пострадавших. Мы выделим следующее:

  • Агрессивность: это люди, которые изолируют себя в социальном плане или устанавливают токсичные отношения и остаются в обороне, поэтому при малейшей конфликтной ситуации они могут реагировать агрессивно. Это реакция, которая отражает выражение гнева, сдерживаемого травматическим опытом, и в то же время выброс поведения, усвоенного в их окружении как средство разрешения конфликта.
  • Низкая самооценка: они интернализируют дискурс, основанный на том, что исходит от их родителей (в основном негативный) и на их собственных выводах о «недостойности», как способ оправдания и рационализации плохого обращения. Здесь вы можете увидеть характеристики людей с низкой самооценкой.
  • Поведенческие проблемы: они обычно демонстрируют антисоциальное, агрессивное и вызывающее поведение в результате, как мы уже говорили, усвоенных шаблонов и сдерживаемого гнева.
  • Депрессия: в результате всего пережитого, несмотря на кажущуюся силу, проявляющуюся в агрессивности, это люди с большой внутренней аффективной пустотой. В результате они часто используют аддиктивное поведение в качестве метода «эмоциональной анестезии». Вот несколько советов, как помочь человеку с депрессией.

Как лечить дезорганизованную привязанность

Лечение дезорганизованной привязанности у детей и подростков должно включать междисциплинарное вмешательство. Для достижения позитивных и устойчивых изменений потребуется совместная работа семьи, школы, социальных и терапевтических служб.

Что касается взрослых, то Дж. Боули в своей книге «Надежная основа» предлагает пять задач, которые должны быть включены в процесс терапевтической работы над привязанностью:

  1. Установите атмосферу доверия, которая позволит пациенту начать безопасные отношения с терапевтом. Эти доверительные отношения позволят ему/ей проникнуть в темные стороны его/ее жизни, чтобы исследовать причины его/ее текущих жизненных трудностей.
  2. Сопровождать его в осознании того, как он/она в настоящее время создает и поддерживает свои личные отношения: какие ожидания он/она имеет от своего поведения и от других; какие модели поведения он/она автоматически и бессознательно излучает (приближение, избегание, блокирование и т.д.); какие реакции он/она генерирует, сталкиваясь с первыми результатами взаимодействия (спокойствие, страх, разочарование и гнев, бегство и т.д.) и т.д.).
  3. Анализ отношений с терапевтом, который даст ценную информацию о том, как он/она создает отношения с фигурами привязанности в результате своего предыдущего опыта в детстве.
  4. Помочь ему/ей осознать, в какой степени его/ее нынешние мысли, чувства и поведение обусловлены отношениями, которые он/она имел/а в прошлом со своими родителями, и дискурсом, который он/она усвоил/а относительно себя, других и мира на основе этих отношений.
  5. Из признания этих ментальных схем, созданных на основе его детского опыта, он ищет альтернативы, которые позволяют ему исцелить эти детские раны и создать новую реальность, более справедливую по отношению к себе и к своей возможности личностного развития.

Это сложные терапевтические процессы, которые порождают защитные механизмы, позволяющие избежать столкновения с болью и остаться, по крайней мере, в привычном, т.е. в зоне комфорта. Однако, несмотря на то, насколько тяжелым может быть этот процесс, его необходимо пройти, если мы хотим устранить симптомы или клинические картины, которые привели нас на консультацию (тревога, депрессия, агрессия, антисоциальное поведение и т.д.). Речь идет о том, чтобы залечить рану в корне, чтобы она больше не приводила к будущим симптомам, конфликтам или болезням. В противном случае рана будет искать пути, которые она находит, чтобы продолжать проявлять себя.


Библиография
Дуарте Мендоса, KD (2019). Неорганизованная привязанность, ее влияние на эмоциональное развитие ребенка (Бакалаврская диссертация, БАБАХОЙО: ето, 2019).