Сегодня технология мультимедиа позволяет объединить два основных инструмента в рамках новых образовательных моделей: компьютер и аудиовизуальные средства, т.е. использование звука и изображения, как неподвижного, так и движущегося. С помощью мультимедиа мы можем помочь студентам усвоить новые понятия, представляя им изображения и анимированные модели различных процессов и позволяя им интерактивно проводить собственное обучение с помощью компьютера.

В этой статье мы поговорим о мультимедийных технологиях для преподавания нейропсихологии.

Вам также может быть интересно: Нейропсихология болезни Паркинсона

сознание

Модель обучения

Однако эти два инструмента были бы неполными в процессе обучения без теоретической модели обучения, которая бы направляла их применение, поэтому используемая образовательная основа сама по себе является первой, применившей технологию к образованию, то есть программированное обучение, разработанное Б. Ф. Скиннером с помощью обучающей машины. Ф. Скиннера с помощью обучающей машины.

Обучающая машина была создана Скиннером для своей дочери Деборы на основе хорошо известного ящика Скиннера, в котором есть стимул, подающий стимул для ученика, приемник ответов ученика и подкрепляющий стимул. В этом случае компьютер отвечает за предъявление стимулов и получение ответов, а подкрепление — это сообщение обучаемому о том, что его ответы были правильными.

При программированном обучении учащемуся предъявляется ряд градуированных стимулов, и он вынужден активно реагировать на эти ситуации. Если их ответы были правильными (а задача программы — дать и расположить стимулы таким образом, чтобы ученик обычно отвечал правильно), то ученик получает подкрепление в соответствии с полученными ответами.

Среди наиболее важных вкладов обучающих машин сам Скиннер пишет, что мы можем рассчитывать на:

  • немедленное подтверждение правильного ответа
  • вероятность того, что сама работа с артефактом (в данном случае с компьютером) будет в достаточной степени подкрепляющей для того, чтобы обычный учащийся не отвлекался от работы в течение длительного времени каждый день
  • один учитель может контролировать большое количество учеников, работающих одновременно.
    каждый учащийся будет развиваться в своем собственном темпе, в соответствии со своими способностями, пытаясь решить как можно больше проблем или ответить на как можно больше вопросов за время, отведенное на занятие
  • в случае прерывания задания процесс может быть возобновлен в той же точке, где он был прерван.

Устройство позволяет рассчитывать представление материалов, расположенных таким образом, что подход и решение вопроса зависит от ответа на предыдущий; ошибки также могут быть записаны.

С помощью компьютера, следуя образовательной модели программированного обучения, можно синхронно представить пояснительный текст теоретического содержания, а также изображения, помогающие его понять. В конце презентации текста учащийся отвечает на серию вопросов в различных модальностях, таких как написание своего ответа или указание на схеме, среди других возможностей взаимодействия пользователя с компьютером.

Эта серия действий сама по себе представляет немедленную оценку и обратную связь о недавно полученной информации, поскольку каждый правильный ответ позволяет студенту перейти к следующему тесту, имея заранее установленный лимит времени для ответа на каждый из них; в случае неправильного ответа в течение заранее установленного лимита времени, студент получает сообщение об ошибке и переходит к следующему тесту.

В нашем случае программы были организованы в два основных модуля: информационные модули и модули вопросов или деятельности.

В информационных модулях на каждом экране представлен краткий текст, объясняющий материал, сопровождаемый изображением; как объяснялось выше, информация представляется постепенно от одного экрана к другому, всегда сопровождаемая изображением, относящимся к тексту, изображением, которое было не только оцифровано, но и отредактировано, чтобы подчеркнуть моменты, которые необходимо изучить, и сократить или исключить неактуальную информацию. Хотя рисунки и диаграммы обычно используются для дидактической наглядности, это не исключает использования, когда это целесообразно, оцифрованных изображений реальных кадров, сделанных с помощью фотографии или видео. В этом случае использование звука не приветствуется из-за занимаемого им места на диске, при этом его усиливающие свойства не оправдывают этого. Аналогичным образом, в модулях вопросов или деятельности учащимся показывают то же изображение, которое сопровождало пояснительный текст, когда их просят выполнить одно из следующих действий: написать ответ, указать на схеме, выбрать вариант ответа, разместить его на схеме или установить взаимосвязи.

Реализация модели

Проведенные на сегодняшний день модули охватывают, в частности, следующие темы:

  • Центральная нервная система
  • Периферическая нервная система
  • Вегетативная нервная система
  • Вегетативная нервная система. Симпатический отдел
  • Вегетативная нервная система. Парасимпатический отдел
  • Эмбриологическое развитие нервной системы
  • Церебральные доли
  • Церебральные сульси и фиссуры
  • Корковые зоны
  • Диэнцефалон
  • Таламус
  • Гипоталамус
  • Нейрон

Каждый из этих модулей был создан с помощью Authorware Professional ver. 3.0, который позволяет генерировать исполняемые программы в среде Windows. Минимальные системные требования для работы с ними следующие: ПК 386, 4 Мб оперативной памяти, цветной монитор VGA, 15 Мб свободного места на жестком диске и программа Windows 3.1.

Стоит отметить, что эти модули могут быть сгруппированы и упорядочены в соответствии с особыми потребностями конкретной учебной программы, которой необходимо следовать. В качестве примера можно привести блок 2 предмета «Биологические основы поведения» (в соответствии с учебной программой отделения Открытого университета факультета психологии U.N.A.M.): «Полушария головного мозга». Области коры головного мозга», включающий материал из модулей: Церебральные доли, зоны коры головного мозга и церебральные сульси и фиссуры.

В качестве непосредственного приложения можно сказать, что в рамках учебной программы факультета психологии предметы блока «Биологические основы поведения» (Биологические основы поведения, анатомия и физиология нервной системы, нейрофизиология и психофизиология) представляют определенные трудности в понимании процессов и запоминании терминов.

Учитывая вышесказанное, была разработана серия образовательных программ на основе модели программированного обучения с использованием мультимедийных технологий с целью поддержки, в частности, студентов системы Открытого университета (SUA) по предметам блока «Биологические основы поведения». Проект в целом направлен на автоматизацию процесса обучения и оценки, охватывающего все содержание вышеупомянутых предметов, создание индивидуального экзамена из банка предметов, его немедленное оценивание и хранение полученной оценки.

Учитывая, что этот материал может быть доступен широкой публике через Интернет-сайт, не лишним будет сказать о «виртуальном нейропсихологическом классе».