Когда мы говорим о метапознании, мы имеем в виду развитие знаний и мыслительной деятельности. С течением времени растет потребность в развитии у учащихся метакогнитивных навыков и стратегий такого типа, поскольку это помогает им думать самостоятельно, а не только накапливать знания, как это делалось всю жизнь.

Этот тип стратегии, в отличие от простого накопления знаний, имеет более трансцендентный смысл и значительно повышает когнитивные способности. В этой статье: метакогнитивные навыки и стратегии в обучении, мы подробно познакомимся с ними и приведем несколько примеров.

Вам также может быть интересно: Теория осмысленного обучения Аузубеля

способности

Определение и формы метакогниции

Как мы определили в начале статьи, метапознание заключается в осознании собственной способности разрабатывать стратегии и ресурсы, которые помогут нам эффективно выполнить задание. Речь также идет о том, чтобы знать и научиться шаг за шагом регулировать наши когнитивные процессы.

Существуют различные модальности, в которых может быть представлено метапознание, и интересно знать, какие из них являются таковыми, поскольку они связаны с различными когнитивными способностями.

  • Мета-память. Эта модальность относится к знаниям и осознанию, которые мы имеем о нашей собственной памяти и обо всем, что с ней связано. Он относится к знанию наших собственных возможностей памяти, наших ограничений, нашей способности соотносить ранее сохраненные знания с новыми знаниями, способа, которым мы склонны извлекать и использовать информацию, и т.д.
  • Мета-внимание. Это означает осознание того, как работает наше собственное внимание и как мы можем его контролировать. Например, осознание того, когда мы начинаем отвлекаться, что мы можем сделать, чтобы перефокусировать наше внимание туда, куда мы хотим, знание того, какие стратегии лучше всего работают для нас, чтобы достичь этого и т.д. Речь идет о том, чтобы знать, как оптимизировать наше внимание в каждый момент, когда это необходимо.
  • Метапонимание. Речь идет о знании нашей собственной способности к пониманию и о том, как мы можем ее использовать. Одним из основных недостатков обучения является факт чтения, но не понимания, и именно это происходит со многими студентами. Некоторым из них даже удается сосредоточиться и запомнить текст, что может быть полезно для решения экзаменационных задач, но это не означает, что они получили значительный объем знаний, поскольку они не поняли его по-настоящему. Поэтому необходимо развивать этот навык у студентов, чтобы они осознавали свой уровень понимания и учились оптимизировать его.
  • Мета-мышление. Речь идет об осознании собственного мышления. Это чрезвычайно важно, поскольку мы, как правило, мало задумываемся о собственных мыслях, которые включают в себя наши убеждения и идеи, сложившиеся со временем. Вместо того, чтобы сосредоточиться на том, «что думать», речь идет скорее о том, «как думать».

Примеры метакогнитивных навыков и стратегий в классе

Вот некоторые упражнения и стратегии, которые часто используются в классе, чтобы научить студентов развивать каждый из метакогнитивных навыков.

Упражнение 1. Выведите значение слов в соответствии с их контекстом

В этом упражнении учащимся показываются различные предложения, в которых неизвестное слово используется в разных контекстах. Цель упражнения состоит в том, чтобы учащиеся вывели значение неизвестного слова таким образом, т.е. на основе контекста, и, прежде всего, научились использовать свои собственные стратегии для достижения результата.

Упражнение 2. Пробуем разные способы изучения чего-то нового

Этот тип стратегии обучения помогает учащемуся узнать о различных методах получения новых знаний, расширить свое видение и выбрать тот метод, который наиболее удобен или практичен для обучения.

  • Например, при изучении нового слова его можно учить разными способами, например: соотносить слово с картинками, находить синоним с другим уже известным словом, идентифицировать со звуком и т.д.

Упражнение 3. Упражнения по самооценке

После выполнения задания и изучения новой темы им дается некоторое время для самооценки и размышления о своей работе в этом конкретном задании, задавая себе такие вопросы, как: как я могу улучшить свою работу в этом задании, что было самым трудным в нем, что было самым легким и т.д.

Больше мероприятий для работы над метапознанием
В завершение этой статьи о метакогнитивных навыках и стратегиях мы предложим вам несколько заключительных упражнений для работы над метакогницией.

Упражнение 4. Упражнения для развития когнитивных стратегий

До и после выполнения конкретного задания или экзамена учащегося просят проанализировать, какие стратегии он использовал для каждого из них.

  • Например, после сдачи экзамена учащегося просят вспомнить, насколько он был сосредоточен, какие факторы повлияли на его/ее концентрацию и как он/она мог бы лучше справиться в следующий раз.

Упражнение 5. Постановка вопросов самому себе

Цель — развивать любознательность и желание узнавать все больше и больше. Поэтому вместо того, чтобы учитель постоянно задавал в классе вопросы по темам, попросите учеников также задавать вопросы учителю. Это можно делать в классе во время изложения темы или дома, когда ученики выполняют домашнее задание и читают по теме, записывая все возникающие сомнения, которые недостаточно хорошо объяснены, чтобы обсудить их с учителем на следующий день.