Существует большое количество областей научной психологии, которые еще не изучены до конца, однако они влияют на нашу повседневную жизнь и во многих случаях определяют ее. Одной из таких областей является сознание и его неординарные или расширенные состояния. Его изучение должно быть приоритетным, поскольку это позволит нам на более высоком уровне понять не только патологические изменения сознания, которые приводят к инвалидизирующим или дезадаптивным расстройствам, но и их функцию, когда они возникают спонтанно или вызываются практиками или веществами. Такое понимание позволит провести исчерпывающий анализ преимуществ и рисков этих состояний, как с гуманистической, так и с нейробиологической или биохимической точек зрения.

В этой предлагаемой гипотезе будет представлено возможное объяснение исторической потребности в доступе к этим государствам. Цель этого предложения — продолжить работу по осмыслению и немного подтолкнуть колесо познания, чтобы побудить других авторов опубликовать свои гипотезы, и однажды, надеюсь, мы сможем найти окончательную.

В этом онлайн-исследовании по психологии мы проанализируем обычные и неординарные состояния сознания, чтобы лучше понять наш разум.

Вам также может быть интересно: Катаплегическое состояние: определение, характеристики и лечение.

сознание

Употребление психоделических препаратов

Большая часть этого текста будет посвящена использованию психоделических наркотиков, и это послужит отправной точкой для гипотезы, потому что если мы хотим рассмотреть вопрос об обычных и неординарных состояниях сознания, то эти средства и их эффекты представляются идеальными моделями для исследования.

Любое употребление психоактивных веществ начинается с того, что человек в определенный момент времени по какой-то причине решает употребить вещество. Это решение продиктовано потребностью быть удовлетворенным, потребностью, которая, как ни удивительно, не исчезла за тысячи, а точнее, миллионы лет истории. Вопрос в том, какова же тогда та непреодолимая потребность, которая на протяжении всей нашей истории побуждала нас потреблять эти вещества. Чтобы разобраться в этом вопросе, сначала будет полезно кратко описать эффекты большинства психоделиков.

С одной стороны, у нас есть эффекты, которые относительно часто встречаются у пользователей. Например, мы говорим об изменениях в восприятии реальности, которые варьируются от незначительных искажений, таких как слышание или видение стимулов, которых нет, до серьезных искажений, таких как переосмысление прежней концепции абстрактных понятий, таких как мир, природа или жизнь.

Эти изменения реальности можно наблюдать, и во многих случаях они действительно происходят, с двух противоположных полюсов. С одной стороны, можно сделать вывод, что под воздействием определенного психоделика возникают зрительные или слуховые галлюцинации и квазипсихотические искажения реальности; с другой стороны, известно, что эти вещества обостряют чувства, и поэтому, когда речь не идет о галлюцинациях, будут наблюдаться и непатологические изменения в сенсорных системах.

Что касается возможного переосмысления абстрактных понятий, то у человека с психотической предрасположенностью такой опыт, безусловно, спровоцировал бы дестабилизацию, вызвав параноидальные картины. Однако также хорошо известно, что открытие новых путей понимания окружающей среды через преодоление прежних шаблонов, которые считались незыблемыми, способствует лучшей адаптации индивида в плане получения большей степени знаний об окружающей среде.

Влияние психоделических препаратов на сознание

Если мы воспользуемся биологическим определением интеллекта, которое описывает его как способность человека к адаптации, мы подкрепим это утверждение, поскольку исследование (Kanazawa, 2010) доказало положительную корреляцию между IQ и употреблением психоделиков. В исследовании говорится о большей способности более умных людей взаимодействовать с новыми ситуациями. Кроме того, более интеллектуальные люди, скорее всего, будут стремиться к взаимодействию с психоделическими наркотиками, которые по сути, по мнению автора, предлагают новые сценарии перед лицом заранее установленных парадигм в их социокультурном и образовательном контексте. Это, как уже говорилось выше, приведет к лучшей адаптации.

Другим частым эффектом психоделиков является индукция того, что можно определить как набор приятных ощущений, таких как радость, счастье или благополучие. Важно отметить, что исследование (Griffiths, 2011) добровольцев, принимавших псилоцибин, зафиксировало положительные изменения и повышение эмоционального благополучия в их выборке в течение 14 месяцев после употребления. Это говорит о том, что это не просто мимолетные, поверхностные ощущения, а что опыт проникает глубоко в психику, позволяя учиться и совершенствоваться в индивидуальной повседневной жизни, что приводит к длительным состояниям благополучия. В частности, 94% опрошенных отметили, что опыт, полученный в ходе занятий, повысил их благосостояние и удовлетворенность жизнью.

Филогенетически понятно, что мы стремимся к тому, что нам приятно, но психоделические переживания выходят за рамки чистого удовольствия. Это счастье отличается от того, которое вызывают наркотики, использующие другие механизмы действия, такие как кокаин или героин, которые вызывают более интенсивный вид эйфории или временного избавления.

В отличие от них, психоделики способствуют благополучию, основанному на росте и самоанализе, на механизмах, которые позволяют добиться длительных изменений. Это инструменты, которые, как принято говорить, дают счастье, идущее изнутри, а не извне, хотя на первый взгляд может показаться иначе. Возможно, они также вызывали бы привыкание, если бы источником хорошего самочувствия было само вещество, но это не так.

Негативное воздействие психоделических препаратов на психику

Подобно тому, как эти вещества способны вызывать переживания, которые возносят нас на небеса, они также способны унести нас в ад, если перефразировать Хаксли. Хотя, как мы убедились в последние десятилетия, визиты в ад действительно нечасты и происходят только при наличии предшествующих тревожных или депрессивных симптомов у потребителя, или когда условия окружающей среды, в которых он потребляет, не подходят.

Плохой опыт, который приводит к прекращению употребления, встречается еще реже, так как, очевидно, на тяжелом опыте с психоделиками человек также учится, получает ценные жизненные уроки; некоторые авторы даже говорят, что именно на этом тяжелом опыте человек учится больше всего, но в конечном итоге это зависит от слишком многих факторов.

Лучшим примером этого являются ритуалы с использованием основных психоделиков, таких как пейот или аяхуаска. Подавляющее большинство коренных жителей Амазонии, с которыми проводились интервью по этим вопросам, рассказывают об очень тяжелых церемониях или «работе», полных боли, рвоты, неприятных видений и т.д., и все же они продолжают использовать, поскольку этот опыт дает им доступ к ряду знаний, от которых они не хотят отказываться.

Психоделики также часто влияют на социальные аспекты личности. При всем сказанном и других аспектах, эти переживания также порождают или усиливают такие аспекты, как эмпатия, альтруизм или чувство принадлежности. В цитированном выше исследовании Гриффитса шкала положительных социальных эффектов употребления псилоцибина была одной из тех, которые все еще показывали высокие баллы через 14 месяцев.

Для других веществ, в частности, помимо объяснений, основанных на эмпирических факторах, мы можем найти биохимические объяснения этого факта. Так обстоит дело с МДМА. Он вызывает выброс окситоцина, который связан не только с созданием или укреплением эмоциональных связей, но и со способностью человека чувствовать большую поддержку со стороны окружающих (Heinrichs et al., 2003).

Семья и дружеские отношения

Социальная сфера человека также включает в себя семью и работу. В исследовании Гриффитса в его выборке после пережитого опыта также наблюдалось повышение качества семейных отношений. В другом небольшом исследовании (Oña, 2012), в котором анализировалась выборка регулярных потребителей аяхуаски, снова было отмечено, что, по крайней мере, в отношениях с родителями у 73% испытуемых произошли значительные позитивные изменения.

Эти изменения, по мнению испытуемых, были связаны с пониманием и интеграцией прошлых конфликтов, возрождением способности испытывать любовь к своим родителям, более подвижным эмоциональным общением или просто более высоким уровнем принятия. Что касается его применения, то в том же исследовании 77% опрошенных также сообщили о значительных изменениях после употребления аяхуаски. Эти изменения были озвучены с гуманистической точки зрения, подчеркивая, что после приема напитка они воспринимали работу как возможность заниматься тем, что им нравится, и таким образом расти как люди, а не просто как источник денег. Среди испытуемых было много тех, кто оставил свою работу, чтобы заниматься тем, чем они хотели заниматься всю жизнь.

Очевидно, что употребление психоделиков также вызывает неординарные или расширенные состояния сознания. Объективно определить это понятие сложно, но я сошлюсь на одно из самых простых и понятных определений:

«Психическое состояние, которое может быть субъективно признано индивидом (или объективным наблюдателем этого индивида) как отличное по психологическим функциям от «нормального» состояния индивида» (Криппнер, 1980).

Это определение относится к любой наблюдаемой изменчивости сознания, чтобы мы понимали, что когда происходит любое качественное изменение в обычных функциях нашего нормального сознания, мы входим в неординарное состояние сознания. Мне кажется особенно точным описывать их с этой точки зрения, поскольку мы должны принять во внимание, что каждый человек, в силу своих генетических, психологических, физиологических или биохимических характеристик, а также многих других, живет в определенном состоянии сознания, которое может быть более или менее расширено.

Эти состояния обычно понимаются с психопатологической точки зрения, поскольку при многих расстройствах мы находим измененное сознание, и клинически этот симптом понимается как показатель какой-то патологии.

Научные дебаты о состояниях сознания

Существует научная дискуссия, на мой взгляд, мягко говоря, абсурдная, которая вращается вокруг возможной классификации состояний сознания, отличающихся от наиболее распространенного, то есть бодрствования, излучающего бета-волны. Например, Станислав Гроф, психиатр чешского происхождения, всегда отстаивал существование неординарных, непатологических состояний сознания, за исключением сна. При глубоком анализе состояний, вызываемых психоделиками, мы обнаруживаем следующее:

  • В психоделическом экстатическом состоянии отсутствует враждебность, которая все же преобладает в психотических чрезвычайных ситуациях;
  • Экстатические содержания содержат опыт познания, в то время как психотические переживания характеризуются углублением в причудливые или стереотипные концепции;
  • Ясность, понимание и радость, испытываемые в психоделических состояниях, контрастируют с ужасом и отупением, характерными для психотических кризисов;
  • В психоделическом экстазе основным переживанием является блаженство, в то время как в психотическом опыте — недоумение и самоотрицание.

Я предпочитаю не углубляться в эту тему, но я хотел бы кратко обосновать свою позицию, прежде чем продолжить, поскольку я буду писать, будучи убежденным, что действительно существуют неординарные состояния сознания, такие как те, которые возникают при употреблении психоделиков у здоровых людей, и которые не являются патологией.