Творческий интеллект, хотя формально и не входит в так называемый «множественный интеллект» Гарднера, несомненно, является аспектом общего интеллекта. Неясно, является ли это на самом деле еще одним типом интеллекта, который пока не включен, или специфическим способом обработки информации, который может встречаться в различных типах интеллекта.

В следующей статье мы рассмотрим эту тему, определим понятие, его характеристики, примеры творческого интеллекта и, наконец, предложим различные виды деятельности для его развития.

изобразительность

Что такое творческий интеллект

Что такое творческий интеллект согласно психологии? Творческий интеллект — это та часть интеллекта, которая занимается воссозданием чего-то нового из существующих элементов. По мнению Алана Дж. Роу, творческий интеллект обусловлен несколькими факторами, такими как: характер, способ восприятия и обработки информации, личные ценности и т.д. Все эти факторы взаимодействуют друг с другом, формируя особый образ действий, который позволяет создавать новые объекты или идеи, вносящие позитивный вклад в общество.

Творческий интеллект является определяющей характеристикой человеческой сущности, он присущ человеку. Таким образом, это один из аспектов общего интеллекта. Хотя он имеет генетическую составляющую, окружающая среда в значительной степени способствует его развитию или цензуре.

Виды интеллекта

Говард Гарднер создал концепцию множественного интеллекта для определения понятия интеллекта. По мнению автора, интеллект — это способность человека решать проблемы, и, в зависимости от типа проблемы, проявляемый интеллект будет иметь определенные характеристики. В своей классификации он определил семь типов интеллекта: логико-математический, лингвистический, музыкальный, пространственный, телесно-кинестетический, межличностный и внутриличностный. Впоследствии в эту классификацию были включены еще три типа интеллекта: природный интеллект, духовный интеллект и эмоциональный интеллект, созданный Дэниелом Гоулманом.

В этой классификации и в последующих, творческий интеллект как таковой не включен, что заставляет разных авторов задаваться вопросом, является ли этот тип интеллекта еще одним аспектом множественного интеллекта, который еще не включен, или же он представляет собой сочетание подхода, предложенного Гарднером и Гоулманом.

Характеристики творческого интеллекта

В качестве определяющих характеристик творческого интеллекта можно назвать следующие:

  • Интуиция и высокая чувствительность: творчество возникает из интуитивного, из связи с чувствительным, аспектом, совершенно далеким от логического, рационального, нормативного и ожидаемого. В этой статье мы объясним, что такое интуиция и как она развивается.
  • Вдохновение: оставаясь на связи с нашей интуицией, возникают моменты вдохновения — истоки творческого процесса.
  • Дневная мечта или воображение: в результате вдохновения человек включается в творческий процесс через дневную мечту или воображение.
  • Осмысленное обучение: все, что появляется в результате творческого процесса, выдается за осмысленное обучение, т.е. поскольку это самомотивированный процесс, полученный результат очень значим для человека.
  • Инновации: результаты, полученные в результате творческих процессов, включают в себя характеристику инновации в том смысле, что созданное — это нечто новое, отличающееся от ранее установленного.

Примеры творческого интеллекта

Некоторые исторические примеры проявления творческого интеллекта таковы:

  • Изобретение Т. Эдисоном электрической лампочки.
  • Музыкальные творения Бетховена, Моцарта, Баха и др.
  • Все картины, скульптуры и изобретения Леонардо да Винчи.
  • Вклад Теслы в развитие технологий.

В действительности, и не достигая столь высоких уровней креативности, проявление творческого интеллекта происходит перед лицом любого события, связанного с чем-то новым. В повседневной жизни мы проявляем творчество, когда придумываем оригинальный рецепт, создаем новые правила в игре, придумываем историю, конструктивно разрешаем конфликт и так далее.

Мероприятия по развитию творческого интеллекта

Развитие творческого интеллекта приносит множество преимуществ для развития личности: высокий уровень самооценки, гибкость и адаптивность, способность предлагать решения проблем, импровизация и т.д. Поэтому очень удобно не столько развивать детское творчество, сколько уважать его, поскольку в раннем детстве оно проявляется в явной и нецензурной форме. В этой статье мы поговорим об уважительном воспитании.

Одним из способов сопровождения этого врожденного творчества или его развития в более позднем возрасте, когда дети (в силу своей социализации) могут частично отключиться от этой творческой способности, является деятельность, адаптированная к различным эволюционным моментам, которая способствует установлению связи с интуитивными и чувствительными процессами и их практическому проявлению. Некоторые из видов деятельности, которые мы можем использовать, следующие:

Для самых маленьких детей:

  • Рисование и живопись для выражения внутренних состояний.
  • Играя с песком, глиной, пластилином, они выражают себя через прикосновения.
  • Игры телесного выражения, танцы, песни и т.д., другие способы внутреннего выражения.
  • Мероприятия, связанные с контактом с природой, которые сами по себе имеют стимулирующие элементы.
  • Рассказывать и слушать истории, которые, помимо развития вербального интеллекта, предполагают стимулирование воображения и творчества.

Для детей постарше:

  • Театр и драматизация, позволяющие им воображать, создавать, импровизировать и т.д.
  • Поощряйте изобретательство (игры, эксперименты, идеи и т.д.).
  • Создание музыки, мелодий, танцев и т.д.
  • Дебаты и коллоквиумы.
  • Смена ролей.
  • Разработайте историю в группе.
  • Изменение распорядка дня.
  • Экскурсии и походы.