Самоанализ — это акт самосознания , который включает в себя размышления и анализ собственных мыслей и поведения, что является одной из определяющих характеристик человека. Мы естественно любопытны о себе. Мы повторяем свой собственный опыт и действия в надежде понять, кто и как мы есть, но этот термин также используется для обозначения экспериментальной техники структурированного и строгого анализа собственных мыслей и чувств. Поэтому, когда мы говорим об интроспекции, мы можем иметь в виду неформальный процесс рефлексии над собой или формальный метод, использовавшийся в экспериментальных исследованиях в психологии много лет назад. В этой статье мы поговорим оинтроспекция в психологии: что это такое и какие виды можно выделить.

Вам также может быть интересно: Как выполнять упражнение на самоанализ

мышление

Определение самоанализа в психологии

Первое значение слова «интроспекция» наиболее знакомо большинству людей. Это процесс неформального исследования наших собственных внутренних мыслей и чувств . Когда мы размышляем о своих мыслях, эмоциях и воспоминаниях и изучаем, что они означают, мы занимаемся самоанализом.

Вторым значением будет метод исследования, разработанный Вильгельмом Вундтом , также известный как экспериментальное самонаблюдение. Эта техника заключалась в обучении людей наиболее систематическому и объективному способу анализа содержания их собственных мыслей.

Слово «самоанализ» чаще всего использовалось для описания метода Вундта на протяжении всей истории психологии. Выбор этого термина не очень помог тому, чего хотел Вундт, а именно разработать строго контролируемую экспериментальную процедуру.

Метод самоанализа Вундта

В общих чертах метод Вундта заключался в следующем. Сначала группу наблюдателей обучили высоким требованиям, а затем представили набор контролируемых сенсорных событий. Затем их попросили описать свои психические переживания в связи с представленными событиями. Вундт считал, что наблюдателям необходимо поддерживать высокий уровень внимания к стимулу и контролировать ситуацию во время сеансов. Кроме того, эти наблюдения также повторялись определенное количество раз.

Какова была цель этих наблюдений?

Вундт считал, что содержание человеческого разума составляют два ключевых компонента: ощущения и чувства. Чтобы понять разум, Вундт считал, что исследователям нужно сделать больше, чем просто идентифицировать структуру или элементы разума, но фундаментальным для выхода за рамки этого является наблюдение за процессами и действиями, которые происходят, когда люди познают мир вокруг себя.

Вундт сосредоточился на том, чтобы сделать процесс самоанализа как можно более структурированным и точным. Во многих случаях респондентов просили просто ответить «да» или «нет». В некоторых случаях наблюдатели давали ответы, нажимая на клавишу телеграфа. Цель состояла в том, чтобы сделать самоанализ как можно более научным.

Ученик Вундта также использовал эту технику, но был обвинен в искажении некоторых оригинальных идей Вундта. Вундт понимал сознательный опыт как единое целое, а Титченер (студент) сосредоточился на разделении психических переживаний на отдельные компоненты.

виды самоанализа

Психологи различают два типа самоанализа:

  • Саморефлексия: это позитивная форма самоанализа, посредством которой мы придаем значение и важность нашим мыслям и действиям, принимая и учась на своих ошибках и повышая самосознание.
  • Саморазмышление: это негативная форма самоанализа, когда человек становится одержимым своими недостатками, сомневается в себе, и его самооценка снижается.
    Кажется, что определенные черты личности благоприятствуют переживанию положительной или отрицательной формы самоанализа.

Критика техники самоанализа

Хотя экспериментальные методы Вундта способствовали превращению психологии в более научную дисциплину, метод самоанализа имеет ряд ограничений.

Использование интроспекции в качестве экспериментальной техники подверглось резкой критике, особенно в методе Титченера. Такие школы, как функционализм и бихевиоризм, не считали интроспекцию ни научной надежностью, ни объективностью.

Другие критические замечания:

  • Разные наблюдатели часто дают существенно разные ответы на одни и те же стимулы.
  • Метод нельзя использовать с детьми.
  • Он имеет большие ограничения: сложные темы, такие как обучение, личность, психические расстройства и развитие, трудно или даже невозможно изучать с помощью этой техники.