В области психологии понятие психологического благополучия приобретает различные значения. В настоящее время они обычно формулируются (Ryan and Deci, 2001) в гедонистической ориентации (Kahneman связывает ее с наличием положительного аффекта и отсутствием отрицательного) или эвдаймонистической (термин, введенный Аристотелем в его «Никомаховой этике»), в которой благополучие является следствием полноценного психологического функционирования, благодаря которому человек полностью раскрывает свой потенциал.

Несмотря на это различие, принято считать, что и аффективный компонент благополучия, выражающий удовольствие и удовлетворение, которые человек воспринимает через свои чувства и эмоции, и развитие его потенциала связаны и обычно происходят вместе, поскольку психологическое благополучие не ограничивается состоянием души, свободным от физических недомоганий и беспокойства; оно должно включать удовлетворение от развития собственного потенциала.

В этой статье мы поговорим о психологическом благополучии как результате взаимоотношений человека и окружающей среды.

Вам также может быть интересно: Болезни и эмоции: взаимосвязь и причины

благо

Введение

В этом смысле психолог Мартин Селигман указывает в своей «Теории благополучия»:

«Благополучие — это сочетание хорошего самочувствия и наличия реального смысла в какой-то деятельности, которая нам нравится или увлекает, а также поддержание хороших межличностных отношений и наличие целей, которые являются для нас сложными, чтобы их можно было превратить в достижения».

Аналогично, Ryff и Keyes (1995) отмечают, что «более точной характеристикой психологического благополучия является определение его как стремления к самосовершенствованию и реализации своего потенциала».

Если мы рассмотрим некоторые из наиболее распространенных моделей психологического благополучия, такие как многомерная модель психологического благополучия Райффа (1989), социальное благополучие Киз (1998), пирамида человеческих потребностей Маслоу (1998), модель Майерса и Динера (2000) и модель PERMA Селигмана (2011), то все они указывают на следующие факторы: самопринятие, жизненная цель, личностный рост, самореализация, удовлетворительные межличностные отношения, владение средой, социальная интеграция и вклад, позитивная аффективность, духовность, и простое наблюдение за ними показывает, что они так или иначе связаны с взаимодействием двух основных элементов: человека и среды, в которой он развивает свое существование, понимая под средой совокупность внешних по отношению к человеку элементов любой природы, которые вмешиваются во взаимодействие: живые существа, физические структуры, природные экосистемы, материальные и нематериальные блага.

Очевидно, что повседневная жизнь людей тесно связана с их окружением, с которым они поддерживают отношения в определенном контексте (физическом, семейном, рабочем, социальном, досуговом), и то, как они взаимодействуют с ним, влияет на стабильность и баланс между ними, и когда эти отношения протекают в гармонии и спокойствии, они испытывают чувство благополучия (физического и психологического). Взяв в качестве оси отсчета отношения «человек-среда», мы задаемся вопросом о построении на их основе модели, позволяющей определить факторы, которые способствуют или могут способствовать в будущем состоянию психологического благополучия каждого человека.

Модель Сета

С точки зрения взаимоотношений между человеком и окружающей средой, концепция психологического благополучия может быть рассмотрена с помощью интерактивного системного подхода, который рассматривает человека как сложную биологическую систему, тесно связанную с окружающей средой и образующую суперсистему «человек-окружающая среда» (SH-E). В этой сложной суперсистеме между ними развиваются многочисленные отношения, но для целей психологического благополучия принимаются во внимание только те, целью которых является удовлетворение потребностей, необходимых человеку для реализации его трансцендентных жизненных ожиданий, оставляя в стороне более тривиальные или косвенные. Психологическое благополучие будет возникать в результате этих отношений, когда они вызывают чувство удовлетворения и благодушия (очевидно, что если это вредно, неприятно или вызывает сожаление, то результатом будет дискомфорт, страдание).

Взаимодействие между человеком и элементом среды, с которым он взаимодействует, может порождать различные типы отношений, и каждый из них порождает субъективный опыт, который мы называем переживанием, определяемым как опыт и реальность, которыми живет человек, и являющимся основной сущностью, на которой основывается благополучие, когда оно удовлетворительно. Психологическое благополучие, получаемое от опыта вознаграждения, имеет временное измерение, ограниченное временем, в течение которого оно длится, однако на протяжении жизни люди могут испытать большое их количество и сформировать более глобальное и продолжительное чувство благополучия (оно может быть связано с такими терминами, как счастье, качество жизни или удовлетворенность жизнью).

Хотя эти переживания являются личными, их содержание во многом зависит от структуры и характеристик среды, в которой они происходят, поскольку именно среда позволяет или препятствует определенному типу возможных отношений.

В этой модели считается, что те из них, которые наиболее непосредственно связаны с повседневной жизнью человека, могут быть ассоциированы с тремя ситуациями, связанными со средой: быть (занимать часть среды), иметь (иметь элементы среды) и делать (вмешиваться в процессы в среде).

Следуя этому подходу, можно утверждать, что отношения между человеком и средой основываются на четырех основных факторах или «столпах», на которых постепенно строятся все взаимодействия: субъект взаимодействия (бытие), место, где происходит взаимодействие (бытие), доступные ему элементы среды (наличие) и действия, которые он/она осуществляет в своей среде (делание), которые вместе объединены под аббревиатурой SETH.

Любая повседневная ситуация человека будет отнесена к одному или нескольким из этих факторов, и каждый из них содержит различные элементы, среди которых следующие включены для ориентира и без ограничения:

  • Бытие: относится к физическим и психологическим характеристикам и качествам (интеллектуальным, профессиональным, художественным, спортивным и т.д.), которые присущи человеку.
  • Быт: это относится к обычным условиям, в которых он/она осуществляет свою жизнь (город, улица, дом, рабочее место, места досуга и т.д.). Это физическое пространство, где он/она осуществляет свою деятельность и отношения с остальными элементами окружающей среды.
  • Имеющий: указывает на элементы среды, которые доступны ему для связи с ней, как материальные (пища, жилье, транспортные средства, одежда, электронные устройства и т.д.), так и нематериальные (время, свобода, престиж и т.д.), а также межличностные связи (партнер, дети, друзья, партнеры, коллеги и т.д.).
  • Делание: действия, которые он/она осуществляет в среде, где он/она находится, и с элементами, имеющимися в его/ее распоряжении, чтобы получить удовлетворение своих потребностей и целей (профессиональная, спортивная, художественная, социальная, рекреационная деятельность и т.д.).

Принимая во внимание это описание, ключ к психологическому благополучию лежит в достижении близости и гармонии между четырьмя столпами или факторами и поддерживаемыми ими отношениями между человеком и окружающей средой, чтобы они поддерживали психологический баланс (так называемый психологический гомеостаз У. Кэнона, 1932) и создавали удовлетворительный жизненный статус.

Когда человек доволен тем, какой он есть, доволен тем, где он находится, имеет все, что ему нужно, и ему нравится то, что он делает, он с большой вероятностью будет поддерживать полезные отношения с окружающей средой (опыт, основанный на межличностных, экономических, коммерческих, социальных, культурных и т.д. отношениях), наслаждаясь гармонией с ней и оставаясь в сбалансированном психологическом состоянии (когнитивном и эмоциональном) и открытым для нового опыта. В этой ситуации переживания человека связаны с чувством удовлетворения и самоуспокоения, и мы говорим, что он наслаждается состоянием психологического благополучия.

Проблема возникает тогда, когда этой близости и гармонии не существует, когда человек не удовлетворен ни одним из четырех факторов, мешающих ему наслаждаться благополучием, и хотел бы, чтобы они были иными. Тогда возникает разрыв между текущей ситуацией и тем, какой бы он хотел ее видеть, что вызывает появление неудовлетворительных переживаний, которые приводят к психологическому дисбалансу и эмоциональной нестабильности. В таких случаях человек сталкивается с дилеммой: если меня не устраивает моя нынешняя ситуация, что мне делать, принять ее и соответствовать, или попытаться добиться того, чего бы я хотел? Выбор часто бывает непростым, учитывая множество аспектов, как личных, так и экологических, которые необходимо взвесить, чтобы принять решение.

Теория самоопределения, предложенная Райаном и Дечи (2000), указывает на то, что люди могут быть активными и вовлеченными, или неактивными и отчужденными. У человека есть определенные врожденные психологические потребности, которые являются основой самомотивированной и интегрированной личности, и, кроме того, социальная среда, в которой он развивается, способствует или препятствует этим позитивным процессам. Эти социальные условия являются ключевыми для успешного развития и функционирования. Контексты, не обеспечивающие поддержку этих психологических потребностей, способствуют отчуждению и болезни. В применении к этой теории, человек, желающий достичь психологического благополучия, должен выбрать компоненты (элементы и характеристики), которые он/она хочет для каждого фактора (например, быть смелым вместо застенчивого, жить в деревне вместо города, быть учителем вместо исследователя и т.д.) и тип отношений, которые могут быть установлены с ними, но всегда принимая во внимание условия и обстоятельства среды, где будет происходить опыт, а также способ, которым он должен быть осуществлен (это конструктивистский аспект модели).

Свойства факторов, лежащих в основе опыта

Психологическое благополучие, определенное в этой модели, основано на существовании отношений близости и взаимодополняемости между четырьмя факторами, что означает, что они должны соответствовать определенным свойствам, наиболее важными из которых являются следующие:

  • Каждый фактор состоит из набора элементов, которые могут быть восприимчивы к вмешательству в одни и те же отношения и способствовать удовлетворенности опытом (хотя они могут влиять на уровень удовлетворенности), и если по какой-либо причине мы не можем получить желаемое, оно может быть заменено другим (если невозможно жить на улице, которую я хотел бы, возможно, я могу сделать это на другой улице рядом с ней; если я не могу иметь рабочие отношения с компанией, которую я хочу, я могу иметь их с другой в том же секторе).
  • Между факторами существуют взаимозависимые отношения, так что существование одного может зависеть от существования другого (чтобы быть врачом, нужно иметь ученую степень; чтобы заниматься альпинизмом, нужно быть в горах и т.д.).
  • Элементы каждого фактора, способствующие благополучию, специфичны для каждого человека (разнообразие — преобладающая норма в природе, которая оправдывает различия в потребностях, вкусах и надеждах); например, один человек «чувствует себя хорошо», живя в городе и работая в мире финансов, а другой — живя в горах и выращивая овощи и фрукты.
  • Состав каждого фактора, а также отношения взаимодополнения и сродства между ними не являются статичными, они могут меняться со временем, исчезать или увеличиваться, поскольку и человек, и среда являются динамическими системами и подвержены изменениям в зависимости от преобладающих обстоятельств в любой момент времени (молодой человек не обладает теми же способностями, желаниями и потребностями, что и взрослый). Однако способность к изменениям и гибкости не одинакова для всех четырех факторов; например, личные черты и качества (быть) труднее изменить, чем жилье (быть), автомобиль (иметь) или работу (делать).
  • Все четыре фактора способствуют психологическому благополучию, но не обязательно с одинаковой интенсивностью; это будет зависеть от того, какое значение человек придает каждому фактору в зависимости от важности и значимости для его жизни и уровня удовлетворения, необходимого для каждого из них (человек может более высоко ценить жизнь в определенном городе, даже если это означает иметь меньше свободного времени или отказаться от работы, которую он хотел бы иметь).

Выбор целей для каждого фактора

Тенденция улучшать условия жизни в стремлении к благополучию — это нормальная человеческая тенденция. Существует тенденция к достижению того, чего не имеешь, или к восстановлению того, что имел и потерял, но следует учитывать одно важное правило: не всегда можно достичь желаемого, потому что путь между нынешней ситуацией и желаемой часто полон трудностей. Могут возникнуть обстоятельства, связанные с самим человеком или с окружающей средой, которые не зависят от него и затрудняют этот процесс (несчастный случай, стихийное бедствие, болезнь, увольнение, развод и т.д.).

Таким образом, достижение желаемых элементов каждого фактора при преодолении этих трудностей становится целью, которую необходимо достичь.

Правдоподобное существование ограничений и препятствий на пути к достижению желаемой цели для каждого фактора заставляет нас установить золотую середину между тем, что есть (текущая ситуация с факторами) и тем, что мы хотели бы, чтобы было (желания для каждого из них). Эта точка — то, что может быть достигнуто при данных обстоятельствах (потенциальность). Это заставляет нас ввести новую цель для фактора, который заменяет желаемую: достижимую или потенциальную. Существование этого различия между желанием/потенциалом в человеке требует ответа на новые вопросы: кем я могу стать, где я могу быть, что я могу иметь и что я могу сделать. Из комбинации этих трех основных измерений отношений между человеком и окружающей средой, которые могут возникать в отношении четырех факторов: актуальности, желания или ожидания и потенциальности, формируется следующая схема:

Учитывая, что психологическое состояние благополучия требует специфических характеристик для каждого человека, человек должен самостоятельно или с помощью профессионалов (психолога, консультанта или коуча) найти ответы на эти вопросы (которые предполагают знание себя и среды, в которой происходят жизненные ситуации) и выбрать те элементы каждого фактора, которые, вероятно, приведут к благополучию. Однако существуют некоторые общие правила действий, которые необходимо учитывать:

Избегайте постановки иррациональных или иллюзорных целей.
на эти четыре фактора. Цели должны быть соизмеримы с нашими возможностями, потому что неудача и разочарование неизбежно последуют, если мы не достигнем того, чего хотим. Кроме того, завышенные ожидания и необоснованные стремления часто являются источником беспокойства и стресса. Опыт показывает, что многие люди склонны ставить перед собой цель, руководствуясь больше иллюзиями, чем разумом, и это приводит к тому, что они ставят перед собой цели, которые очень трудно или невозможно достичь: они хотят быть больше, чем они могут быть, быть там, где они не могут быть, иметь то, что они не могут иметь, и делать то, что они не могут делать.

Не позволяйте эмоциям слишком сильно руководить вами

Повторяющийся опыт устанавливает когнитивные и эмоциональные связи с элементами окружения, к которым они относятся (семья, дружба, товарищество и т.д.). Сила этих связей может повлиять на выбор нужных элементов для фактора, которые не подходят (любовь или ненависть могут заставить человека иррационально и бессмысленно выбрать новый компонент фактора).

Установление иерархии

Поскольку опыт подсказывает, что вряд ли можно достичь желаемых целей по всем факторам, следует установить иерархическое соотношение между ними в соответствии с их ценностью для человека и обстоятельствами, в которых он находится. Это будет вопрос выбора, какую потребность или заботу удовлетворить, считая ее наиболее важной: быть таким, каким я хотел бы быть, быть там, где я хотел бы быть, иметь то, что я хочу, или делать работу, которая меня волнует. Аналогично, поскольку каждый фактор состоит из множества вариантов (различные личные черты и качества, различные материальные блага, а также места, где можно побывать, и виды деятельности, которыми можно заняться), вам следует установить иерархию между ними.

Определение порога приемлемой удовлетворенности

Удовлетворение, получаемое по фактору, не является единой величиной; оно колеблется от полной неудовлетворенности до максимального удовлетворения, проходя через промежуточные состояния. В этом смысле недостижение желаемой цели по какому-либо фактору (максимальное удовлетворение) не мешает вам испытывать чувство благополучия, если вы достигли приемлемой цели более низкого уровня (быть храбрым, но не настолько, насколько вы хотели, быть в хорошей команде, но не самой лучшей, иметь друзей, но не так много, как хотелось бы, занимать важную руководящую должность, но не ту, к которой вы стремились, и т.д.). В этом случае следует выяснить, каков порог приемлемой удовлетворенности по каждому фактору, чтобы считать, что вы достигли психологического благополучия и «чувствуете себя хорошо».

Проанализировать вероятность достижения желаемого и изучить соотношение затрат и выгод процесса достижения цели

процесса его достижения. Очевидно, что не стоит прилагать дополнительные усилия, если мы не можем улучшить ситуацию до выбранного порога удовлетворенности. По мнению психолога Герберта Саймона, усилия напрямую связаны с полученным вознаграждением, а оно зависит от полезности достигнутого и удовлетворения, которое оно вызвало. Поэтому навязчивый поиск оптимальных ситуаций в каждом факторе можно назвать дезадаптивным или глупым. Бывают случаи, когда попытка преодолеть текущие недостатки и найти более удовлетворительную ситуацию заставляет человека посвятить значительную часть своего времени и усилий этой миссии, оставляя в стороне другие сферы своей повседневной жизни, которые способны приносить удовлетворение и радость в настоящем.

Без ущерба для предыдущих правил и следуя принципу позитивной психологии, психологическое благополучие предполагает нечто большее, чем ощущение безмятежности и спокойствия из-за отсутствия психологических тревог и беспокойства, которые приводят к мирному и уравновешенному состоянию души, оно также подразумевает освещение захватывающих жизненных проектов, в которые вовлечены эти факторы. Обоснованное ожидание осуществления приносящего удовлетворение проекта, который волнует нас и дает нам чувство удовлетворения, удовлетворения и наслаждения от достигнутого (создание компании, создание семьи, путешествие в экзотическую страну и т.д.), вносит большой вклад в состояние благополучия, и чтобы проект такого типа (делание) был успешным, остальные три фактора: бытие, существование и обладание, должны быть сходными и дополняющими друг друга.

Заключение

Каждый человек хочет поддерживать сбалансированные и гармоничные отношения со своим окружением, которые позволяют ему чувствовать себя хорошо и наслаждаться состоянием психологического благополучия. Чтобы достичь этого, он/она должны найти комбинацию элементов из четырех факторов, которая создает полезную и удовлетворяющую жизненную ситуацию, поскольку было показано, что не существует только одной единственной комбинации этих факторов, способной создать состояние психологического благополучия, но что оно может быть достигнуто посредством многочисленных комбинаций.

Каждый фактор содержит несколько возможностей и/или элементов (от 1 до n): человека можно определить по многим признакам, как физическим, так и психологическим; он может находиться в разных пространствах (город, дом, рабочее место, центр досуга и т.д.); у него могут быть многочисленные личные связи и предметы (напр.) ); он/она может иметь многочисленные личные связи, материальные и нематериальные объекты и заниматься различными видами деятельности; и со всеми этими возможностями может быть создано бесконечное число соответствующих комбинаций, которые способствуют удовлетворительным отношениям между человеком и средой, способным обеспечить состояние благополучия (не существует «пустого» фактора элементов, т.е. такого, значение которого равно 0, потому что в любом взаимодействии всегда будет кто-то где-то что-то с чем-то делать).

Задача каждого человека — найти ту комбинацию факторов, которая лучше всего соответствует его желаниям и иллюзиям в рамках его возможностей и в обстоятельствах и условиях, предлагаемых окружающей средой; комбинацию, которая способна убедить его в том, что жизнь стоит того, чтобы жить, потому что, когда человек не любит себя таким, какой он есть, не находится в желаемом месте, не имеет того, что ему нужно, и не находит удовлетворения в том, что он делает, он имеет внутри себя зародыш «отсутствия смысла» в своей жизни (многие случаи депрессии и самоубийства были замечены из-за этих недостатков).

Выражение в математических терминах благосостояния будет дано формулой:

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ = f (S1-n, E1-n, T1-n, H1-n)

Но достичь сочетания четырех факторов, способствующих психологическому благополучию полного и всестороннего удовлетворения, под силу не каждому. Однако то, что под силу многим, — это достичь, принимая во внимание свои ресурсы, факториальной комбинации, которая позволяет установить отношения с окружающей средой, способные создать ситуацию благополучия, «адаптированную к обстоятельствам», которая является осуществимой, а затем принять ее, даже если она не является желаемой (в этом смысле в 1995 году Динер и Фуджита исследовали ковариацию ресурсов: деньги, поддержка семьи, социальные навыки и интеллект, получив индекс ресурсов, которые они ассоциировали с благополучием, сделав вывод, что, как оказалось, люди часто могут достичь своего психологического благополучия, сопоставляя свои цели с ресурсами, которыми они обладают).

Однако следует иметь в виду, что бывают ситуации, когда не хватает более одного фактора из элементов, считающихся основополагающими для человека, что сильно затрудняет принятие и адаптацию к новым обстоятельствам из-за сложности поиска новой комбинации факторов, способных породить благополучие. Эту ситуацию можно проиллюстрировать примером: может ли заключенный, находящийся в пенитенциарном учреждении, с «запаркованными» личностными качествами, не имеющий свободы и материальных благ и способный делать лишь небольшое количество очень специфических вещей, чуждых его вкусам и желаниям, наслаждаться психологическим благополучием; может ли человек с умственными или физическими недостатками делать то же самое? В обоих случаях принятие и адаптация вынуждены обстоятельствами, но это не мешает некоторым людям добиваться в них благополучия.

В любом случае, принятие, для того чтобы быть эффективным и быть способным генерировать состояние психологического благополучия, не может состоять из допущения невозможности достижения того, чего хочется и хотелось бы достичь, довольствуясь тем, что находится в пределах досягаемости, и учась смиряться и терпеть фрустрацию, порождаемую неудовлетворением желаний и иллюзий; Скорее, это должно быть убеждение, без всяких сомнений, что полученная комбинация элементов была именно той, которая могла быть достигнута после исчерпания всех возможностей в пределах нашей досягаемости, и это достижение должно сопровождаться самодовольством и личным удовлетворением от достигнутого (иногда мы принимаем ситуацию и учимся жить с ней, но у нас нет ощущения благополучия).

Когда человек делает все возможное и использует все имеющиеся в его распоряжении средства, чтобы стать тем, кем он хочет быть, быть там, где он хочет быть, иметь и делать то, что ему нравится, и не добивается успеха, он должен чувствовать удовлетворение, даже если он не достиг желаемого уровня; он не должен впадать в разочарование и недооценку себя и среды, в которой он живет, а наслаждаться полученным статусом и не сожалеть о том, что «должно было быть и чего нет». Наконец, столкнувшись с такой ситуацией, целесообразно спросить себя: стоит ли тратить столько времени и усилий на то, чтобы получить то, чего хочется и чего нет, вместо того, чтобы потратить их на наслаждение и интенсивное смакование того хорошего, что уже есть?