В последние годы Эмоциональный интеллект стал активно развиваться как сквозная тема в психологии (психология образования, организационная психология, психология эмоций…), хотя популяризация предмета не позволила на данный момент четко сформулировать этот конструкт. Взаимосвязь между эмоциональной регуляцией и эмоциональным интеллектом представляется вполне очевидной.

В этой статье мы подробно поговорим о двух понятиях: эмоциональной саморегуляции и эмоциональном интеллекте. Мы начнем с изучения различных моделей Эмоционального интеллекта, чтобы затем сосредоточиться на одном из его центральных компонентов: эмоциональной саморегуляции, а затем сформулируем развитие модели Эмоционального интеллекта, ориентированной на процесс, — модели Барретта и Гросса.

Вам также может быть интересно: Эмоциональный интеллект

эмодзи

Эмоциональный интеллект

Концептуальные рамки

Эмоциональный интеллект — это область исследований, возникшая в 1990-х годах как реакция на чисто когнитивный подход к интеллекту, добавив критики противникам традиционных тестов интеллекта.

Этот подход быстро стал популярным в ненаучной прессе, в том числе и потому, что он представлял собой новое и привлекательное послание: можно добиться успеха в жизни, не обладая высокими академическими способностями. Популярная книга Дэниела Гоулмана (1995) быстро стала бестселлером, хотя исследования на эту тему все еще находились в зачаточном состоянии.

Майер (2001) выделяет пять этапов в развитии области изучения Эмоционального интеллекта, которые могут помочь нам понять, откуда взялись концепции и навыки, которые в настоящее время представлены вместе под названием ЭИ:

  • Интеллект и эмоции как отдельные области исследования (1900 — 1969): В этот период развиваются исследования интеллекта и появляется технология психологического тестирования. В области эмоций они сосредоточены на дебатах между приматом физиологической реакции над эмоциями или наоборот. Хотя некоторые авторы говорят о «социальном интеллекте», концепции интеллекта остаются чисто когнитивными.
  • Предшественники эмоционального интеллекта (1970 — 1989): область познания и аффекта изучает, как эмоции взаимодействуют с мышлением. Революционной теорией этого периода является Теория множественных интеллектов Гарднера, которая включает в себя «внутриличностный» интеллект.
  • Появление эмоционального интеллекта (1990 — 1993): Майер и Саловей публикуют серию статей об эмоциональном интеллекте, включая первую попытку измерить эти компетенции.
  • Популяризация и расширение концепции (1994 — 1997): Гоулман публикует свою книгу «Эмоциональный интеллект», и термин ЭИ проникает в популярную прессу.
  • Институционализация и исследования ОУ (1998 — настоящее время): Происходит уточнение концепции ОУ и вводятся новые меры. Появляются первые обзоры научных статей.

О чем мы говорим, когда говорим об эмоциональном интеллекте?

Эмоциональный интеллект понимается как набор навыков, в которых задействованы эмоции. Несколько авторов указывают на различные определения EQ:

«включает в себя такие области, как осознание собственных эмоций, управление эмоциями, мотивация себя, распознавание эмоций у других и управление отношениями» Теория эмоционального интеллекта Гоулмана (1995).

«набор некогнитивных способностей, компетенций и навыков, которые влияют на способность человека успешно справляться с требованиями и давлением окружающей среды» Бар — Он (цит. по Mayer, 2001)

относится к способности распознавать значение эмоций и их взаимосвязи, рассуждать и решать проблемы на этой основе». Она также включает использование эмоций для активизации когнитивной деятельности» Mayer et al. (2001).

В серии исследований, проведенных Schutte et al. (2002), направленных на поиск взаимосвязи между уровнями эмоционального интеллекта и самооценки и позитивного настроения, была обнаружена положительная связь между EQ и обеими переменными.

Некоторые авторы теоретизировали, что высокий эмоциональный интеллект может привести к большему ощущению эмоционального благополучия и способности лучше смотреть на жизнь. Существуют также эмпирические данные, свидетельствующие о том, что высокий уровень эмоционального интеллекта связан с меньшей депрессией, большим оптимизмом и большей удовлетворенностью жизнью. Таким образом, это позволяет предположить связь между эмоциональным интеллектом и эмоциональным благополучием.

Традиционные модели эквалайзера

Основными моделями, которые рассматривали EQ в 1990-х годах, являются модели Майера и др. (2001) (модель «4 ветви»), модель компетенций Гоулмана и многофакторная модель Бар-Она.

Майер (2001) группирует эти модели, различая смешанные подходы и подходы, основанные на навыках:

Навыковые подходы

Четырехзвенная модель Майера и др. делит EQ на четыре области навыков:

  1. Восприятие эмоций: способность воспринимать эмоции на лицах или изображениях.
  2. Использование эмоций для облегчения мышления: способность использовать эмоции для улучшения рассуждений.
  3. Понимание эмоций: способность понимать эмоциональную информацию об отношениях, переходах от одной эмоции к другой и лингвистическую информацию об эмоциях.
  4. Управление эмоциями: способность управлять эмоциями и эмоциональными отношениями для личностного и межличностного роста.

Эти авторы отмечают, что ветви 1, 3 и 4 включают рассуждения об эмоциях, в то время как ветвь 2 включает только использование эмоций для улучшения рассуждений. Иерархически эти 4 ветви будут расположены так, что «восприятие эмоций» будет находиться внизу, а «управление эмоциями» — наверху.

Смешанные подходы

Эти популярные подходы включают личностные атрибуты, которые чаще всего связаны с личной эффективностью и социальным функционированием (Barrett and Gross, 2001; Mayer, 2001).

Модель эмоциональной компетентности Гоулмана

Близко напоминает концепцию эмпатии и включает пять компетенций:

  • Осознание собственных эмоций
  • Способность контролировать эмоции
  • Способность к самомотивации
  • Распознавание эмоций других людей
  • Управление взаимоотношениями

Многофакторная модель Бар-Она

Бар-Он делает многофакторную концептуализацию эмоционального интеллекта, состоящую из следующих факторных компонентов:

Формальные внутриличностные компетенции

  • Самоконцепция: этот навык относится к уважению и осознанию себя таким, какой он есть, восприятию и принятию хорошего и плохого. Узнайте здесь о разнице между самооценкой и Я-концепцией.
  • Эмоциональное самосознание: осознание собственных чувств, чтобы знать их и то, что их вызвало.
  • Ассертивность: способность открыто выражать свои мысли и отстаивать свои права, не будучи агрессивным или пассивным.
  • Независимость: способность контролировать собственные действия и мышление, консультируясь при этом с другими людьми для получения необходимой информации.
  • Самоактуализация: способность раскрыть свой потенциал и вести насыщенную и полноценную жизнь, посвящая себя решению задач и достижению целей на протяжении всей жизни.

Межличностные компетенции

  • Эмпатия: понятие эмпатии — это способность распознавать эмоции других людей, понимать их и проявлять заботу о других.
  • Социальная ответственность: способность проявлять себя как конструктивный член социальной группы, поддерживать социальные правила и быть достойным доверия.
  • Межличностные отношения: способность устанавливать и поддерживать эмоциональные отношения, характеризующиеся дачей и получением ласки, установлением дружеских отношений и чувством непринужденности.

C.F. Адаптивность

Проверка реальности: этот навык относится к соответствию между тем, что мы испытываем эмоционально, и тем, что происходит объективно, т.е. поиск объективных доказательств для подтверждения наших чувств без фантазий и увлечения ими.
Гибкость: способность приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, адаптируя свое поведение и мысли.
Решение проблем: способность выявлять и определять проблемы, генерировать и реализовывать потенциально эффективные решения.

Этот навык состоит из 4 частей:

  1. Осознание проблемы и чувство уверенности и мотивации в ее решении.
  2. Четкое определение и формулировка проблемы (сбор соответствующей информации)
  3. Генерируйте как можно больше решений
  4. Принять решение о том, какое решение использовать, взвесив все плюсы и минусы каждого решения.

К.Ф. управления стрессом

  • Стрессоустойчивость: этот навык относится к способности переживать стрессовые события и сильные эмоции, не выходя из себя, и положительно справляться со стрессом. Этот навык основан на способности выбирать различные варианты действий, чтобы справиться со стрессом, быть оптимистом в решении проблемы и чувствовать, что человек способен контролировать ситуацию и влиять на нее.
  • Контроль импульсов: способность противостоять импульсу или отсрочить его, контролируя свои эмоции для достижения более поздней цели или цели, представляющей больший интерес.

К.Ф. для настроения и мотивации

Оптимизм — это сохранение позитивного настроя перед лицом невзгод и постоянный поиск светлой стороны жизни.
Счастье: это способность наслаждаться жизнью и чувствовать удовлетворение от нее, радоваться себе и другим, получать удовольствие и выражать позитивные чувства.

Что такое эмоциональная саморегуляция в психологии?

Во всех этих моделях мы видим, что эмоциональная саморегуляция (понимаемая как способность регулировать эмоциональные состояния до заданной точки) является основным элементом моделей. Так, 4-х ветвистая модель Майера и др. помещает «Управление эмоциями» на вершину своей иерархической шкалы, Гоулман включает его как «способность контролировать свои эмоции», а Бар-он включает элементы эмоциональной саморегуляции в несколько своих навыков, таких как «Контроль импульсов» и «Гибкость».

В следующем разделе мы сосредоточимся на психологическом механизме саморегуляции, предложив две модели эмоциональной саморегуляции.

Взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и эмоциональной саморегуляцией

Как мы видели, основные модели Эмоционального интеллекта придают большое значение регулированию собственных эмоций. Фактически, это краеугольный камень концепции, поскольку нет смысла распознавать собственные эмоции, если мы не можем адаптивно управлять ими.

Эмоциональная саморегуляция является частью общего процесса психологической саморегуляции, которая представляет собой человеческий механизм, позволяющий нам поддерживать постоянное психологическое равновесие. Для этого ему необходима система обратной связи, которая позволяет ему поддерживать свое состояние в зависимости от управляющего сигнала.

Бонано (2001) представляет модель эмоциональной саморегуляции, которая фокусируется на контроле, предвидении и исследовании эмоционального гомеостаза. Эмоциональный гомеостаз может быть концептуализирован в терминах эталонных целей, относящихся к идеальным частотам, интенсивностям или длительностям эмпирических, экспрессивных или физиологических каналов эмоциональных реакций. В этом смысле Валлес и Валлес (2003) отмечают, что поскольку эмоции имеют три уровня выражения (поведенческий, когнитивный и психофизиологический), регуляция эмоционального поведения будет влиять на эти три системы реагирования.

Поэтому эмоциональная саморегуляция была бы не чем иным, как системой контроля, которая следила бы за тем, чтобы наш эмоциональный опыт соответствовал нашим референтным целям.

Последовательная модель эмоциональной саморегуляции

Эта модель, предложенная Бонано (2001), определяет три общие категории саморегулирующей деятельности:

  1. Регулирование контроля: относится к автоматическому, инструментальному поведению, направленному на немедленное регулирование эмоциональных реакций, которые уже были вызваны. В эту категорию входят следующие механизмы: эмоциональная диссоциация, эмоциональное подавление, эмоциональное выражение и смех.
  2. Предвосхищающая регуляция: если гомеостаз удовлетворен в данный момент, следующим шагом является предвидение будущих проблем, потребностей в контроле, которые могут возникнуть. В этой категории используются следующие механизмы: эмоциональное выражение, смех, избегание или поиск людей, мест или ситуаций, приобретение новых навыков, переоценка, письмо или разговор о тревожных событиях.
  3. Исследовательская регуляция: если у нас нет неотложных или неотложных потребностей, мы можем заняться исследовательской деятельностью, которая позволяет нам приобрести новые навыки или ресурсы для поддержания эмоционального гомеостаза. Некоторыми из этих видов деятельности могут быть: развлечения, занятия, писание об эмоциях и т.д.

Саморегулирующая модель эмоциональных переживаний

Основная идея Higgins, Grant и Shah (1999) заключается в том, что люди предпочитают одни состояния больше, чем другие, и что саморегуляция позволяет возникать скорее предпочитаемым, чем не предпочитаемым состояниям. Они также отмечают, что тип удовольствия и тип дискомфорта, который испытывают люди, зависит от того, какой тип саморегуляции работает.

Эти авторы указывают на три фундаментальных принципа, участвующих в эмоциональной саморегуляции:

  1. Регуляторное предвосхищение: основываясь на предыдущем опыте, люди могут предвидеть будущее удовольствие или дискомфорт. Таким образом, воображение будущего приятного события вызывает мотивацию приближения, а воображение будущего дискомфорта — мотивацию избегания.
  2. Нормативная референция: сталкиваясь с одной и той же ситуацией, можно принять позитивную или негативную точку отсчета. Например, если два человека хотят пожениться, один из них может предвкушать удовольствие от брака, а другой — дискомфорт от того, что он не женится. Поэтому мотивация будет одинаковой, но один будет руководствоваться позитивной точкой отсчета, а другой — негативной.
  3. Нормативный подход: авторы проводят различие между подходом, направленным на поощрение, и подходом, направленным на профилактику. Поэтому проводится различие между двумя различными типами желаемых конечных состояний: стремления и самореализация (продвижение) и обязанности и гарантии (предотвращение).

Модель процесса Гросса и Баррета

Мы уже видели различные модели эмоционального интеллекта, которые были предложены, как из популярной и прикладной сферы (модели Гоулмана и Бар-Она), так и из более экспериментальных перспектив (модель четырех ветвей Майера и Саловея).

Мы также обсудили значение, придаваемое в этих моделях процессам саморегуляции на эмоциональном уровне, проанализировав модели Бонано и Хиггинса и др.

Модель Гросса и Баррета: саморегуляция в психологии

Рассмотренные модели эмоционального интеллекта определяют его как набор навыков и личных качеств или социальных компетенций. Это подразумевает два основных предположения (Barret and Gross, 2001):

  • Свои или чужие эмоции рассматриваются как фиксированные сущности, о которых можно выносить правильные или неправильные суждения.
  • Эмоциональный интеллект рассматривается как статичный набор навыков.

В отличие от этого, процессная модель Барретта и Гросса понимает эмоции как эмерджентный и изменчивый феномен, который является результатом взаимодействия явных и неявных процессов, поэтому здесь нет места для правильной или неправильной оценки.

Эмоциональный интеллект в этой модели представляет собой «набор связанных процессов, которые позволяют человеку успешно использовать ментальные репрезентации для создания и регулирования эмоционального ответа».

В этой схеме процессов большое значение имеют два аспекта. С одной стороны, как представлены эмоции (как человек мысленно представляет эмоции и осознает их). С другой стороны, как и когда регулируются эмоции.

Что касается репрезентации эмоций, то здесь мы лишь скажем, что в генерации эмоций участвуют три основных процесса: наличие знаний об эмоциях, доступность знаний об эмоциях и мотивация к конструированию дискретных эмоциональных переживаний, и, наконец, локализация ресурсов таких функций, как рабочая память. Эти процессы имеют большое значение для Эмоционального интеллекта, но мы оставим их в стороне, чтобы сосредоточиться на другом типе процессов, связанных с эмоциональной саморегуляцией.

Модель эмоциональной саморегуляции Гросса , на основе которой разработана модель процесса EQ, описывает пять точек, в которых люди могут вмешаться, чтобы изменить ход генерации эмоций, т.е. эмоциональной саморегуляции. Общая схема модели показана ниже.

Пять элементов модели Гросса

  1. Выбор ситуации: относится к приближению или избеганию определенных людей, мест или объектов с целью повлиять на эмоции человека. Это происходит с любым выбором, в котором присутствует эмоциональное воздействие. На диаграмме мы видим, что S1 выбран вместо S2 (выделено жирным шрифтом).
  2. Модификация ситуации: после выбора ситуации человек может адаптироваться, чтобы изменить свое эмоциональное воздействие, что также можно рассматривать как стратегию преодоления проблем (S1x, S1y, S1z).
  3. Развертывание внимания: внимание может помочь человеку выбрать, на каком аспекте ситуации сосредоточиться (отвлечься, если разговор скучный, или попытаться думать о чем-то другом, когда нас что-то не волнует) (a1, a2, a3 … представляют различные аспекты ситуации, на которые мы можем обратить внимание)…
  4. Когнитивный сдвиг: относится к тому, какое из возможных значений мы выбираем из ситуации. Именно это может привести к «переоценке» и стать основой психологической терапии, такой как когнитивная реструктуризация. Значение очень важно, поскольку оно определяет тенденции реагирования.
  5. Модуляция реакции: Модуляция реакции — это воздействие на эти тенденции к действию после того, как они были вызваны, например, путем подавления эмоционального выражения. На схеме знаки «-» и «+» обозначают торможение или возбуждение этих реакций на разных уровнях.

Как видно из модели, первые четыре стратегии сосредоточены на предшественниках, а последняя — на эмоциональной реакции.

Многое было написано о возможных многоуровневых последствиях эмоциональной саморегуляции. Гросс (2002) отмечает, что стратегии переоценки часто более эффективны, чем подавление эмоций. Переоценка уменьшает эмоциональное переживание, а также поведенческую экспрессию, в то время как подавление уменьшает экспрессию, но не уменьшает эмоциональное переживание.

С другой стороны, существует большое количество литературы, указывающей на то, что подавление может влиять на физическое здоровье (депрессия иммунной системы, повышенный коронарный риск, развитие рака и т.д.), и в конечном итоге последствия стратегий, ориентированных на предшественников (переоценка), будут предпочтительнее в этом отношении, чем стратегии, ориентированные на ответ .

Эмоциональная саморегуляция и эмоциональный интеллект: выводы

В этой статье мы попытались предложить обзор изучения Эмоционального интеллекта, сосредоточившись на одном из его основных компонентов: эмоциональной саморегуляции. Как мы смогли оценить, существует еще множество моделей, что означает, что на уровне конструкта нет ясности относительно того, какие элементы составляют Эмоциональный интеллект.

Поскольку эмоциональная саморегуляция является одним из основных задействованных механизмов, мы хотели сосредоточиться на ней, потому что это механизм, который широко изучался на протяжении многих лет и для которого существуют достаточно полные объяснительные модели.

В качестве альтернативы классическим моделям навыков или компетенций мы хотели показать процессную модель Баррета и Гросса. Последствия этой модели для эмоциональной саморегуляции и эмоционального интеллекта заключаются не только в определении механизмов, с помощью которых происходит эмоциональная саморегуляция, но это первый шаг к выяснению того, какие механизмы задействованы в эмоциональном интеллекте и какие последствия (положительные и отрицательные) они имеют на когнитивном, аффективном, социальном и физиологическом уровне.