Афазия — это потеря или нарушение речи, вызванное травмой головного мозга. Она присутствует у 21-38% пациентов с повреждениями мозга (церебральная сосудистая катастрофа, травматическое повреждение мозга, опухоли, аноксия и инфекции). Она может возникать как у взрослых, так и у детей. Обе группы населения разделяют дихотомию «беглое/не беглое», при этом может быть затронуто как производство речи, так и чтение и письмо.

В этой статье  мы поговорим о терапевтическом вмешательстве при афазии, вторичной по отношению к ЦСК.

Вам также может быть интересно: Виды афазии: характеристики и примеры

коммуникация

Важность терапии

Существующая научная литература по реабилитации афазии показывает, что ее эффективность выше, чем отсутствие лечения. Афазия, вызванная церебральной сосудистой катастрофой (ЦСК), была и остается наиболее подробно изученной.

В реабилитации афазии, вызванной ЦСК, участвует ряд независимых факторов, которые могут оказать важное влияние на результаты, пережитые пациентом. Это тяжесть и характеристики афазии, физическое состояние человека, коморбидность с эмоциональными и психосоциальными аспектами и влияние афазии на качество жизни пациента (Berthier, 2005). Она также будет зависеть от области поражения, размера поражения и наличия предыдущих инсультов (Hamilton, 2011).

Польза терапии не доказана даже в острой стадии (< 2 месяцев), поскольку очень трудно исключить такие эффекты, как спонтанное восстановление, которое наблюдается до 6 месяцев эволюции. У хронических пациентов (> 6 месяцев) терапия эффективна, если она достаточно интенсивна и/или продолжительна. Более интенсивная терапия в течение более короткого периода времени приводит к значительному увеличению улучшения и имеет решающее значение для выздоровления, причем значительный эффект лечения наблюдается при интенсивной терапии в течение короткого периода (8,8 ч/неделю в течение 11,2 недели), но не при менее интенсивной терапии, проводимой в течение более длительного периода (2 ч/неделю в течение 22,9 недели). Количество часов терапии в неделю коррелировало с улучшением результатов коммуникативных тестов (PICA; p = 0,001) и теста Токена (p = 0,027), в то время как общая продолжительность лечения показала обратную корреляцию (отсутствие положительного эффекта) с изменением среднего балла PICA (p = 0,0001) .

Терапевтическое вмешательство при афазии, вторичной по отношению к ЦСК — Важность терапии

Интенсивная групповая реабилитация афазии

В рамках вышеупомянутых выводов и на основе терапии с ограничением движений (ТОД) для лечения двигательного дефицита, вторичного по отношению к ЦСК , в которой все виды движений здоровой конечностью ограничиваются, чтобы способствовать использованию гемипаретической конечности, возникла терапия с ограничением движений при афазии (ТДА). Это экологическая терапия языковой реабилитации, основанная на реальных контекстах общения. Цель ТДА- ограничить жесты и способствовать использованию разговорного языка в рамках интенсивной программы (3 часа в день, 10 дней подряд). В основе ТДА лежат нейронаучные принципы поведенческой и коммуникативной релевантности, интенсивной практики и целенаправленности (ТОД).

Интенсивность и направленность терапии приводит к повышению нейронной пластичности и привлечению нейронных сетей с функциональными возможностями для участия в требуемой вербальной задаче. КОММУНИКАЦИЯ — это адаптация ТДА к языковой и культурной среде.

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА  — это групповая игра (2-4 участника и терапевт и/или ко-терапевт) по обмену и подбору карточек, в которой каждый участник сидит за столом. Каждому игроку раздается от 5 до 10 карт, на которых изображен нарисованный элемент, человек или предмет. Одна копия каждой из карт также передается другому игроку.

Цель игры — получить обе копии каждой карты, обращаясь к другим игрокам со словесными просьбами, называя или описывая изображение, чтобы они могли проверить, есть ли у них идентичная карта, пока все идентичные пары, присутствующие в игре, не будут отброшены. На запрос одного из игроков отвечает другой участник и может быть принят (у него/нее есть идентичная карта), отклонен (у него/нее нет идентичной карты; запрос повторяется другому игроку) или запрошено разъяснение.

Любые другие попытки использовать альтернативные устной коммуникации способы общения (жесты, мимика, …) затруднены перегородками на игровом столе и должны сознательно пресекаться терапевтом. Постоянное повторение целевого слова и грамматических структур, встречающихся в повседневной жизни, способствует закреплению и обобщению практики. Сложность игры может быть адаптирована к недостаткам пациентов путем выбора материала для работы и с помощью специальных инструкций, например, особых грамматических требований.

Карточки разделены на шесть категорий по вербальному содержанию (существительные, минимальные пары, цвета, числа, прилагательные и действия), каждая из которых классифицируется по частоте использования (высокая, средняя и низкая частота).

В зависимости от терапевтических целей, коммуникативная игра может применяться двумя различными способами. Первый, направленный на общую языковую стимуляцию с использованием полного материала, полезен в работе с людьми с умеренной афазией, когда целью является освоение высокочастотных стимулов, для дальнейшего продвижения к стимулам большей сложности, и когда цель состоит в том, чтобы пациент мог строить предложения или делать запросы. Вторая модальность, в которой цель состоит в том, чтобы пациент мог с легкостью назвать ограниченное количество слов. Для этого варианта потребуется выбрать определенное и ограниченное количество карт. Эта модальность обычно используется для пациентов с легкой афазией, у которых есть проблемы с называнием низкочастотных слов, для которых подбираются соответствующие стимулы.

Терапевт в коммуникативной игре играет важную роль. Он/она не только готовит и отбирает материал для работы, но и руководит практикой игры, информирует участников о наиболее подходящих стратегиях, которые необходимо использовать, решает, какие лингвистические и коммуникативные правила потребуются, и распределяет ходы, позволяя каждому участнику получить доступ к целевому слову или правильной конструкции предложения. Он/она должен/должна знать, какие вспомогательные средства необходимо предоставить, например, семантические или фонетические подсказки.

Терапевт должен быть профессионалом (нейропсихологом, логопедом или специалистом, обученным применению коммуникативной игры ), специализирующимся на языке. Для правильного применения терапии решающее значение имеет знание дефицитов пациента, поврежденных процессов, степени их ухудшения и влияния на них психолингвистических переменных (образность, частота, конкретность, …), а также сохранных лингвистических навыков, которые будут служить поддержкой в восстановлении пораженных процессов.

Польза от применения коммуникативной игры заключается в повторном изучении часто встречающихся повседневных объектов, как в производстве, так и в понимании. Он также сокращает время доступа к существительным и глаголам, увеличивает беглость и информативность, а также оптимизирует просодию. Это облегчает использование цифр, цветов и грамматического завершения .

Для обеспечения эффективности терапии группа должна быть как можно более однородной по таким переменным, как степень тяжести, характеристики афазии и время развития, поскольку достигнутые преимущества, опыт жизни с афазией и адаптация к ней могут быть разными в острой стадии (Kirmess and Maher, 2010) и в хронической стадии.

Заключение

Афазия представляет собой социальную проблему огромного масштаба из-за ее высокой заболеваемости и других трудностей, связанных с изоляцией, в которую оказываются погруженными те, кто страдает от нее. Трудности в общении, в выражении себя и/или понимании, охватывают семью и социальное окружение, создавая барьер между человеком и окружающими его людьми.

Терапевтическая помощь, реабилитация трудностей общения, адаптация и максимальное использование ресурсов окружающей среды и самого человека имеют жизненно важное значение для улучшения качества жизни людей с афазией и/или другими когнитивными нарушениями.