Концепция эмоционального интеллекта начала утверждаться в середине 1990-х годов Дэниелом Гоулманом после публикации одноименной книги. Хотя в предыдущие годы мы уже говорили об этом, эта новая концепция, в которой учитывается влияние эмоций, начинает обретать форму, предоставляя совершенно новое видение интеллекта. В этой статье мы поговорим об эмоциональном интеллекте.

Вам также может быть интересно: Эмоциональный интеллект

эмодзи

Определение эмоционального интеллекта

Эмоции начинают рассматриваться как определяющий фактор как в эволюции, так и в полном развитии человека, в его способности противостоять повседневной жизни и адаптироваться к ней удовлетворительным образом, в его способности создавать ресурсы и полезные навыки в отношениях с окружающей средой… Доказательство того, что в мозге существуют определенные области, отвечающие за обработку эмоций, стало одним из основных столпов эмоционального интеллекта. Теперь мы знаем, что хотя эмоции могут иметь примитивное происхождение и, по-видимому, иррациональное функционирование, поскольку они являются импульсивной и автоматической реакцией, мы можем считать их разумными и, следовательно, обучаемыми, контролируемыми и модифицируемыми, как и другие человеческие навыки.

Таким образом, эмоциональный интеллект — это способность, которой мы все обладаем или можем развить, чтобы эффективно управлять эмоциями и генерировать из них мотивы, полезные для человека. Существует множество применений эмоционального интеллекта в повседневной жизни людей, несомненно, его обучение может быть очень полезным во многих ситуациях, что может позволить нам гораздо лучше адаптироваться ко всем видам проблем, с которыми нам постоянно приходится сталкиваться, предотвращая, насколько это возможно, вредное воздействие негативных эмоций и принимая позитивное отношение к жизни. Таким образом, мы сможем гораздо лучше справляться с вызовами и задачами, которые мы можем ставить перед собой, а также повышать личное и социальное благополучие.

Цели

  • Знать, что такое эмоции и как их распознавать, как положительные, так и отрицательные.
  • Определять свои эмоции и эмоции других людей.
  • Уметь определять, как мы выражаем каждую из наших эмоций, и научиться контролировать их.
  • Развивать определенные социальные навыки, такие как эмпатия и ассертивность, как способ регулирования наших эмоций.
  • Развитие навыков самомотивации, постановки задач, самоподкрепления и позитивного отношения к жизни.
  • Дать теоретические и практические знания о техниках эмоционального контроля (релаксация, остановка мыслей, решение проблем, когнитивная перестройка, конфронтация и преодоление проблем…).

Что такое эмоциональный интеллект?

Именно человеческий потенциал позволяет нам:

  • Имейте позитивное отношение к жизни.
  • Воспринимать, знать, понимать, выражать и регулировать наши эмоции, управляя ими соответствующим образом.
  • Обнаруживать и управлять чувствами как своими, так и чувствами других.
  • Понимайте, выражайте и управляйте этими чувствами с сочувствием и уверенностью.
  • Прежде всего, это позволяет нам эффективно адаптироваться как к нашему внутреннему, так и к внешнему миру, принимая соответствующие решения с помощью мотивации, интереса и энтузиазма, чтобы сталкиваться с проблемами или ситуациями и справляться с ними…

Он включает в себя набор приобретаемых навыков, структурированных по пяти основным параметрам:

  1. Знание собственных эмоций.
  2. Способность к самоконтролю.
  3. Способность к самомотивации.
  4. Распознавание эмоций других.
  5. Эмоциональный контроль межличностных отношений.

Эмоциональный интеллект повышает социальную компетентность через эмпатию и эмоциональный контроль, усиливая чувство эффективности предпринимаемых действий .

Когда развивается эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект развивается на протяжении всей нашей жизни, с каждым приобретенным опытом, день за днем, минута за минутой, секунда за секундой… Мы никогда не заканчиваем учиться, и это также относится к эмоциям и чувствам.

Для того чтобы развить эмоциональный интеллект, необходимо…

  • Определите наши эмоции по нашему поведению, чувствам и мыслям.
  • Распознавать их в других, через язык, тон, внешность, поведение… и учиться усиливать все те, которые могут быть полезны и выгодны для нас самих и других.
  • Обучить себя навыкам, которые позволяют нам общаться, иметь, поддерживать и получать удовольствие от межличностных отношений.
  • Развивайте терпимость и устойчивость к ежедневным разочарованиям.
  • Использовать полезные ресурсы и инструменты, позволяющие развивать процесс эмоциональной саморегуляции.
  • Научиться предотвращать и разрешать личные и межличностные конфликты и рискованное поведение.
  • Укрепление самооценки, самомотивации, усилий, упорства и настойчивости, признание и исправление ошибок, решение проблем, самоподкрепление, безопасность, восприятие контроля…

Для чего нужен эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект — это руль, который позволяет нам правильно и эффективно ориентироваться перед лицом жизненных событий.

  • Это позволяет нам контролировать свои чувства и эмоции
  • Все направлено на достижение общей цели.
  • Она помогает нам определять и правильно направлять наши эмоции, чувства и мысли.
  • Это способствует формированию и повышению самооценки.
  • Он обеспечивает автономность, безопасность и ощущение контроля.
  • Она укрепляет и стимулирует межличностные отношения.
  • Улучшает личные, школьные и рабочие показатели, физическое и психическое здоровье…

Зачем и для чего нам нужен эмоциональный интеллект?

  • Очевидно, что эмоциональный интеллект не решит наши проблемы, как по мановению волшебной палочки, но он поможет нам лучше управлять собой.
  • Эмоциональный интеллект не помешает нам ссориться с коллегами или друзьями, или нашим детям делать все, о чем мы их просим, но он, несомненно, «ДА» поможет нам уменьшить психологический износ и позволит лучше справляться с трудностями, которые могут возникнуть в нашей жизни.
  • Эмоциональный интеллект позволит нам приобрести ресурсы и эмоциональные навыки для управления как «положительными» или приятными эмоциями, так и «отрицательными» или неприятными, потому что и те, и другие необходимы.
    Суть эмоционального интеллекта заключается в том, чтобы наши эмоции работали на нас, но никогда не обращали их против нас!

Являются ли женщины более эмоционально интеллектуальными, чем мужчины?

  • Женщины всегда считались более эмоциональными, чем мужчины.
  • Традиционные стереотипы о женщинах говорили, что «женщины гораздо более легко эмоциональны», «они более интуитивны и гораздо раньше мужчин понимают, что чувствуют другие люди», «они больше размышляют», «они больше говорят о своих проблемах и легче общаются», «они более компетентны, чем мужчины, когда дело касается эмоций и эмоционального интеллекта»…..
  • Исследования показывают, что действительно существуют «ДА» различия в эмоциональном интеллекте (и логически эти различия связаны с эмоциональной социализацией, переданной нам), но также верно и то, что эти различия становятся все более и более размытыми, поскольку эмоциональное воспитание становится все более и более андрогинным.

Что такое эмоции?

структура

  • Эмоция — это аффективное состояние, это быстрое и интуитивное изменение нашего душевного состояния, которое мы испытываем, почти не осознавая этого, когда сталкиваемся с определенными ситуациями, стимулами или мыслями, основанными на окружающей среде или нашей собственной интерпретации ее.
  • Эмоции — это естественные реакции, которые позволяют нам адаптироваться к определенным стимулам окружающей среды, это автоматические и непроизвольные импульсы, это реакции на определенные события, которые заставляют нас действовать автоматически и субъективно, а зачастую бессознательно и иррационально.
  • Эмоции могут быть как положительными, так и отрицательными. Негативные эмоции, такие как ненависть, гнев, пессимизм и т.д., сохраняясь в течение долгого времени, влияют на наше душевное состояние и наносят серьезный ущерб нашему эмоциональному здоровью. Положительные эмоции, такие как радость, удовлетворение, гордость, счастье… позволяют нам быть более эмоционально интеллектуальными и легче адаптироваться к любой ситуации.
  • Возникающие эмоции приводят к состояниям ума, которые мы называем чувствами. Например, после внезапной эмоции печали, вызванной плохими новостями (смерть близкого человека, стихийное бедствие, несчастный случай…), появляются чувства бессилия, разочарования, уныния, беспомощности…, поскольку мы чувствуем, что ничего не можем сделать, душевное состояние, вызванное эмоцией, растягивается во времени, в результате чего возникает ощущение, которое гораздо более продолжительно, чем сама эмоция.
  • Эмоция влечет за собой субъективную реакцию, которая будет зависеть от каждого человека, в зависимости от его собственных интерпретаций или личного опыта.
  • Эмоции стоят за любым процессом, связанным с мышлением (внимание, восприятие, мотивация, желание, концентрация, память…), и это позволяет нам давать субъективную оценку всему, что нас окружает.
  • Эмоции действуют сложным, автоматическим образом и часто без рационального контроля, порождая желания, потребности, тревоги, страхи, отвержения, неспособность, беспомощность… по отношению к окружающему миру и по отношению к себе.
  • Эмоции сопровождаются когнитивными изменениями (мысли, которые отвечают интерпретации, которую каждый человек делает из каждой ситуации), органическими изменениями (физиологическими и эндокринными, врожденного происхождения и под влиянием опыта) и поведенческими изменениями (поведение, которое будет отличаться в зависимости от вызванных эмоций).
  • Естественные реакции (потоотделение, затрудненное дыхание, изменение лица, изменение мышц и т.д.) позволяют нам стать бдительными к определенным ситуациям, которые указывают на реальную или воображаемую опасность, угрозу, разочарование и т.д., или наоборот: удовлетворение, радость, оптимизм и т.д.

Эмоции могут помочь нам в решении проблем, если мы научимся различать позитивные и негативные состояния и, прежде всего, если мы научимся контролировать их и извлекать из них максимальную пользу!

Для чего нужны эмоции?

Психологически: они усиливают или изменяют внимание, концентрацию, усиливают или ослабляют определенные формы поведения, активируют ассоциации, влияют на наше видение и интерпретацию мира?

Физиологически: они вызывают соматические реакции, включая кардио-респираторные и пищеварительные изменения, влияют на мимику, мышцы, голос, деятельность центральной нервной системы и эндокринной системы…

Поведенческие: они служат для установления нашей позиции по отношению к окружающей среде, они побуждают нас приближаться или удаляться от определенных людей, стимулов, целей, действий, идей…