Существует множество определений старения, общей чертой большинства из них является определение старения как стадии развития человека, на которой происходит медленная и прогрессирующая инволюция при отсутствии заболеваний. Эта инволюция влияет на физические функции (например, снижается двигательная эффективность), а также на когнитивные функции (например, снижается скорость обработки информации), но не означает патологии или риска для функциональности человека.

старость

Определение понятия «старение».

Moragas (1991), перечисляет общие характеристики в определениях старения, среди которых то, что это внутренне присущее, прогрессирующее, универсальное, индивидуальное, убывающее, асинхронное, генетически запрограммированное явление, на которое влияют различные факторы, такие как наследственность, факторы окружающей среды и здоровья, среди прочих.

Однако патологическая старость — это та, которая развивается в организме с болезнью, а нормальная старость — та, которая развивается без инвалидизирующих патологий. Эта классификация слишком широка, поэтому к нормальной старости относятся также люди, которые, хотя и не страдают от инвалидизирующего заболевания, но рискуют им заболеть.

Как отмечает Фернандес-Баллестерос (1998), успешная старость — это старость, в которой сохраняется здоровье (или отсутствие болезни) и функциональная способность (отсутствие инвалидности). В рамках этого континуума, между нормальным и патологическим старением, существует «легкое когнитивное расстройство», как промежуточное снижение когнитивных способностей.

Изменения в процессе старения

Старение связано с рядом изменений, в том числе с ухудшением состояния центральной нервной системы, что влечет за собой нейробиологические изменения, такие как уменьшение веса и объема мозга и потеря миелина с аксонов. Также наблюдаются нейрофизиологические изменения, такие как слегка измененный мозговой кровоток, снижение нервной импульсации и тормозного контроля внешних раздражителей. Области мозга, в которых происходит наибольшее снижение, находятся в височной, лобной и теменной областях (хотя, как уже упоминалось выше, это не означает патологии).

Области, в которых наблюдается этот процесс атрофии, — затылочная доля и основание мозга (Román and Sánchez, 1998). Кроме того, наблюдается уменьшение количества мозговых извилин и значительное увеличение количества желудочков (Rentz et al., 2004). На подкорковом уровне изменения, возникающие при старении, затрагивают миндалину, гиппокамп, базальные ганглии, locus coeruleus и substantia nigra с уменьшением количества соответствующих нейронов. (Ла Рю, 1992). Нейробиологические изменения приводят к когнитивным изменениям.

Наблюдаются изменения в способности к вниманию, что приводит к ухудшению способности к устойчивому вниманию и отвлечению внимания, однако, в целом, проблем с селективным вниманием нет. Что касается разделенного внимания, то в процессе старения наблюдается снижение эффективности выполнения двух задач (Madden, 1990). В недавнем исследовании Vázquez-Marrufo et al. (2010), в котором анализировались сети внимания, был сделан вывод, что пожилые люди демонстрируют общее замедление во время выполнения задач на внимание по сравнению с молодыми испытуемыми.

Что касается скорости обработки информации, то замедление обычно проявляется в пожилом возрасте. Salthouse (1991) отмечает, что когда пожилые люди выполняют сложное задание, на начальных этапах выполнения задания наблюдается замедление, что обуславливает достижение конечных этапов, поэтому скорость обработки информации оказывает более негативное влияние на результат выполнения задания. На происхождение этого общего замедления (хотя оно затрагивает более сложные задачи) может влиять возрастная дегенерация белого вещества (Junque et al., 1994).

С другой стороны, язык — это способность, которая в целом сохраняется при нормальном старении (не забывая о том, что это переменная, связанная с такими факторами, как уровень образования). С возрастом отмечается увеличение лексического богатства, а также синтаксиса и понимания (Hernández et al. 2007). Однако может пострадать способность находить нужное слово и проработка сложного дискурса, беглость речи. Этот тип нарушений связан со снижением рабочей памяти и замедлением обработки информации, а не с проблемой языковых способностей. Huff (1990) предполагает, что вовлечение невербальных компонентов в задания на беглость речи, способность к устойчивому вниманию, скорость обработки информации и моторная продукция могут объяснить, почему пожилые люди испытывают больше трудностей при выполнении заданий на беглость речи.

Что касается исполнительных функций, то в процессе старения эффективность снижается при работе со сложными ситуациями, хотя рассуждения сохраняются в самых обычных или повседневных ситуациях, в новых или сложных ситуациях они допускают больше ошибок дублирования и персевераций. Это связано с тем, что лобные области первыми подвергаются снижению в процессе старения. Junqué и Jurado (1994) отмечают, что лобная доля имеет кортико-кортикальные и кортико-субкортикальные связи, и что возрастная дегенерация белого вещества и базальных ганглиев влияет на все эти функции, которые зависят от лобной коры. Например, у пожилых людей наблюдается дефицит формирования понятий, они рассуждают более конкретно, чем молодые люди, а когнитивная гибкость, необходимая для создания абстракций и формирования ассоциаций между понятиями, снижается (Román and Sánchez, 1998).

Выводы

С другой стороны, некоторые исследования отражают пространственные нарушения, связанные со старением, связанные с постепенным снижением навыков, требующих времени для выполнения. Различия между молодыми и пожилыми взрослыми значительно увеличиваются за счет моторного замедления и увеличения времени реакции (Ardila et al. 2003).

Возрастные изменения памяти влияют на каждую систему памяти по-разному. С одной стороны, снижается способность к извлечению хранимой информации и кодированию, а также скорость обработки информации. Кроме того, в рабочей памяти (связанной с вышеупомянутыми исполнительными функциями) наблюдается нарушение центральной исполнительной системы (Craik et al. 1995). Однако в непосредственной памяти значительных изменений по сравнению с молодыми людьми не наблюдается.

Как и остальной организм, мозг нуждается в ежедневной нагрузке и стимуляции, которая может исходить из разных источников (от решения судоку до чтения, попытки узнать, как работает новый бытовой прибор, разговора с аргументацией своей точки зрения, попытки запомнить список покупок или подсчета «в уме»). Активная работа мозга стимулирует различные способности, описанные выше. Если провести параллель со спортом, то человек, который на протяжении всей своей жизни выполнял физические упражнения в той или иной форме (мы не имеем в виду упражнения профессионала, занимающегося спортом), будет поддерживать более здоровый организм на каждом этапе жизни. То же самое относится и к когнитивным способностям, никогда не поздно начать их стимулировать.