Что такое обучение в психологии? Знание различных типов обучения может помочь нам в различных аспектах, особенно когда, например, мы должны выбрать метод обучения в зависимости от контекста и ситуации. Но сколько видов обучения мы можем определить? В этой статье  мы рассмотрим, какие бывают виды обучения в психологии, с примерами. К ним мы относим образовательный, смысловой, ожидаемый и когнитивный типы обучения.

школа

Привыкание

Если вы хотите сначала узнать определение обучения по мнению авторов, вы найдете его в этой статье о том, что такое обучение в психологии.

Привыкание — это уменьшение рефлекторной поведенческой реакции после повторного предъявления нетоксичного стимула. Это явление очень важно, поскольку, как и все формы обучения, оно позволяет людям и животным адаптироваться к окружающей среде. Действительно, живые существа быстро учатся игнорировать повторяющиеся безвредные стимулы и, таким образом, концентрироваться на стимулах, которые, напротив, являются вредными.

  • У людей классическим примером привыкания является отсутствие реакции на громкий шум после его многократного воспроизведения.

Сенсибилизация

Феномен сенсибилизации — это общее повышение реакции организма на слабые стимулы после раздражающего стимула.

  • Давайте рассмотрим пример. Предположим, что ночью, пока мы спим, сигнализация в нашем доме начинает звонить в течение двух секунд из-за ложного контакта. Мы просыпаемся и идем исследовать окружающее пространство на предмет того, не вошел ли кто. Даже если мы понимаем, что грабители не проникли в дом, мы не можем уснуть: мы с ужасом ощущаем каждый шум в доме, на который раньше не обращали внимания. Мы просто стали чувствительны к вредному стимулу (звуку сигнализации), поэтому мы реагируем усиленным образом на любой вредный стимул (шум в доме): эта простая форма обучения также оказывается адаптивной.

Классическое обусловливание

Еще одним из наиболее актуальных видов обучения является классическое обусловливание. Обусловление — это процесс, в ходе которого происходит изменение поведения путем установления ассоциации между заданным стимулом и заданной реакцией. Первым, кто исследовал обусловливание, был русский физиолог Иван Павлов: в своем самом известном эксперименте он исходил из того, что слюноотделение у собак перед едой является безусловным рефлексом, то есть врожденной реакцией организма. Далее он отметил, что слюна выделялась не только при непосредственном контакте с едой, но и просто при звуке акустического сигнала, который экспериментатору удалось постоянно ассоциировать с доставкой еды. Эта реакция животного в отсутствие относительного стимула была названа условным рефлексом.

Более подробную информацию о классическом обусловливании можно найти в этой статье.

Обучение методом проб и ошибок

Еще до работ Скиннера Торндайк показал, что обучение происходит методом проб и ошибок.

  • Кошка или обезьяна, находящаяся в клетке, запертой на ряд засовов, которые можно сделать последовательно, после ряда неудачных попыток приходит к правильной последовательности, открывая клетку. Когда они снова попадали в клетку, то безошибочно повторяли правильную последовательность и выходили.

На этой основе Торндайк разработал так называемый «закон эффекта», согласно которому индивид склонен ассоциировать с данной ситуацией или проблемой тот ответ из числа испытанных, который принес ему наибольшее удовлетворение.

Оперантное обусловливание

В основном это были Б. Ф. Скиннер, который продолжил исследования по обусловливанию, разработав так называемое инструментальное или оперантное обусловливание. Цель этого типа обучения — выработать новое поведение через серию подкреплений.

  • В самом известном эксперименте Скиннера голодная крыса помещалась в клетку с рычагом и пустым лотком рядом: достаточно нажать на рычаг, чтобы активировать механизм, по которому пища попадает в контейнер. Сначала крыса будет делать это случайно, но затем, будучи постоянно подкрепленной пищей, получаемой в результате нажатия на рычаг, она будет повторять это поведение все чаще и чаще. В этом случае именно реакция субъекта (нажатие на рычаг) является инструментальной в отношении получения вознаграждения (подкрепления).

Импринтинг

Импринтинг — это форма обучения, при которой у молодняка некоторых видов животных с первых дней жизни формируется сильная привязанность к определенному объекту, которую они сохраняют и во взрослом возрасте. K. Лоренц (1935) заметил, что только что вылупившиеся птенцы следуют за первым движущимся объектом, который они видят. Механизм основан на фиксации объекта привязанности на определенное критическое время, которое варьируется от вида к виду и может составлять от первых часов жизни у наиболее автономных видов до нескольких недель у «неприспособленных» (чье потомство нуждается в родительской заботе, чтобы выжить). Это явление было названо импринтингом, поскольку на этом этапе младенец усваивает стимулы-сигналы, характерные для фигуры привязанности, до такой степени, что они остаются обусловленными в будущем таким образом, что их трудно обратить вспять.

Подражание или викарное обучение

Следующий тип обучения — это викарное обучение. Подражание или «наблюдательное» обучение, как называет его Бандура, способствует приобретению навыков, информации и поведения, просто наблюдая и слушая других людей. Хотя Бандура не считает подкрепление необходимым, он не исключает его появления; действительно, наказание или похвала, полученные моделью, приводят к подкреплению и для наблюдателя, что называется викарным подкреплением. Викарное подкрепление способствует развитию способности субъекта к саморегуляции, который, наблюдая за поведением других, собирает информацию, помогающую ему абстрагировать правило, оценивать действия и приобретать поведенческие нормы.

Активное обучение

Активное обучение происходит, когда человек берет под контроль свой собственный опыт обучения: поскольку понимание информации является основополагающим аспектом обучения, важно распознать, что понимается, а что нет. Активное обучение поощряет внутренний диалог, в котором соглашения выражаются в устной форме. Исследования в области метакогниции продемонстрировали ценность активного обучения; кроме того, у людей больше стимулов учиться, когда они имеют контроль не только над тем, как они учатся, но и над тем, что они изучают. Активное обучение является основной характеристикой обучения, ориентированного на ученика; напротив, пассивное обучение и прямое обучение являются характеристиками обучения, ориентированного на учителя (или традиционного образования).

Латентное обучение

Мы можем ездить на велосипеде, не имея возможности сказать, как и почему, или мы можем изучать иностранный язык, используя его грамматические правила, не зная их. Эти скрытые знания играют центральную роль в нашей повседневной жизни, поскольку они позволяют нам учиться и переучиваться раз и навсегда и автоматически повторять действия большой сложности. Нередко эти бессознательные формы обучения оказываются гораздо более эффективными и стойкими, чем сознательные.

Кооперативное обучение

Социальный конструктивизм — это эпистемологическая парадигма, которая как никакая другая продемонстрировала важность кооперативного или совместного обучения. Она утверждает, что наше отношение к реальности опосредовано отношениями, которые мы устанавливаем с другими людьми, и рассматривает обучение как личную интерпретацию мира, полученную на основе опыта каждого из нас. Особенно важным в этой модели является согласование значений с другими людьми, поскольку обучение включает в себя как индивидуальные, так и социальные процессы: построение индивидуальной идентичности и, в то же время, построение символической вселенной, разделяемой коллективно, достигается через диалоговое взаимодействие.

Ситуативное обучение

Другим важным подходом в области конструктивизма является обучение на месте или локализованное обучение, которое утверждает, что обучение развивается в результате участия в деятельности, в конкретных контекстах и в отношениях с людьми. Аутентичное обучение всегда локализовано: поэтому не может быть абстрактного обучения из ситуации; более того, с точки зрения обучающегося, оно обычно непреднамеренно и характеризуется как естественный результат аутентичного взаимодействия.

Формальное обучение

Этот тип обучения происходит в структурированной, формирующей среде (например, в школах, колледжах, университетах и т.д.), с определенной учебной программой и институциональным преподавательским составом. Это приводит к получению дипломов и признанных квалификаций. Она заложена в логике намеренных процессов обучения со стороны субъекта.

Неформальное обучение

Неформальное обучение происходит вне основных структур образования и обучения.

  • Например, на работе, в ассоциациях, в профсоюзах…

Как правило, этот вид обучения не приводит к получению официальных сертификатов. В эту категорию входят мероприятия, дополняющие формальные системы (например, факультативные или ученические пути), которые не учитываются для целей аккредитации. Эта типология также является частью интенционального типа логики.

Неформальное обучение

Неформальное обучение — это совокупность всего повседневного опыта, порождающего обучение в различных контекстах работы, семьи и досуга, который не имеет какой-либо сознательной и явно выраженной образовательной интенции. В эту категорию входят группы сверстников, сообщества, коммуникативные и реляционные обмены и все менее социально кодифицируемые переживания. В отличие от формального и неформального обучения, неформальное обучение не обязательно является преднамеренным и поэтому может не осознаваться, иногда самим обучающимся, как пополняющее его/ее знания и компетенции.

Значительное обучение

Другим типом обучения является осмысленное обучение Аузубела. Дэвид Пол Аузубел — психолог и педагог, создавший теорию осмысленного обучения, которая утверждает, что обучение зависит от предшествующих знаний. Другими словами, новая информация соединяется с уже известной, образуя новое обучение. Этот тип обучения утверждает, что необходимо принимать во внимание уже имеющиеся знания.

Обучение на основе проектов или проблем

Обучение на основе проектов или проблемное обучение — это тип обучения, которое происходит в процессе решения задачи, вопроса, проблемы или дела. Для того чтобы решить проблему или найти ответы на вопросы, необходимо исследовать и изучать. Сегодня она считается одной из самых успешных образовательных методик.

Автономное обучение

Этот тип обучения — способ приобретения знаний независимым и самостоятельным образом. То есть человек направляет, регулирует и оценивает свой собственный процесс обучения, который осуществляется посредством исследований, чтения, письменных заданий и т.д.

Открытое обучение

Дискавери-обучение — это тип обучения, который заключается в непосредственном взаимодействии с реальностью. В этом случае обучение происходит, когда человек на собственном опыте открывает для себя что-то, чего он не знал. Существуют различные типы открытия: индуктивное, дедуктивное и трансдуктивное.

Сервисное обучение

Наконец, еще одним видом обучения может быть сервисное обучение, которое заключается в том, что обучение происходит одновременно с выполнением задания, помогающего обществу. Большим преимуществом этого типа обучения является то, что оно является живым, что человек, который учится, делает это в реальном, а не смоделированном контексте. Человек учится через опыт, а его работа и усилия оказывают влияние на реальность.

  • Например, когда ученики средней школы помогают ученикам начальной школы выполнять домашние задания. Или, вместо того чтобы изучать виды листьев по книге, помогите сотрудникам по сбору мусора во время уборки листьев заметить разные виды.