Хотя теория когнитивного диссонанса вдохновила многие исследования, еще более простая теория может объяснить связь между поведением и отношением. Подумайте, например, об инсинуациях, которые мы делаем об отношении других людей: мы видим, как человек ведет себя в определенной ситуации, а затем приписываем это поведение его чертам и установкам или силам окружающей среды.

Если мы видим, как родители заставляют своего 10-летнего ребенка извиниться, мы приписываем извинения ситуации, а не их личному раскаянию. Теория самовосприятия предполагает, что мы делаем подобные выводы, наблюдая за своим поведением. В этой статье мы рассмотрим, что такое самовосприятие, теории о нем и некоторые примеры того, как его улучшить.

восприятие себя

Что такое самовосприятие?

Когда наше отношение слабое или двусмысленное, мы ставим себя в положение наблюдающего за нами стороннего наблюдателя. Слушая себя во время разговора с самим собой, мы узнаем о наших установках, то есть, наблюдая за нашими действиями, мы получаем подсказки о силе наших убеждений.

Это особенно верно, когда мы не можем легко объяснить свое поведение внешними ограничениями. Действия, которые мы сознательно предпринимаем, самореализуются. Таким образом, теория самовосприятия заключается в том, что когда мы не уверены в своих установках, мы делаем вывод о них, наблюдая за своим поведением и обстоятельствами, в которых оно происходит.

Разница между Я-концепцией и самовосприятием

Я-концепция относится к образу, который мы создали о себе: не просто визуальный образ, а набор идей, которые, по нашему мнению, определяют нас, как сознательно, так и бессознательно. Это включает почти бесконечное число концепций, которые могут быть включены в этот «образ» о себе, поскольку каждая идея может содержать в себе множество других, создавая системы категорий, которые находятся одна в другой.

Короче говоря, Я-концепция — это набор характеристик (эстетических, физических, аффективных и т.д.), которые служат для определения самовосприятия. С другой стороны, через самовосприятие мы определяем восприятие собственных психических состояний, достижимое путем наблюдения за собственным поведением, как если бы мы были внешним наблюдателем, или путем интроспекции.

Основные теории самовосприятия

Две наиболее известные теории, рассматривающие концепцию самовосприятия, — это теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера и теория самовосприятия Дэрила Дж. Бема.

Теория когнитивного диссонанса Фестингера

Эта теория говорит о некомфортных ситуациях, когда мы чувствуем, что мы не последовательны, т.е. когда мы находимся в конфликте с самими собой. В частности, эта перспектива рассматривает отношение к устойчивым предрасположенностям, таким как идеи, мысли или убеждения. В этой статье вы найдете больше информации о теории когнитивного диссонанса.

Теория самовосприятия Бема

Теория самовосприятия идет на шаг дальше, чем теория когнитивного диссонанса. Согласно этой концепции, наблюдая за тем, что мы делаем, мы делаем вывод о том, что нам нравится и что мы об этом думаем. Эта теория приводит к тем же предсказаниям, что и теория когнитивного диссонанса Фестингера, но подчеркивает, что установки — это просто случайные утверждения, продукты, основанные на поведении, которым мы занимались до сих пор.

Что такое самовосприятие? Это процесс, в ходе которого мы переходим от идеи удовольствия, производя поведение, к идее обязательства. Например, я играю в теннис, потому что мне это нравится, но если мне за это платят, то это становится обязанностью, а не страстью.

Вопреки мнению о том, что поощрения всегда повышают мотивацию, Бем утверждает, что ненужные поощрения могут иметь скрытые издержки. Вознаграждение за то, что люди делают то, что они и так делают с удовольствием, может побудить их связывать свои действия с вознаграждением (внешняя мотивация), тем самым ослабляя самовосприятие того, что они делают это ради удовольствия (внутренняя мотивация). Это относится к эффекту чрезмерного оправдания.

Примеры самовосприятия

Теория самовосприятия имела важные последствия для маркетинговых и потребительских исследований. Например, хорошо известная техника «нога в двери», когда убеждение клиента принять небольшую просьбу увеличивает шансы на то, что он или она примет более крупную просьбу в дальнейшем, была объяснена некоторыми исследователями как тот же процесс, что и самовосприятие.

Как отмечает Ассоциация потребительских исследований (1976), предполагается, что «нога в двери» эффективна, потому что люди используют свое поведение в качестве отправной точки с точки зрения их предрасположенности к фитнесу. Поскольку предполагается, что внешнее давление на первоначальное поведение минимально, люди делают вывод о позитивном отношении к своему конформному поведению, что, в свою очередь, приводит к следующему действию.

Другим примером самовосприятия может быть ситуация, когда мы не уверены, что наше отношение может кого-то обидеть, и, анализируя свое поведение, стараемся не заставлять этого другого человека чувствовать себя плохо, потому что он важен для наших родителей. Если мы достигнем своей цели, у нас будет хорошее представление о себе, потому что нам удалось избежать конфликта и выполнить свою работу.

Исследование самовосприятия в группе взрослых с избыточным весом и ожирением

Как улучшить самовосприятие

Как мы видели выше, самовосприятие меняется в зависимости от того, как мы ведем себя в тот или иной момент. Далее мы рассмотрим два способа улучшения самовосприятия:

  • Тренировка самовосприятия без тревоги за результаты: для тренировки восприятия необходимо осознанное восприятие, поскольку мы не можем исходить из предположения, что оно тренируется имплицитно. Чтобы сосредоточиться на восприятии, вам нужно время и большая концентрация, без отвлекающих факторов. Поэтому упражнения следует выполнять без волнения и соревновательных намерений, чтобы иметь возможность сосредоточиться на себе, а не на результатах.
  • Интенсивное наблюдение: Упражнения на расслабление особенно подходят для осознанности; они также служат для ощущения приятного и обострения чувств. Интенсивное наблюдение за сигналами собственного тела, чувствами и мыслями является необходимым условием для эмпатического поведения. Тем, кто слушает и уважает себя, легче воспринимать и обращать внимание на других, их чувства и требования.