Цель данного исследования — провести мета-анализ того, как Эмоциональный интеллект становится ключевым и незаменимым фактором приверженности лечению, чтобы пациент мог противостоять болезни с помощью психологических инструментов. Данное исследование основано на обзоре углубленного библиографического инструментария, который послужил для изучения и установления конкретных выводов после проведения исчерпывающего анализа на основе предыдущих исследований.

Приверженность лечению понимается как приверженность пациента правильному использованию и управлению рекомендациями и показаниями, данными лечащим специалистом, с целью получения ожидаемых результатов в короткий период времени, и поясняет, что пациент, члены семьи и лечащие врачи должны быть обучены и стимулированы в области Эмоционального интеллекта, чтобы они могли понимать, осмысливать и регулировать свои собственные эмоции и эмоции других людей. Таким образом, можно надеяться, что Эмоциональный интеллект позволит адекватно придерживаться лечения, не пренебрегая своим физическим, психологическим и социальным благополучием, а также благополучием своих родственников.

В этой статье мы будем развивать тему «Противостояние болезни с помощью эмоционального интеллекта«.

психолог

Не все болезни излечимы

Многие люди жалуются, что медицина не в состоянии вылечить их болезни, особенно в случае хронических заболеваний. Это происходит потому, что часто игнорируется очень важная часть заболевания: эмоциональные и социальные аспекты, которые влияют как на этиологию заболевания, так и на его поддержание в течение долгого времени. Начиная с последних десятилетий 20 века, хронические заболевания значительно возросли, став одной из основных причин как снижения качества жизни населения планеты, так и увеличения уровня смертности. Я понимаю болезнь как процесс поражения, характеризующийся пагубным изменением состояния здоровья человека, когда эти состояния становятся многопричинными.

Однако, хотя основное внимание в науках о здоровье и здравоохранении уделяется улучшению здоровья и/или лечения, лечению заболеваний и уменьшению их симптомов, необходимо рассмотреть более широкие результаты лечения и услуг здравоохранения, такие как благополучие пациентов. Цель состоит в том, чтобы уменьшить симптомы, но это зависит в первую очередь от готовности пациента принимать лечение и лечиться у врача.

Проблема приверженности лечению

Приверженность лечению в настоящее время является одной из основных проблем здравоохранения во всем мире, поскольку многие пациенты отказываются полностью следовать назначенному им лечению или медицинским показаниям. Приверженность лечению определяется по-разному, но в основном как соблюдение предписаний врача. С годами этот редукционистский оттенок был преодолен, и пациенту отводится все более активная роль. Соблюдение других нефармакологических аспектов лечения (таких как изменение привычек питания, физическая активность, правильное управление эмоциональным состоянием и т.д.) также стало считаться важным.

В 2004 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определила приверженность лечению как «степень, в которой человек выполняет действия, такие как соблюдение режима приема лекарств и ведение здорового образа жизни, которые были рекомендованы медицинским персоналом». Однако такое понимание приверженности лечению не полностью перешло в медицинские службы, работающие с различными пациентами с определенными состояниями здоровья (или заболеваниями), где приверженность все еще рассматривается только как прием лекарств и посещение врачебных приемов, и поэтому они продолжают вмешиваться таким образом, забывая о благополучии пациента.

Согласно Облитасу (2006), он утверждает, что приверженность лечению — это «степень, в которой поведение совпадает с медицинскими или медицинскими показаниями и способствует их выполнению, относящимися к конкретному лечению, практикуемому в активной манере с убеждением». В этом определении указано, что эти установки, которые пациент должен реализовать, чтобы считаться приверженцем лечения, должны включать действительно активное участие с поведением, ориентированным на преодоление трудностей и лечение, не оставляя без внимания эмоциональный уровень, поскольку пациент должен хорошо управлять своими эмоциями и эмоциями других людей, и все это является частью приверженности лечению.

С другой стороны, Дэниел Гоулман в 1997 году определяет эмоциональный интеллект как способность человека управлять целым рядом навыков и установок. Эмоциональные навыки включают самосознание, способность определять, выражать и контролировать чувства, способность контролировать импульсы и откладывать удовлетворение, а также способность управлять стрессом и тревогой. Принимая во внимание вышесказанное, стоит отметить, что пациенты, принимая на себя обязательство придерживаться лечения, соответствующего их состоянию здоровья или болезни, могут, в свою очередь, использовать эмоциональный интеллект в качестве одной из стратегий преодоления.

Современной медицине часто не хватает Эмоционального интеллекта, как пишет Гоулман в своей книге «Эмоциональный интеллект», «проблема возникает, когда медицинский персонал не замечает, как пациенты эмоционально реагируют…». Для пациента любая встреча с медсестрой или врачом может стать возможностью получить информацию, утешение и/или успокоение, а при неправильном подходе — приглашением к отчаянию. В среднем наблюдается такой рост медицинского обеспечения, что разумно сделать вывод о том, что эмоциональное вмешательство должно быть стандартной частью медицинского обслуживания при всех серьезных заболеваниях.

Пришло время медицине более методично использовать взаимосвязь между эмоциями и здоровьем.

Применение эмоционального интеллекта

Методология и теоретическая основа

Данное исследование характеризуется описательным, документальным дизайном исследования, основанным на углубленном обзоре библиографических инструментов.

Ариас (2004) считает, что документальное исследование — это процесс, основанный на поиске и анализе вторичных данных, то есть данных, зафиксированных другими исследователями в документальных, печатных, аудиовизуальных или электронных источниках. Очень важно подчеркнуть, что настоящее исследование было подкреплено исчерпывающим библиографическим и документальным исследованием, указывающим на предысторию исследования и разработку теоретических основ, связанных с переменными Приверженность лечению и Эмоциональный интеллект.

С другой стороны, он соответствует описательному типу исследования, согласно Tamayo (2003), который называет описательное исследование как регистрацию, анализ и интерпретацию фактической природы и состава или процессов явлений; таким образом, работая над фактическими реалиями, его фундаментальной характеристикой является представление правильной интерпретации.

В этом случае описание фактов осуществлялось в соответствии с предшествующими теориями. Мендес, К. (2006), утверждает, что «в описательных исследованиях используются конкретные методы сбора информации, такие как интервью и анкетирование. Также можно использовать отчеты и документы, используемые другими исследователями» (с.90). Именно по этой причине был выбран описательный тип исследования, так как он позволяет анализировать и интерпретировать факты, беря в качестве фона исследования и документы других исследователей, таким образом, можно описать каждый предшественник, явление, контекст, среду, измерение, среди прочего, что происходило на протяжении истории до настоящего момента, что дает возможность дать более объективную и конкретную интерпретацию.

Что такое болезнь?

Согласно Терминологическому словарю медицинских наук (Masson 1999), он определяется как: «Потеря здоровья. Изменение или отклонение физиологического состояния одной или нескольких частей тела, общеизвестной этиологии, которое проявляется характерными симптомами и признаками и развитие которого более или менее предсказуемо».

По сути, болезнь вызывает изменения в телесных ощущениях и функциях, которые человек может воспринимать сам или которые, возможно, может заметить другой человек. Признаки, которые человек, скорее всего, сможет заметить сам, включают изменения в работе организма, такие как нарушения сердечного ритма, такие ощущения, как онемение или потеря зрения, расстройство желудка, тошнота, боль, повышение температуры и так далее. В отличие от них, другие люди не могут воспринимать эти изменения, но могут наблюдать изменения внешнего вида тела, такие как потеря веса, бледность кожи и т.д. Моррисон, В. и Беннетт, П. (2008) проводят различие между телесными признаками и симптомами болезни, при этом признаки распознаются объективно, а симптомы интерпретируются. Хотя некоторые болезни имеют видимые симптомы, другие не имеют их, а проявляются в виде субъективных ощущений — телесных реакций.

С другой стороны, Кассель (1976) использует термин «расстройство» — это то, что чувствует пациент, когда идет к врачу, т.е. ощущение не очень хорошего самочувствия по сравнению с обычным состоянием. И болезнь как то, что есть у пациента, когда он/она возвращается домой после консультации с врачом. Болезнь рассматривается как нечто в органе, клетке или ткани, обозначающее физическое расстройство или основную патологию, в то время как расстройство — это то, что испытывает человек.

Однако люди могут чувствовать, что у них есть заболевание, не имея идентифицируемого заболевания, и люди могут иметь заболевание, не чувствуя никакого состояния, например, контролируемую астму или даже диабет, а также могут быть случаи ВИЧ на ранних стадиях, когда нет никакого состояния, но у пациента есть заболевание. Часто бывает так, что во время обычного визита к врачу пациент чувствует себя здоровым, а по приходу может обнаружить, что официально болен, учитывая результаты обследования. Врач, поставив диагноз, должен указать соответствующее лечение для пациента.

Что подразумевается под приверженностью лечению?

Приверженность лечению определялась по-разному, одним из основных определений является определение Haynes (1979), который определяет приверженность лечению как «соответствие степени, в которой поведение пациента, связанное с приемом лекарств, соблюдением диеты или изменением привычек образа жизни, совпадает с указаниями врача или медицинского персонала». Однако с годами этот редукционистский оттенок был преодолен, и пациенту отводится все более активная роль. Приверженность другим нефармакологическим аспектам лечения (таким как изменение привычек питания, физическая активность, правильное эмоциональное управление, среди прочих) стала считаться важной.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 2004 году, она определила приверженность лечению как «степень, в которой человек выполняет действия, такие как соблюдение режима приема лекарств и принятие здорового образа жизни, которые были рекомендованы медицинским персоналом». Это означает, что она подразумевает не только соблюдение режима приема лекарств, но и изменение привычек образа жизни, адаптированное к процессу улучшения состояния болезни.

Однако такое понимание приверженности лечению не было полностью преодолено службами здравоохранения, работающими с различными пациентами с определенными состояниями здоровья (или заболеваниями), где приверженность лечению по-прежнему рассматривается только как прием лекарств и посещение врачебных приемов, и поэтому они продолжают вмешиваться таким образом, забывая о благополучии пациента.

Однако в Облитас (2006) говорится, что приверженность лечению — это «степень, в которой поведение совпадает и способствует соблюдению медицинских или медицинских показаний, относящихся к конкретному лечению, практикуемому активно и убежденно». В этом определении указано, что эти установки, которые пациент должен реализовать, чтобы считаться приверженным лечению, должны включать действительно активное участие с поведением, ориентированным на преодоление трудностей и лечение, не оставляя без внимания эмоциональный уровень, поскольку пациент должен хорошо управлять своими эмоциями и эмоциями других людей, и все это является частью приверженности лечению.

В свою очередь, Каньяс и Рока (2007) называют терапевтическую приверженность «рядом моделей поведения или их изменениями в результате рекомендаций, предоставленных медицинскими работниками» (стр. 5). Они также описывают различные аспекты, которые, по их мнению, могут влиять на приверженность, среди которых «характеристики рекомендованного лечения, характеристики заболевания, отношения между человеком и медицинским работником, ситуационные аспекты или характеристики, связанные с человеком». Таким образом, становится ясно, что приверженность пациента к лечению может зависеть от нескольких факторов, которые необходимо анализировать в совокупности для укрепления здоровья.

Как следует контролировать прием лекарств и пищи?

В этом смысле аспекты, которые могут быть связаны с тем, придерживаются ли пациенты лечения, включают контроль над приемом лекарств и пищи. В рамках изучения приверженности лечению у пациентов с медицинским заболеванием большой интерес вызывают различные способы измерения того, принимают ли они назначенные лекарства и адекватно ли питаются в соответствии со своим состоянием. Это приводит к разборчивости в плане их приема, чтобы пациенты были привержены лечению.

Приверженность к гемодиализу напрямую влияет на жизнь, а также предотвращает острую декомпенсацию между сеансами диализа. Комплексное лечение гемодиализного пациента требует адекватного контроля за потреблением жидкости, диетой и лекарствами. По данным Garcia, Fajardo, Guevara, Gonzalez и Hurtado (2002), эти требования могут быть источником неудовлетворенности для многих пациентов, порождая конфликты, которые могут привести к самоповреждающему поведению, такому как несоблюдение ограничения жидкости и диеты.

Согласно Hotz, Kaptein, Pruitt, Sanchez, Sosa и Willey (2003), приверженность «является сложным поведенческим процессом, определяемым несколькими взаимодействующими факторами: характеристиками пациента, окружающей средой (включая социальную поддержку, характеристики системы здравоохранения, функционирование команды медицинских работников, наличие и доступность ресурсов здравоохранения) и характеристиками рассматриваемого заболевания и его лечения». Кроме того, эти же авторы отмечают, что приверженность можно лучше понять как «… процесс усилий, которые предпринимаются в ходе болезни, чтобы соответствовать поведенческим требованиям, налагаемым болезнью».

В силу вышесказанного, подчеркивается важность и определяющая роль, которую играют многочисленные факторы, когда пациент принимает на себя обязательства по приверженности лечению, такие как личные факторы (принятие или отрицание), социальные факторы (воспринимаемая поддержка, мотивация, среди прочих), факторы окружающей среды (включая систему здравоохранения, медицинскую команду, наличие и доступ к ним). Кроме того, если необходимо включить постоянный прием лекарств, это обычно вызывает отторжение или сопротивление у тех пациентов, которые не привыкли к ним, а также у тех пациентов, которые регулярно принимают лекарства. Все это может вызвать значительную декомпенсацию в жизни пациента, поскольку он часто резко или радикально меняет свой образ жизни, а со стороны пациента нет ни адекватного управления эмоциями, ни подходящего персонала, который мог бы помочь пациенту справиться с этой ситуацией.

С другой стороны, Облитас и др, (2006), ссылаются на то, что помимо сложности терапевтического плана, существует еще один фактор, связанный с назначением лекарств, которые должны производиться в лабораториях, указывая, что «хотя они охватывают требования к качеству с точки зрения количества активного вещества, они не охватывают аспекты, связанные с качеством активного вещества», они не охватывают аспекты, связанные с качеством уплотнения таблеток или транспортного средства, которое помогает уменьшить вторичные реакции», среди которых «раздражение желудка от их приема, поиск таблеток, которые растворяются во рту пациента, распространяя как свой горький вкус, так и раздражение от химического вещества». Это приводит к тому, что многие пациенты отказываются от препарата из-за дискомфорта, который он им причиняет.

В том же ключе Трухано, Вега и Нава (2009) утверждают: «Мы считаем, что приверженность в психологической сфере относится к набору эффективных форм поведения для соблюдения медицинских предписаний, которые ведут к контролю над болезнью. Этот набор явных форм поведения должен учитывать, принимает ли пациент назначенные лекарства и продукты питания, эффективно ли его поведение для улучшения здоровья, а также его убежденность в том, что то, что он делает, эффективно для контроля его болезни».

Действительно важно, чтобы приверженность не рассматривалась только как прием лекарств или посещение врача, но чтобы она рассматривалась как контроль над болезнью и чтобы пациент занял эффективную и соответствующую позицию для точного выполнения каждого из показаний, которые даются с самого момента диагностирования болезни, эти показания даются из следующего: изменения в распорядке жизни, потреблении пищи, приеме лекарств и т.д., и очень важно, чтобы пациенту всегда объясняли причину происходящего, чтобы уменьшить неуверенность, которая может быть вызвана отсутствием знаний, способных вызвать радикальные изменения, которые он/она воспринимает, для оптимальной приверженности.

Каким должно быть медико-поведенческое наблюдение?

Среди обсуждаемых тем изучалось разнообразие факторов, составляющих приверженность терапии, включая действия, которые пациент предпринимает для соблюдения медицинских требований. В этом смысле, Сория, Вега и Нава (2009) описывают, что медицинское поведенческое сопровождение относится к «степени, в которой человек участвует в эффективном долгосрочном поведении по охране здоровья» (стр. 8). Таким образом, он подразумевает активное участие не только в приеме лекарств, но и в посещении врачебных консультаций, проведении клинических анализов и т.д.

Согласно Мартин, Л и Грау, Дж, 2004. Приверженность лечению начинает играть свою роль после диагностики заболевания, когда обычно происходит субъективная дифференциация между его нозологическим характером (этиология, прогноз и лечение) и тем, как человек воспринимает болезнь, какое значение он придает ей (потеря, вызов, угроза, даже облегчение…).

В свою очередь, Cañas и Roca (2007) ссылаются на ряд установок, связанных с «поведением в отношении здоровья, то есть с теми, целью которых является устранение рискованного поведения человека и выполнение общих рекомендаций в отношении здоровья, таких как отказ от употребления алкоголя, физические упражнения, отказ от курения, сбалансированное питание и т.д.». Аналогичным образом они описывают «поведение при болезни, то есть рекомендации, направленные на уменьшение симптоматики». Последний раздел включает в себя следование терапевтическим предписаниям» (стр. 4). Таким образом, подразумевается, что приверженное поведение включает в себя следование медицинским рекомендациям, как в плане приема лекарств, так и в плане выполнения позитивного поведения.

С другой стороны, Облитас и др. (2006) утверждают, что одним из аспектов, который необходимо учитывать в процессе приверженности терапии, является самоэффективность, которую они описывают как «суждение, которое каждый человек имеет о своих возможностях, на основании которого он будет организовывать и выполнять свои действия таким образом, чтобы достичь желаемых результатов».

После того, как у пациента диагностировано заболевание или состояние здоровья, сразу же начинается процесс приверженности лечению, наряду с самоэффективностью, целью которой является придание пациенту безопасности и уверенности, чтобы он мог справиться с болезнью наилучшим образом. Это играет фундаментальную роль, прежде всего, в эмоциональной нагрузке пациента, поскольку пациент воспринимает болезнь и часто придает ей другой смысл, некоторые могут воспринимать ее как потерю, вызов, угрозу, среди прочего, каждый пациент придает ей уникальный смысл в зависимости от своего восприятия, своих предыдущих знаний о болезни, уровня образования, среди прочего.

Какие факторы связаны с приверженностью?

Поразительно, что многие факторы, связанные с болезнью и сопутствующими ей симптомами, оказались связаны с приверженностью к лечению. Согласно Cañas и Roca (2007), если пациент получает немедленное облегчение симптомов, он с большей вероятностью будет соблюдать предписания врача. Пациент, который испытывает определенный набор тревожных симптомов и немедленное облегчение этих симптомов при соблюдении рекомендаций по лечению, с большей вероятностью выработает хорошую приверженность.

Напротив, пациент с бессимптомным заболеванием, прием лекарств которого не облегчает симптомы в краткосрочной перспективе, не только имеет внутренние сигналы к действию, но его поведение по выполнению предписаний не подкрепляется (а если и подкрепляется, то не сразу), поэтому вероятность приверженности снижается.

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект был предложен несколькими авторами, но в 1990 году впервые появляется термин, предложенный Mayer и Salovey, который они определяют как способность отслеживать чувства и эмоции себя и других, различать их и использовать эту информацию для ориентации собственных действий и мышления. (Salovey and Mayer, 1990, p.189).

С другой стороны, Гарднер (1993) определяет личностный интеллект как способность понимать свои и чужие эмоции, а в 1995 году он вновь выступает со своей теорией множественного интеллекта, где выделяет семь интеллектов: музыкальный, кинестетико-телесный, логико-математический, лингвистический, пространственный, межличностный и внутриличностный.

Позднее Гарднер (2001) добавил еще два: экзистенциальный интеллект и натуралистический интеллект. Натуралистический интеллект относится к экологическому сознанию, которое позволяет сохранять окружающую среду; экзистенциальный интеллект — это тот, который мы используем, когда задаем себе вопросы о смысле жизни, загробной жизни и т.д. Он даже предполагает возможность существования других интеллектов. С этого момента очень важное значение приобретает Эмоциональный интеллект, который отвечает за понимание и регулирование собственных чувств и чувств других людей.

С другой стороны, Mayer и Salovey (1997) обновили определение эмоционального интеллекта, добавив один из факторов и концептуализировав его как умственную способность, включающую различные навыки: восприятие, оценка и точное выражение эмоций; доступ и порождение чувств, способствующих адекватному мышлению; понимание эмоций и их значения и регулирование эмоций, способствующее интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Есть также авторы, такие как Goleman (1997), которые понимают Эмоциональный интеллект как «способность знать и управлять своими эмоциями, мотивировать себя, распознавать эмоции у других и управлять отношениями». Таким образом, аффективность, поведение и мышление следует понимать как непосредственные компоненты интеллекта, где действие и мышление обретают смысл через желание. Человеческие существа обладают способностью или потенциалом знать и адекватно управлять своими эмоциями, следует отметить, что для одних это легче, чем для других, но, как и любую другую способность, ее можно стимулировать до достижения совершенства.

Согласно Salovey, Mayer, Caruso (2002) «включает в себя анализ способности индивида обрабатывать аффективную информацию как базовых, так и сложных, положительных и отрицательных эмоций и их эффективности в решении повседневных проблем». Следует отметить, что эмоциональные навыки включают в себя самоанализ, способность определять, выражать и контролировать чувства, способность контролировать импульсы и откладывать удовлетворение, а также способность управлять стрессом и тревогой.

С другой стороны, эмоциональный интеллект можно рассматривать как комбинацию качеств, тесно связанных с личностью, которая отличается от IQ и связана с компетенциями, связанными с академическими и профессиональными достижениями (Bar-On, 2000; Goleman, 1995, 1998; McCrae, 2000). Однако есть авторы, которые рассматривают его как способность воспринимать и понимать эмоциональную информацию (Mayer, Caruso and Salovey, 2000; Mayer, Caruso, Salovey and Sitarenios, 2003).

По данным Mireya Vivas et al. (2007). Они дают общее и краткое определение Эмоционального интеллекта как способности распознавать, понимать и регулировать свои эмоции и эмоции других людей, что включает в себя три процесса:

  • Восприятие
  • Понимание
  • Регулировать

С другой стороны, он объясняет, что эмоциональный интеллект отражается в том, как люди взаимодействуют с миром. Эмоционально интеллектуальные люди принимают во внимание свои собственные чувства и чувства других людей; они обладают навыками, связанными с контролем импульсов, самосознанием, адекватной самооценкой, адаптивностью, мотивацией, энтузиазмом, настойчивостью, эмпатией, умственной ловкостью, которые формируют такие черты характера, как самодисциплина, сострадание или альтруизм, необходимые для хорошей и творческой адаптации.

Каковы модели эмоционального интеллекта?

Модель социально-эмоционального интеллекта Реувена Бар-Она
Бар-Он (1997) определяет социально-эмоциональный интеллект как набор эмоциональных, личностных и межличностных навыков, которые влияют на нашу общую способность справляться с требованиями и давлением окружающей среды. Таким образом, эмоциональный интеллект является важным фактором, определяющим как нашу способность добиваться успеха в жизни, так и наше общее эмоциональное благополучие. Эта модель основана на пяти основных работах в психологической литературе (Bar-On, 2006). В работе Дарвина (1872) подчеркивается важность эмоционального выражения в адаптации к окружающей среде. Он также опирается на концепцию Торндайка (1920) о социальном интеллекте и влиянии этого типа интеллекта на личные результаты. Три других ключевых момента в его работе — это наблюдения Векслера (1958) о влиянии некогнитивных факторов, исследования Сифнеоса (1973) об алекситимии и, наконец, исследования Аппельбаума (1973) о самосознании.

Основываясь на вышеупомянутой работе, Бар-Он (2006) утверждает, что его модель состоит из следующих навыков:

  • Способность распознавать, понимать и выражать эмоции и чувства.
  • Способность понимать, как люди чувствуют и относятся друг к другу.
  • Способность регулировать и контролировать эмоции
  • способность меняться, адаптироваться и решать личные и межличностные проблемы
  • Способность генерировать состояние самомотивации и позитивного аффекта.

Согласно этой модели, социально-эмоционально интеллектуальные люди способны распознавать и выражать свои эмоции, понимать и относиться к другим людям, понимать, что чувствуют другие люди, могут иметь и поддерживать удовлетворяющие и ответственные межличностные отношения, не становясь зависимыми от других, в целом оптимистичны, гибки, реалистичны, успешно решают проблемы и справляются со стрессом, не теряя контроля.

Модель способностей Саловея и Майера

Первоначально Саловей и Майер (1990) пытались объединить эмоции и разум в единый конструкт, позже перешли к когнитивному подходу, а точнее к моделям обработки информации, предложив, что эмоциональный интеллект является одним из видов интеллекта, таким как вербальный или пространственный интеллект. По мнению Mayer и др. (2000a), интеллект — это система, состоящая из двух групп способностей или возможностей, одна из которых получает или идентифицирует информацию, а другая обрабатывает ее. Таким образом, они предполагают, что эмоциональный интеллект действует на когнитивную и эмоциональную системы.

В 1990 году Саловей и Майер заложили основы этой модели в статье, опубликованной в журнале Imagination, Cognition and Personality. В этой статье они изначально определяют эмоциональный интеллект как способность чувствовать свои и чужие эмоции, различать их и использовать для руководства своими мыслями и действиями.

Теперь мы перейдем к описанию факторов модели, первоначально предложенной авторами.

Эмоциональная оценка и восприятие: эту ветвь можно разделить на личностные и межличностные факторы. Что касается первого, авторы предполагают, что, когда информация поступает в перцептивную систему, происходят процессы, лежащие в основе эмоционального интеллекта, этот фактор позволит правильно оценить и выразить эмоции, оценка эмоции обуславливает эмоциональное переживание и, следовательно, эмоциональное выражение.

Существует два способа обработки эмоциональной информации о себе: вербальный и невербальный. Авторы приравнивают первый путь к алекситимии, т.е. неспособности оценивать и выражать эмоции. Что касается невербального пути, авторы отмечают, что большая часть эмоциональной коммуникации происходит через невербальные каналы, и утверждают, что индивидуальные различия в четкости восприятия этих эмоциональных сигналов проявляются в их эмоциональных выражениях.

Межличностный фактор эмоциональной оценки и выражения также делится на два блока — невербальный путь и эмпатия. Саловей и Майер (1990) утверждают, что с эволюционной точки зрения для лучшего межличностного сотрудничества важно точно определять эмоции окружающих нас людей. Поэтому, основываясь на исследованиях, обнаруживших индивидуальные различия в идентификации эмоций по выражению лица, авторы делают вывод, что люди с более высокими способностями по этому фактору будут иметь более адаптивные модели поведения.

Эмпатия, способность понимать и чувствовать то, что испытывает другой человек, является центральным аспектом эмоционального интеллекта.

Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта, понимаемого с исходной точки зрения Salovey и Mayer (1990), способны способствовать развитию теплых межличностных отношений; более того, чем больше среди них друзей, сверстников, членов семьи, обладающих высоким эмоциональным интеллектом, тем лучше социальное окружение. В контексте спорта это явление изучали Кромби и др. (2009), которые обнаружили, что средний балл эмоционального интеллекта команды по крикету коррелирует с количеством очков, набранных в течение сезона; эта работа будет проанализирована более подробно позже.

В заключение можно сказать, что люди с более высоким эмоциональным интеллектом способны быстрее воспринимать и реагировать на собственные эмоции, а значит, лучше выражать свои эмоции другим. Более того, эти люди более эмпатичны и эмоционально экспрессивны (Mayer, Di Paolo and Salovey, 1990). Эти авторы также отмечают, что молодые люди с правовыми проблемами часто не достигают и/или не приобретают навыков эмоционального восприятия. Это может быть очень важно в спортивном контексте, так как спортсмены с низким уровнем эмоционального восприятия могут проявлять агрессивное поведение во время занятий спортом.

Регуляция эмоций: Саловей и Майер утверждают, что люди с навыками эмоционального интеллекта должны уметь регулировать как эмоции, так и настроение, поскольку последние, хотя и более продолжительны, но менее интенсивны. Как и в отрасли оценки и выражения эмоций, они утверждают, что существует два фактора — личностный и межличностный.

Эмоции могут регулироваться через ситуации или через людей, то есть через ситуации. Предположим, что спортсмен-любитель, который считает тренировку одним из самых радостных моментов недели и который после долгого сезона, когда на работе было много стресса и не было возможности играть в футбол, возвращается в футбольную команду, чтобы почувствовать положительные эмоции, которыми он наслаждался раньше, в этой ситуации мы видим, что определенная ситуация делает спортсмена счастливым.

Еще один метод, который авторы предлагают для регулирования своего настроения, — это выбор людей, которые нас окружают. Эти два метода направлены на регулирование настроения с помощью косвенных механизмов, но также было замечено, что люди могут использовать и прямые механизмы, так что мы можем поддерживать и продлевать счастливые переживания, сводя к минимуму печальные переживания.

Другим прямым методом регуляции состояния настроения является феномен, когда печальные или неприятные чувства могут вызывать положительные эмоции, который был изучен Соломоном (1980) и объяснен с помощью теории оппонентных процессов. Например, после просмотра грустного или страшного фильма или спектакля нас может охватить чувство радости или облегчения.

Что касается эмоциональной регуляции других людей, они утверждают, что примеры эмоционального интеллекта можно увидеть в способности великих ораторов привлекать внимание людей или в проницательности человека, который идет на собеседование и выбирает одежду и прическу, чтобы произвести эмоцию или впечатление на интервьюеров.

Авторы делают вывод, что все люди регулируют как свои собственные эмоции, так и эмоции других людей, и предполагают, что эмоционально интеллектуальные люди более искусны в решении этих задач.

Они также предполагают, что это может быть использовано в положительных или отрицательных целях, например, хороший тренер может заставить своих игроков регулировать свою тревогу для достижения лучших результатов, но это также может быть использовано для манипулирования, как это могут делать лидеры культа.

Использование эмоций: Третий фактор или ветвь, предложенная Salovey и Mayer (1990), — это использование или применение эмоций для решения проблем. Они предполагают, что эмоции или настроение могут помочь через следующие четыре пути: гибкое планирование, творческое мышление, перенаправленное внимание и мотивирующие эмоции.

Гибкое планирование подчеркивает, что в зависимости от настроения мы видим будущее в том или ином цвете, поэтому люди, склонные к перепадам настроения, смогут представить себе различные перспективы будущего, одни позитивные, другие менее позитивные, поэтому они также, скорее всего, разработают различные планы действий и, следовательно, смогут более успешно справляться с различными ситуациями. Представьте себе молодого спортсмена, который хочет участвовать в чемпионате мира; он знает, что, помимо всего прочего, ему необходимо достичь минимального времени и деньги для оплаты поездки, первое требование он планирует со своим тренером, а о получении денег на поездки заботится сам.

Когда он счастлив, он представляет себе, что если он наберет минимальный балл, то представитель престижного бренда профинансирует его, но когда ему грустно, он понимает, что в наше кризисное время очень трудно получить спонсорскую помощь, поэтому он думает о том, что еще можно сделать, чтобы получить деньги, и приходит к выводу, что он может подать заявку на грант от министерства, обратиться в городской совет или связаться со спортивным агентом.

Что касается творческого мышления, Саловей и Майер предполагают, что испытуемые в позитивном настроении лучше классифицируют различные аспекты проблем, а лучшая категоризация позволяет увидеть взаимосвязи между явлениями, что помогает им найти решение проблемы. Таким образом, люди, которые могут способствовать позитивному настроению, будут более искусны в поиске решений проблем.

Третий механизм, внимание, направленное на настроение, основан на том, что при столкновении с новой проблемой возникают очень сильные эмоции, которые направляют внимание, например, теннисист, которого освистывают на стадионе, должен перенаправить внимание на соперника, если он не хочет проиграть матч. Авторы предполагают, что люди с более высоким уровнем эмоционального интеллекта будут более искусны в решении этой задачи.

Как узнать, нужна ли мне психологическая помощь

Как эмоциональный интеллект влияет на работу в больнице?

Как пишет Дэниел Гоулман в своей книге «Эмоциональный интеллект» (стр. 198), «проблема возникает, когда медицинский персонал не замечает, как пациенты эмоционально реагируют…». Такое пренебрежение эмоциональной реальностью болезни упускает из виду растущее количество доказательств того, что эмоциональное состояние людей иногда может играть значительную роль в их уязвимости к болезни и в процессе выздоровления.

В современной медицине часто отсутствует Эмоциональный интеллект, для пациента любая встреча с медсестрой или врачом может быть возможностью получить информацию, утешение и/или успокоение, а при неправильном подходе может стать приглашением к отчаянию. Это слишком часто случается, когда мы наблюдаем, как медицинские работники действуют необдуманно или безразлично к беде пациента. Конечно, есть сострадательные медсестры и врачи, которые заботятся о том, чтобы успокоить и проинформировать пациента и его родственников, а также продолжают вводить лекарства.

В этом смысле, помимо гуманитарного аргумента, что врачи должны проявлять заботу, помимо предложения лечения, есть и другие убедительные причины рассматривать психологическую и социальную реальность пациентов как относящуюся к медицинской сфере, а не отдельную от нее. Сейчас можно утверждать, что существует запас медицинской эффективности, как в профилактике, так и в лечении, который может быть достигнут при лечении эмоционального состояния людей наряду с их физическим состоянием. Конечно, не во всех случаях и не во всех штатах.

Но если мы рассмотрим данные сотен случаев, то, как правило, в среднем наблюдается достаточное увеличение медицинской пользы, чтобы сделать вывод, что эмоциональное вмешательство должно быть стандартной частью медицинского обслуживания при всех серьезных заболеваниях. Однако вопросы без ответов подпитывают неуверенность, страх и ощущение катастрофы и заставляют пациентов отказываться от лечения, которое они не до конца понимают.

Существует множество способов, с помощью которых медицина может расширить свое представление о здоровье, включив в него эмоциональные реалии болезни — например, в рамках рутины можно было бы предложить пациентам больше информации, необходимой для принятия ими решений о своем лечении; пришло время медицине более методично использовать взаимосвязь между эмоциями и здоровьем.

Каковы преимущества эмоционального интеллекта в отношении приверженности лечению?

Современная медицина была преобразована технологическим прогрессом, достижения которого позволили улучшить лечение пациентов, но в то же время они исказили отношения между врачом и пациентом. Медицина часто, если не вся, продолжает работать в рамках традиционной биомедицинской модели и оставляет в стороне нечто очень важное, а именно то, что человек — это биопсихосоциальное существо, то есть у него есть биологическая, психологическая и социальная части, подразумевая, что это не только биологическая плоскость, как это представляется медицине, но и психологическая, куда вписываются как положительные, так и отрицательные эмоции, чувства, мысли и все высшие психические функции, существует также социальный план, который включает в себя взаимодействие индивида с окружающей средой, и все это рассматривается как триада, где один движется в соответствии и в темпе с другим, и если какой-либо из этих аспектов затронут, то и остальные тоже, например: Социальное может повредить физическое, психологическое улучшает или ухудшает физическое и так далее; и это может породить соматизацию, негативные мысли и чувства, неспособность относиться к другим людям, определенные расстройства, состояние здоровья и т.д.

Действительно, отношения между врачом и пациентом являются основополагающими для прогресса и улучшения состояния пациента, но если эти отношения негативные и/или резкие, они могут порождать тревогу, депрессию, страх, разочарование, бессонницу, среди прочего, как для пациента, так и для его родственников. И именно здесь Эмоциональный интеллект играет фундаментальную роль, поскольку он позволяет пациенту распознавать, регулировать и контролировать как свои эмоции, так и эмоции других людей, а также осознавать и понимать, какие из них принадлежат ему, а какие он приобрел благодаря тому, что передают ему врач или члены семьи.

С другой стороны, Эмоциональный интеллект также помогает врачу и другим лечащим специалистам лучше работать и развиваться, потому что случается, что они эмоционально подключаются и испытывают те же эмоции, что и пациент, даже в крайнем случае управляют ими в обостренной форме, и это мешает оптимальному лечению.

Бывает и так, что вместо демонстрации или хорошего контроля над эмоциями врачи и другие специалисты передают пациенту чувства безнадежности, гнева и/или разочарования, которые он, в свою очередь, приобретает, и все это препятствует адекватной приверженности лечению.

Все это можно рассматривать как отчуждающие факторы, которые препятствуют приверженности лечению, поскольку пациент воспринимает его как свое собственное, в результате: незнания болезни, плохого управления эмоциями, плохого общения между врачом и пациентом, когнитивных искажений, которые появляются по мере лечения, социальной власти, которую пациент придает болезни или какому-то неподобающему поведению или поведению, неадекватного социального обучения и др.

С этой целью необходимо обучать лечащих специалистов, чтобы не нарушить адекватную приверженность. С другой стороны, пациентов следует обучать и стимулировать Эмоциональному интеллекту, чтобы они адекватно управляли своими эмоциями, умели их распознавать и имели инструменты для противостояния им, особенно негативным эмоциям, а также способность регулировать свое настроение.

Все это необходимо делать рука об руку с членами семьи и лечащими врачами, чтобы добиться своевременной и оптимальной приверженности, а также ожидаемых и/или желаемых результатов после полного соблюдения всех инструкций и рекомендаций без ущерба для благополучия пациента и его семьи.

Наконец, кажется, что в культурном плане врачи не в состоянии передать пациенту и донести до него симптомы, причину симптомов, подробно объяснить установленное лечение, объяснить новый образ жизни, который человек должен вести после диагностирования какого-либо заболевания, объяснить время кормления, которое он должен иметь, среди прочего, и именно здесь на помощь приходит психология, которая проводит все необходимое и соответствующее психообразование, с целью успокоить пациента среди основных целей. Необходимо заботиться о физическом, психологическом и социальном благополучии пациента, и все это — результат адекватного Эмоционального интеллекта.

Выводы

Уход и лечение людей с различными видами заболеваний, такими как СПИД, диабет и рак, показали, что существуют общие действия, которые воспринимаются как полезные, такие как практическая помощь и выражение любви, заботы и понимания, и относительное постоянство в отношении действий, которые считаются неполезными, например, минимизация ситуации, нереалистичная жизнерадостность, недооценка влияния болезни на пациента, критичность или чрезмерная требовательность.

С другой стороны, можно утверждать, что современной медицине не хватает Эмоционального интеллекта, и, несмотря на прогресс и технологические достижения, медицинские службы все еще продолжают работать в рамках традиционной биомедицинской модели, оставляя в стороне эмоциональную плоскость и нечто очень важное — человека в целом, рассматриваемого как биопсихосоциальное существо.

По сути, очень важно, чтобы отношения между врачом и пациентом находились в оптимальных условиях, чтобы избежать состояний тревоги, депрессии, страха, разочарования, бессонницы и т.д., как для пациента, так и для его семьи и лечащих специалистов.

В связи с очевидным существованием полезных и неполезных действий по уходу, возможно, неудивительно, что, изначально принимая на себя роль сиделки, врача, психотерапевта или любого лечащего специалиста, они задают себе вопросы типа: «Есть ли у меня средства для удовлетворения потребностей человека, находящегося передо мной? И таким образом предположить явный дефицит, существующий в отношении эмоционального аспекта человека, с целью обучения Эмоциональному интеллекту.

Следует отметить, что Эмоциональный интеллект помогает врачу и другим лечащим специалистам лучше работать и развиваться, избегая приобретения эмоций, чувств и мыслей, которые мешают их хорошей работе. С другой стороны, это позволяет осуществлять адекватное эмоциональное управление, чтобы помочь пациенту добиться своевременной и оптимальной приверженности лечению, а также получить ожидаемые и желаемые результаты, как для пациента, семьи, так и для лечащих специалистов.

Однако важно подчеркнуть, что проблема неприверженности является очень сложной, как это анализируется в данной работе. Она зависит не только от пациента, но и от других участников системы ухода, таких как члены семьи, медицинская команда и др.

Чтобы не делать поспешных выводов, необходимо учитывать весь контекст, в котором происходит поведение. Наконец, стоит подчеркнуть важность знания, осознания, распознавания, обучения, тренировки, среди прочего, в Эмоциональном интеллекте, поскольку никто не знает, что испытывает ситуации такого рода, в которых он так необходим и незаменим, особенно в психологии, где каждый день мы сталкиваемся с бесконечным количеством ситуаций, пациентов, состояний здоровья, среди прочего, и как важно распознавать свои собственные эмоции и эмоции других людей, Важно распознавать собственные эмоции и эмоции других людей, владеть инструментами регулирования как негативных, так и позитивных эмоций, и таким образом иметь возможность психообразования и доведения до пациента дифференциальной диагностики, признаков и симптомов, типа лечения, установленного специалистами, образа жизни, который пациент должен вести с этого момента, типа диеты, среди прочего, с целью успокоить пациента, чтобы его приверженность не повлияла на его физическое, психологическое или социальное благополучие.

С этой точки зрения психология может внести большой вклад, рассматривая эмоциональный интеллект (ЭИ) в приверженность лечению, поскольку для многих это поведение является повседневной жизнью и тесно связано с биологическими, психологическими и социальными аспектами пациента.