Страх — это адаптивная эмоция, целью которой является защита организма от возможной опасности, поэтому он может активизироваться перед лицом неизвестных или неопределенных ситуаций. Страх перед переменами основан на чувстве самосохранения и выживания. Именно поэтому он обычно появляется при столкновении с новыми стимулами, такими как новая работа, новые люди, переезд в другой город и т.д. Однако иногда этот страх новизны может быть чрезмерным и ограничивающим, поэтому, если вы хотите узнать о нем больше, прочитайте статью из mentalnii: Страх нового: причины и как его преодолеть.

новое

Страх перед новым и неизвестным

Все мы испытываем определенный страх перед переменами, например, боимся сменить работу, переехать в другой дом или заняться чем-то новым. Однако иногда этот страх становится чрезмерным и непропорциональным.

Как называется страх перед новым и неизвестным?

Страх перед новым и неизвестным называется неофобией. Это слово происходит от греческого слова néos, означающего «новый», и phobos, означающего «страх». Неофобия — это особый тип фобии, при котором возникает неконтролируемый, стойкий, иррациональный и непропорциональный страх перед всем, что связано с новизной, по сути, боязнь делать что-то новое.

При этой фобии, в отличие от других специфических фобий, существует большое разнообразие фобических стимулов, поскольку бояться можно как материальных вещей, так и ситуаций и действий, если им приписываются качества новизны. Одним из наиболее изученных направлений в рамках этой фобии является пищевая неофобия, которая имеет высокую распространенность, особенно в детстве, когда новые продукты и блюда вызывают интенсивное отторжение. Однако неофобия может проявиться в любой сфере повседневной жизни и в любой период жизненного цикла, точно так же, как и страх неудачи, страх неопределенности или ощущение отсутствия контроля.

Симптомы неофобии

Симптоматика этой специфической фобии выглядит следующим образом:

  • Физические симптомы: симптоматика активации нервной системы при воздействии или мысли о воздействии чего-то нового, например, тахикардия, потливость, тошнота, головокружение, гипервентиляция, боль в животе, мышечное напряжение и т.д.
  • Когнитивные симптомы: искаженные убеждения, иррациональные и катастрофические мысли, страх не справиться с новой ситуацией, если подвергнуться ее воздействию, и навязчивые идеи о новизне.
  • Эмоциональные симптомы: тревога, страдание, чувство беспомощности из-за неспособности контролировать непропорциональные реакции, проблемы с самооценкой, печаль, личная неудовлетворенность, скука,…
  • Поведенческие симптомы: поведение избегания или бегства перед лицом нового и сопротивление изменениям, которое может привести к прогрессирующей изоляции. Качество жизни человека с неофобией ограничивается и ухудшается, поскольку эти люди склонны вести совершенно однообразный и рутинный образ жизни, который ограничивает количество приятных элементов, доступных человеку.

Почему мы боимся нового

Что касается этиологии неофобии, то не было выявлено ни одной причины, способной объяснить происхождение этого иррационального страха, а скорее был признан ряд взаимосвязанных факторов, которые могут привести к развитию этой фобии:

  • Зона комфорта: почему мы боимся перемен? Чрезмерный страх и сопротивление выходу из этой зоны контроля, комфорта и стабильности может быть вызван страхом перед неопределенностью и неспособностью управлять изменениями. Этот страх может быть вызван тем, что человек проецирует себя в зону паники при мысли о выходе из зоны комфорта, полагая, что ситуация или стимул догонят и переполнят его. Поэтому возникает ощущение некомпетентности и нехватки ресурсов для преодоления трудностей.
  • Личностные особенности: существуют определенные личностные характеристики, которые могут предрасполагать к неофобии, такие как невротизм, недостаток самоуважения, самооценки и уверенности в себе или перфекционизм. Это также может быть связано с избегающим стилем личности, при котором наблюдается общая модель торможения.
  • Тревожная/амбивалентная привязанность младенцев: привязанность к первичным заботящимся фигурам в детстве может влиять на исследовательское поведение в целом, а также на ментальные представления о себе и мире. Неуверенный стиль привязанности может привести к развитию страха перед новым из-за бессознательно негативной интерпретации как собственных характеристик и компетенций, так и внешнего мира, который воспринимается как неконтролируемый и чреватый опасностями, что приводит к недоверию. В следующей статье вы найдете больше информации о теориях привязанности.
  • Травматические ситуации: переживание травматической ситуации может привести к развитию схем и ментальных моделей, которые воспринимают мир как угрожающий и опасный, и поэтому отвергают все незнакомое.
  • Стили воспитания: стиль воспитания, передающий чрезмерное чувство ответственности и перфекционизм, может породить в человеке страх перед неудачей или разочарованием родительских фигур, поэтому избегаются все те ситуации, которые не поддаются контролю и для которых нет уверенности в успехе. С другой стороны, стиль образования, который демонстрирует неприятие инноваций и исследований, а также приписывает новизне чувство опасности, может обусловить этот страх.
  • Когнитивные стили: Тревожные и невротические модели мышления и искажения также могут способствовать развитию неофобии. Эти когниции характеризуются катастрофическими мыслями, смещением внимания в сторону угроз, обобщенными пессимистическими взглядами и т.д.

Как преодолеть страх перед новым

Как перестать бояться нового? При неофобии рекомендуется психологическое вмешательство для преодоления страхов и неуверенности. После сбора информации о человеке, страдающем этой фобией, лечение должно быть направлено на следующие направления работы:

  1. Психообразование: первым шагом к преодолению страха нового является знание теоретических объяснений о страхе, его функции, адаптивном и дезадаптивном страхе, о фобиях, симптомах и механизме функционирования и, наконец, о неофобии и ее последствиях.
  2. Техника воздействия: поведенческий компонент фобии прорабатывается с помощью техники воздействия. В этой технике человек составляет иерархию страхов и постепенно подвергается их воздействию, либо в естественных условиях, либо в воображении, предварительно, при поддержке и руководстве специализированного специалиста и в контролируемой манере. Объясняется подкрепляющая роль реакций избегания и бегства при фобии, и цель состоит в том, чтобы предотвратить их возникновение. Цель — выработать привыкание, чтобы избавиться от страха.
  3. Релаксация и дыхание: обучение обеим техникам снижает уровень тревоги и может повысить эффективность техники воздействия, если ее применить, так как человек найдет и почувствует в себе ресурсы для успокоения при столкновении со своим страхом. Физический элемент неофобии рассматривается с помощью этих упражнений.
  4. Когнитивная реструктуризация: работа над когнитивным компонентом данного расстройства с целью улучшения искажений мышления и продвижения более функциональных и адаптивных убеждений. Это можно сделать с помощью сомнений в убеждениях, логирования мыслей, сократовских вопросов, доведения убеждения до предела «что было бы самым худшим, что могло бы произойти» и т.д.
  5. Работа над личными навыками: чтобы преодолеть страх перед новым и неизвестным, необходимо обратиться и поработать над такими качествами, как самооценка, самоэффективность, уверенность, безопасность и социальные навыки. Для этого необходимо всестороннее изучение конкретных проблем человека, какие компетенции снижены, особенности личности и их взаимодействие с расстройством, а также происхождение фобии (страх неудачи, нетерпимость к неопределенности, потребность в контроле, ментальные модели угрозы и т.д.), поскольку в зависимости от всего этого вмешательство будет индивидуальным и будет уделять больше внимания определенным аспектам.
  6. Поведенческая активация: с точки зрения эмоционального состояния, следует ожидать, что оно будет возрастать по мере того, как человек будет сталкиваться со все более и более новыми ситуациями или видами деятельности. Такое улучшение настроения будет связано, с одной стороны, с повышением самооценки и самоэффективности, когда они видят, что способны противостоять тому, чего боятся, а с другой стороны, потому что новые виды деятельности, как правило, сами по себе приносят удовлетворение и пользу. По мере того, как человек усваивает новый опыт, может быть полезно планировать новые задачи и виды деятельности вместе, чтобы поддерживать эту активацию.

Библиография

Американская психиатрическая ассоциация. (2014). ДСМ-5. Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам .
Лошадь, В.Е. (Ред.). (2008). Пособие по когнитивно-поведенческой терапии психологических расстройств (Том 1) . Двадцать первый век Испании.
Кори, Д.Т. (1978). Детерминанты исследования и неофобии.