Дисграфия — это неврологическое расстройство функционального характера, которое влияет на письмо, в частности, на обводку или почерк. Часто люди с этим расстройством испытывают трудности с контролем письма, поскольку контроль письма — это нейро-перцептивно-моторный акт, который страдает при дисграфии.

Страдают ли ваши дети дисграфией, преподаете ли вы и есть ли у вас ученики с дисграфией или вы подозреваете, что они могут страдать ею? Кроме того, часто возникает вопрос, как отличить дисграфию от общих трудностей с письмом в зависимости от возраста человека. В этом случае или если вы хотите узнать больше о характеристиках дисграфии, вы можете продолжить чтение этой статьи: Дисграфия: определение, типы, причины, лечение и примеры.

мозг

Определение дисграфии

Дисграфия — это расстройство, которое влияет на развитие и приобретение навыков письма, вызывая, прежде всего, трудности при свободном письме, диктовке и копировании уже написанного текста.

Кроме того, дисграфию следует отличать от некоторых случаев, таких как плохой почерк, общие трудности, присущие возрасту, в котором происходит процесс обучения письму, дислексия. Таким образом, дисграфия отличается от этих случаев тем, что люди с этим расстройством испытывают трудности с запоминанием и автоматическим освоением моторных движений, необходимых для написания букв или цифр и формирования слов. Поэтому дисграфия влияет на навыки письма и правописание, как при написании целых слов и текстов, так и при написании отдельных букв.

Особенности письма при дисграфии

Люди с дисграфией, как правило, имеют ряд общих черт в своем почерке. Характерными особенностями письма при дисграфии являются:

  • Почерк, который трудно разобрать.
  • Зеркальное письмо: буквы, написанные так, как будто они являются отражением зеркала, т.е. вверх ногами.
  • Неправильное или неправильное расположение букв и слов: слова вместе или слоги врозь.
  • Плохое оформление: грязные и с пометками, где слова были стерты и переписаны.
  • Нерегулярная надпись как по форме, так и по размеру.
  • Неправильное использование заглавных и строчных букв.
  • Плохое положение тела и неправильная манера держать карандаш при письме.
  • Медленное и неуклюжее письмо, с ошибками.
  • Удаление или пропуск букв.
  • Перевернутые буквы.
  • Путаница букв: например, замена буквы «а» на букву «е».
  • Наклон букв.
  • Наклон линии, в результате чего текст получается кривым.
  • Толстые и плотные или очень мягкие штрихи, почти не оставляющие следов написанного.

Виды дисграфии

Говоря о типах дисграфии, мы должны различать две основные классификации, каждая из которых включает в себя различные виды дисграфии:

Приобретенная дисграфия

Приобретенная дисграфия заключается в трудностях с письмом из-за травмы головного мозга у людей, которые уже умели писать, например, у людей, перенесших травму определенной области головы. При приобретенной дисграфии мы можем различать центральную дисграфию и периферическую дисграфию:

1. центральная приобретенная дисграфия: этот тип дисграфии затрагивает лингвистические аспекты, связанные с написанием слов. В рамках центральной приобретенной дисграфии существует три различных типа:

  • Фонологическая приобретенная дисграфия: этот тип дисграфии возникает при поражении фонологического пути, при котором слова не распознаются целиком, но распознаются небольшие единицы, такие как слоги и буквы. Эта дисграфия приводит к трудностям в понимании правил преобразования графем и фонем, то есть в соотнесении звучания и произношения слов с тем, как они пишутся, поэтому люди, страдающие этой дисграфией, часто допускают ошибки при написании незнакомых слов, которые не являются частью их повседневного письма. Например, буква «g», произносимая отдельно, имеет другую интонацию, чем когда она присоединяется к слову «cat».
  • Поверхностная приобретенная дисграфия: этот тип дисграфии возникает при поражении зрительного пути, который позволяет распознавать слова, но не позволяет расшифровывать слова без их понимания или предварительного знания. По этой причине люди склонны писать медленно и даже коверкать слова, имеют орфографические ошибки, проблемы со зрительной памятью, трудности в написании сложных и неизвестных или необычных слов в повседневной жизни и др.
  • Глубокая приобретенная дисграфия: этот тип дисграфии возникает при поражении двух предыдущих путей (визуального и фонологического). Это характеризуется семантическими ошибками, например, замена футбола на баскетбол приводит к замене слов, которые являются частью одного и того же семантического поля, в данном случае спорта. Кроме того, возникают трудности при написании слова, продиктованного другим человеком, даже если его значение известно.

2. Периферическая приобретенная дисграфия: в этом случае люди, страдающие этим типом дисграфии, испытывают трудности с запоминанием движений, необходимых для обведения букв или написания слов и предложений.

Дисграфия развития

Дисграфия развития возникает у людей, которые находятся в процессе обучения письму, потому что они никогда не учились писать раньше, обычно у детей до семи лет или, в исключительных случаях, у неграмотных людей. В рамках дисграфии развития можно выделить три различных типа дисграфии:

  • Фонологическая дисграфия развития: люди, страдающие фонологической или поверхностной дисграфией развития, обычно испытывают те же трудности, что и люди, страдающие фонологической или поверхностной приобретенной дисграфией, хотя они отличаются тем, что дисграфия развития — это естественный процесс обучения, а приобретенная дисграфия касается людей, которые уже умели писать до получения травмы мозга.
  • Поверхностная дисграфия развития.
  • Смешанная дисграфия развития: в отличие от глубокой приобретенной дисграфии, при смешанной дисграфии развития семантические ошибки отсутствуют. Смешанная дисграфия развития является наиболее распространенным типом дисграфии развития, так как трудности в одном из путей (визуальном или фонологическом), как следствие, препятствуют развитию другого пути.

Причины дисграфии

Как уже упоминалось выше, существует две возможные причины дисграфии (приобретенная или развивающаяся), и есть несколько причин, которые могут привести к любой из них:

  • Проблемы латерализации.
  • Двигательные трудности: трудности в движении, как пальцев, так и кистей рук, а также трудности в равновесии и общей организации тела.
  • Личностные факторы: причины, связанные с личностью и особенностями человека, страдающего дисграфией, например, является ли он быстрым или медлительным.
  • Педагогические причины: существуют причины, связанные с полученным образованием в отношении письма, например, жесткое преподавание, не приспособленное к индивидуальным различиям каждого ученика, требования учителя, семьи и социальное давление со стороны сверстников писать хорошо и быстро, и т.д.
  • Трудности с визуально-перцептивными навыками: проблемы с идентификацией увиденного. Например, трудности с интерпретацией того, что такое мяч, когда человек держит его перед собой или видит на фотографии.
  • Трудности в удержании слова в памяти и трудности в способности извлечь слово, которое мы должны удержать в памяти.
  • Зрительно-моторная координация: трудности в способности координировать движения тела со зрением.

Лечение дисграфии

Очень важно диагностировать и лечить дисграфию как можно раньше из-за ее негативного влияния, особенно в академической сфере. Но прежде чем приступить к лечению, мы должны внимательно изучить трудности, с которыми сталкивается человек, чтобы иметь возможность выработать конкретный подход, ориентированный на особенности каждого пациента, то есть, чтобы иметь возможность провести адаптированное и ориентированное на человека лечение.

Для адекватного лечения дисграфии необходимо вмешательство в различных областях:

  • Грубые психомоторные навыки (глобальная двигательная способность): обучение пациента правильной позе для письма, с целью исправления плохой осанки, например, как сидеть, расстояние между головой и бумагой, положение бумаги, как держать карандаш и т.д.
  • Тонкие психомоторные навыки (более детальные движения, требующие большего контроля, обычно движения пальцами): эти типы движений необходимо лечить, поскольку они влияют на зависимость кисти и пальцев, с целью обеспечения того, чтобы пациент приобрел точность и координацию при письме. Некоторые примеры упражнений для укрепления мелкой моторики — вырезание бумаги определенной формы и обведение линий.
  • Восприятие: важно работать над восприятием, поскольку трудности, которые пациенты демонстрируют в отношении временного, пространственного, височно-перцептивного и аттенционного восприятия, могут вызвать ошибки или трудности в беглости, наклоне и ориентации письма.
  • Визомоторика: функция визомоторики заключается в координации движения глаз с движением тела. Если эта функция нарушена, особенно когда речь идет о движении рук и пальцев, это затрудняет процесс письма, поэтому необходимо работать над улучшением координации.
  • Графо-моторные навыки: графо-моторные навыки должны быть направлены на коррекцию основных движений письма. С этой целью рекомендуются упражнения, стимулирующие основные движения букв, например, написание буквы путем соединения точек, которые уже обозначены, рассмотрение букв или фигур, которые уже были написаны или нарисованы, следование по границам, включающим петлеобразные движения, и другие.
  • Графомания: для работы с графоманией обычно используются упражнения по каллиграфии, чтобы улучшить все буквы, составляющие алфавит.
  • Улучшение письменной речи: в этом случае целью является улучшение беглости письма и устранение орфографических ошибок. Рекомендуются такие упражнения, как копирование букв, соединение слогов в слово, соединение слова с соответствующим рисунком (например, соединение слова «мяч» с рисунком мяча) и др.
  • Релаксация: обычно пациент испытывает усталость между действиями, требующими больших усилий, поэтому рекомендуется расслабить запястье, пальцы и т.д. Для этого могут быть полезны эти упражнения на расслабление для детей.

Примеры дисграфии

Пример приобретенной дисграфии

Девушка попадает в аварию на мотоцикле и ударяется головой, что приводит к травматическому повреждению мозга и затрагивает область мозга, отвечающую за письмо. Он впал в кому на несколько месяцев, а когда очнулся, его родственники поняли, что он пишет не так, как раньше, и что теперь у него гораздо больше трудностей, чем раньше. В больнице считают это периферической приобретенной дисграфией, так как ему трудно запомнить движения, необходимые для обведения букв.

Пример дисграфии развития

У пятилетнего мальчика наблюдаются трудности с письмом. Сначала родители не придали этому значения, но когда они увидели, что ребенок в возрасте шести лет все еще демонстрирует те же трудности, они были удивлены. Поэтому они поговорили с учителем, чтобы выяснить, не испытывают ли подобные трудности и другие одноклассники их сына. Учитель рассказал им, что их сын был одним из немногих учеников, которые испытывали наибольшие трудности с письмом, и попросил разрешения на то, чтобы их сына посетил школьный психолог, и родители согласились. Когда ребенок встретился с психологом, она предложила ему различные виды деятельности, связанные с письмом, чтобы увидеть положение его тела, его наклон и т.д., так что в итоге она решила, что это фонологическая дисграфия развития. Важно знать, как определить, когда необходимо обратиться к детскому психологу.


Библиография

Андреу Л., Серра Дж. М., Солер О. и Толчинский Л. (2013). Нарушения обучения письму и математике .
Кальдеран, И.М., и Заморано, Ф. (1998). Трудности в овладении чтением, письмом и прочими знаниями.
Криолло, Д. (2012). Дисграфия как затруднение в изучении почерка у школьников основного общего образования .
Мост, AG (2012). Нарушения обучаемости и ИКТ: дислексия, дисграфия и дискальцилия .
Сильва, К. (2011). Классификация дисграфии .