В клинической психологии существуют различные методы вмешательства для лечения психологических проблем и повышения благосостояния людей. В этой статье «Когнитивно-поведенческая терапия: что это такое и какие техники используются» мы сосредоточимся на когнитивно-поведенческом лечении, объясним, из чего оно состоит, для чего оно нужно, как оно применяется, кто должен его применять, и обобщим наиболее используемые когнитивно-поведенческие психологические техники в целом и конкретно для лечения депрессии и тревоги. Мы также рассмотрим различия между когнитивной терапией, поведенческой терапией и когнитивно-поведенческой терапией.

психология

Что такое когнитивно-поведенческая терапия?

Когнитивно-поведенческая терапия — это набор теорий и техник, которые создают психотерапевтическую систему. Таким образом, когнитивно-поведенческая терапия является одним из видов психотерапии.

Когнитивно-поведенческая терапия (КПП) основана на взаимосвязи между мыслями, эмоциями, физическими ощущениями и поведением. Все эти области взаимосвязаны и влияют друг на друга. Например: вы столкнулись с ситуацией, что провалили экзамен. Вы можете подумать:

  1. «Я потерпел неудачу, потому что я глуп. Я никогда не пройду мимо».
  2. «Я провалил экзамен. В следующий раз мне придется постараться».
  • После мысли 1 обязательно придут эмоции грусти, разочарования и отставки. Такие мысли и эмоции приведут к состоянию демотивации и вялости. Из этого состояния, скорее всего, действие будет заключаться в том, чтобы не учиться. Как следствие, ситуация, скорее всего, повторится снова. С другой стороны, после мысли 2 может прийти эмоция некоторой грусти, но принятия и надежды. Такие мысли и эмоции приведут к состоянию мотивации и готовности приложить усилия. Такое состояние подталкивает к действию учиться, следовательно, вероятность сдачи следующего экзамена будет выше.
    Другим примером может быть человек, который считает, что он не способен пробежать 10 километров. Поведение может быть таким: не делать этого или попытаться. В случае попытки и успеха изменение в поведении повлияет на рассмотрение мышления.

На приведенных выше примерах мы видим, что в одной и той же ситуации мысли, эмоциональное состояние и поведение различны и влияют друг на друга.

Когнитивно-поведенческая терапия воздействует на когнитивный уровень, то есть на мысли, а также на поведение, то есть на выполняемые действия. Она заключается в изменении образа мышления, замене мыслей, основанных на иррациональных убеждениях и когнитивных искажениях, на более объективные и адаптивные мысли. А также преобразование менее полезного поведения в полезное. Когнитивно-поведенческая терапия фокусируется на настоящем и ближайшем будущем и обычно не углубляется в прошлое.

Использование когнитивно-поведенческой психотерапии значительно расширилось как терапевтическая система в практике психологии и психиатрии. В настоящее время когнитивно-поведенческие вмешательства широко распространены, их эффективность признана эмпирическими исследованиями и такими авторами, как Альберт Эллис и Арун Бек. Его процедуры и техники были исследованы с помощью строгих экспериментальных методов, поэтому он является научной терапией. Его научная основа не гарантирует абсолютного успеха, но гарантирует его общую эффективность.

Для чего нужна когнитивно-поведенческая терапия?

Прежде всего, это форма психологического вмешательства, но она может применяться во многих областях и для решения различных проблем. Когнитивно-поведенческая терапия оказалась полезной при лечении следующих психологических расстройств:

  • Тревожные расстройства
  • Депрессивные расстройства
  • Аффективные расстройства
  • Фобии
  • Пищевые расстройства
  • Обсессивно-компульсивное расстройство
  • Посттравматическое стрессовое расстройство
  • Расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ
  • Нарушения сна
  • Сексуальные расстройства

Кроме того, она полезна и для людей без диагноза психического здоровья, поскольку помогает лучше справляться со стрессовыми жизненными ситуациями, такими как:

  • Жизненные кризисы
  • Проблемы во взаимоотношениях
  • Эмоциональное расстройство
  • Трудности в школе или на работе
  • Отсутствие социальных навыков

Как применяется когнитивно-поведенческая терапия?

В контексте клинической психологии когнитивно-поведенческая терапия должна проводиться аккредитованным, квалифицированным и сертифицированным специалистом. Терапия может проводиться индивидуально или в группе. Что касается продолжительности терапии, то она не считается длительной, скорее наоборот. Среднее количество сеансов может варьироваться от 15 до 20 сеансов, продолжительностью от 30 до 60 минут, которые могут проводиться еженедельно или раз в две недели. В начале рекомендуется проводить занятия еженедельно, а затем распределить их по времени. С другой стороны, терапия должна проводиться в подготовленном для этого физическом пространстве и быть абсолютно конфиденциальной.

Способ применения, продолжительность и эффективность будут зависеть от многих факторов, включая сложность проблемы, представленной пациентом, вовлеченность пациента и сотрудничество с его окружением.

Различия между когнитивно-поведенческой терапией и когнитивной терапией и поведенческой терапией

Когнитивно-поведенческая терапия объединяет в себе части когнитивной терапии и части поведенческой терапии. Основное различие между ними заключается в теоретической отправной точке, будь то познание или поведение. Когнитивно-поведенческий подход основан на взаимосвязи между познанием и поведением. По сути, его главный принцип заключается в том, что когнитивный, аффективный и поведенческий аспекты связаны между собой и что изменение в одной части повлияет на другие.

Когнитивная терапия

Когнитивная терапия начинается с интрапсихической точки зрения и фокусируется на познании. Она основана на предпосылке, что объяснение поведения следует искать в когнитивных процессах и мыслях. Когнитивная терапия вмешивается в мысли, выявляя и заменяя искаженные мысли и убеждения на более гибкие, адаптивные и функциональные интерпретации.

Поведенческая терапия

В поведенческой терапии объяснение поведения человека основывается на окружающей среде, на влиянии окружающей среды. Поэтому методы поведенческой терапии направлены на изменение дезадаптивных форм поведения и обучение новым, более функциональным формам поведения, тем самым вызывая изменения в эмоциях и мыслях.

Техники когнитивно-поведенческой терапии

Научно доказано, что методы когнитивно-поведенческой терапии являются наиболее эффективными в клинической психологии. Эти методы направлены на изменение мыслей и поведения путем обучения новым, более адаптивным способам мышления и поведения. Методы когнитивно-поведенческой терапии сосредоточены на настоящем, хотя их целью является приобретение привычек и навыков, которые обеспечивают большее благополучие и качество жизни и сохраняются в течение долгого времени.

Ниже описаны некоторые из наиболее важных и широко используемых когнитивно-поведенческих методик:

Рационально-эмотивная поведенческая терапия (REBT)

Рационально-эмотивная поведенческая терапия основана на предпосылке, что эмоциональное расстройство связано с интерпретацией человеком ситуации, а не с самой ситуацией. Цель рационально-эмотивной поведенческой терапии заключается в том, чтобы человек добился изменения образа мыслей, чтобы изменить способ интерпретации ситуаций. Другими словами, он или она начинает оценивать ситуации, делая выводы, основанные на фактах, а не на субъективных предположениях. TREC работает по следующей схеме:

  • A. Реальная ситуация или событие.
  • B. Интерпретация ситуации: мысли, убеждения, концепции, выводы и т.д.
  • C. Эмоции, возникающие при интерпретации ситуации. Если интерпретация негативная, то эмоции, скорее всего, будут неприятными.
  • D. Подвергать сомнению обоснованность интерпретации ситуации, обсуждая иррациональные мысли.
  • E. Благоприятные изменения в эмоциях после осознания иррациональных когниций.

Когнитивная реструктуризация

Когнитивная реструктуризация — это метод когнитивной терапии, который предполагает изменение моделей мышления:

  1. Понимание того, что такое когнитивные искажения, т.е. негативные и иррациональные мысли, которые влияют на настроение и поведение.
  2. Осознавать свои мысли: научиться определять собственные когнитивные искажения.
  3. Запись мыслей: записывайте ситуацию, в которой вы находитесь, мысль, которая возникает, эмоцию и поведение.
  4. Ищите альтернативную мысль, которая была бы более функциональной, чем искаженная мысль.

Процедуры, которые психолог использует для такого изменения мыслей, следующие:

  • Анализ мысли. Спросить себя, верна ли мысль, и провести ее рациональный анализ.
  • Сократовское вопрошание: задавать себе вопросы, такие как «является ли то, о чем я думаю, абсолютно верным» или «какие доказательства у меня есть для этого?
  • Изучение полезности мысли: «помогает ли эта мысль?» или «плюсы и минусы этой мысли».
  • Постановка себя в худший сценарий: вопросы «что если» или «что самое худшее, что может случиться».
  • Проверка действием. Посмотрите, произойдет ли то, о чем вы подумали. Например, если иррациональная мысль звучит так: «Если я выскажусь в классе, они подумают, что я глупый, и будут смеяться надо мной», спросите в классе и посмотрите, произойдет ли это.

Техники экспозиции

Техника воздействия основывает свою эффективность на принципе привыкания, который показал, что повторное воздействие на стимул вызывает все меньшую и меньшую реакцию со стороны субъекта. Например, если однажды вы увидите паука, ваше тело отреагирует, потому что включится система тревоги. Однако если вы видите паука каждый день и он не имеет никакого значения, то интерпретация опасности становится все меньше и меньше, а значит, и психофизиологическая реакция все меньше и меньше.

Эта техника особенно подходит для решения проблем тревожности, страхов и фобий, а также поведения избегания. Воздействие должно планироваться и поддерживаться специалистом. Типы воздействия: живое воздействие или воздействие в символической форме через воображение или технологические устройства виртуальной реальности.

Систематическая десенсибилизация

Систематическая десенсибилизация также направлена на снижение психофизиологической реакции на тревожные стимулы. Первая часть состоит в том, чтобы разбить ситуацию, вызывающую страх или тревогу, на мелкие части и проранжировать их от наименее страшной до наиболее страшной. Например, в случае со страхом публичных выступлений в качестве первого шага мы можем поставить ситуацию произнесения пары предложений перед человеком, которому мы доверяем; в качестве второго шага — двухминутную речь перед двумя людьми, которым мы доверяем; в качестве третьего шага — четырехминутную речь перед несколькими членами семьи или людьми, которым мы доверяем. И так далее, пока не будет достигнута самая страшная ситуация. Рекомендуется, чтобы иерархия десенсибилизации состояла из 20-50 этапов. Следующий шаг — справиться с ситуацией, следуя этой иерархии, указаниям психолога и применяя техники релаксации.

Техники дыхания и релаксации

Дыхание и расслабление тела являются основными аспектами обучения управлению физиологическими аспектами эмоциональных реакций. Примерами дыхательных и релаксационных техник являются:

  • Диафрагмальное дыхание: обучение осознанному дыханию с помощью диафрагмы. При таком дыхании воздух поступает в нижнюю часть легких, что обеспечивает лучшее усвоение кислорода и активизирует реакцию организма на расслабление.
  • Прогрессивная мышечная релаксация: заключается в том, чтобы научиться расслаблять все мышцы тела. Речь идет о том, чтобы осознавать мышечное напряжение и научиться расслабляться с помощью тренировок. Цель техники прогрессивной мышечной релаксации — сделать ее привычкой, которую можно использовать в стрессовых ситуациях. Одним из самых известных и эффективных является прогрессивная мышечная релаксация Джекобсона.

Методы решения проблем

Техника решения проблем заключается в применении набора шагов для разрешения сложной ситуации или принятия решения:

  1. Определите проблему
  2. Определение ситуации и соответствующих мешающих факторов
  3. Мозговой штурм различных альтернатив для решения проблемы
  4. Принятие решения: оценка созданных вариантов, выбор одного из них и создание плана действий
  5. Оценить результаты примененного решения

Оперантные техники

Техника оперантного обусловливания в модификации поведения позволяет приобретать новые формы поведения, увеличивать формы поведения и уменьшать или устранять формы поведения. Они очень эффективны. Они основаны на обучении в форме обусловливания через использование подкрепления. В этой статье мы объясним, что такое оперантное обусловливание и как оно работает на примерах.

Техника моделирования или обучение через наблюдение

Метод моделирования — это поведенческий метод, который заключается в приобретении поведения через викарное обучение или подражание. Поведение усваивается или изменяется путем наблюдения за поведением других людей и вытекающими отсюда последствиями. Он состоит из 3 основных этапов:

  1. Воздействие на модель
  2. Наблюдение: внимание и удержание наиболее важных аспектов поведения модели.
  3. Исполнение поведения: подражание тому же или подобному поведению.

Обучение социальным навыкам

Тренинг социальных навыков направлен на улучшение качества межличностных отношений, снижение дискомфорта в отношениях с другими людьми и получение всех преимуществ общительности. Целью является обучение поведенческим стратегиям, позволяющим установить эффективные социальные отношения. Среди процедур, направленных на приобретение и поддержание социальных навыков, есть следующие:

  • Ролевая игра
  • Положительное подкрепление
  • Викарное обучение
  • Личная обратная связь

Развитие ожиданий самоэффективности

  • К другим когнитивно-поведенческим методам относятся
  • Обучение самоинструктажу
  • Обучение прививанию стресса
  • Техники скрытого обуславливания
  • Обучение обращению привычек вспять
  • Техника остановки мыслей
  • Техники парадоксального намерения
  • Методы биологической обратной связи
  • Вмешательство по регулированию эмоций

Когнитивно-поведенческая терапия при депрессии

Депрессия определяется набором когнитивных, аффективных и поведенческих симптомов. Он характеризуется в основном негативными мыслями о себе, своем окружении и будущем. В DSM-V перечислены различные депрессивные расстройства с соответствующими критериями и характеристиками, наиболее распространенным из которых является большое депрессивное расстройство. Депрессия — это расстройство, от которого страдают многие люди, поэтому было проведено множество исследований по ее лечению.

Когнитивно-поведенческое лечение депрессии заключается в обучении более объективной интерпретации ситуаций, а также в изменении поведения. Психологическое вмешательство начинается с функционального анализа и психообразования, т.е. объяснения факторов, которые вызвали и поддерживают ситуацию, а также способов ее разрешения.

Когнитивно-поведенческое лечение депрессии обычно начинается с изменения поведения, поскольку оно проще и дает более быстрый эффект. Поэтому мы можем начать с поведенческой активации, которая заключается в участии в приятном и вознаграждающем поведении и деятельности. Это может быть деятельность, которую пациент выполнял раньше, или даже новая деятельность. Для этого используется составление расписания занятий и выполнение домашних заданий.

Затем применяются когнитивные стратегии. За этим последуют когнитивные техники, направленные на выявление дисфункциональных когниций и изменение их на более адаптивные мысли, такие как когнитивная реструктуризация и решение проблем.

Лечение депрессии должно проводиться лицензированным и аккредитованным специалистом.

Когнитивно-поведенческая терапия для лечения тревожности

Тревога состоит из набора когнитивных, физиологических и поведенческих симптомов. Он характеризуется в основном тревожными мыслями и физиологическим возбуждением. В DSM-V перечислены различные тревожные расстройства с соответствующими критериями и характеристиками, такие как генерализованное тревожное расстройство, паническое расстройство, агорафобия и другие фобии.

Когнитивно-поведенческое лечение тревоги заключается в обучении более объективной интерпретации ситуаций, пониманию и уменьшению физических ощущений.

Психологическое вмешательство начинается с функционального анализа и психообразования, т.е. объяснения факторов, которые вызвали и поддерживают ситуацию, а также способов ее разрешения.

Методы когнитивно-поведенческой терапии тревоги включают воздействие на стимулы, вызывающие тревогу, а также на физические признаки тревоги, систематическую десенсибилизацию для привыкания к внешним и внутренним стимулам, когнитивную реструктуризацию и тесты реальности, в которых пациент может убедиться, что то, чего он боялся, не произошло или было не так плохо, как он себе представлял. Методы когнитивно-поведенческой терапии при тревожности также включают дыхательные и релаксационные техники для управления физическими ощущениями тревоги, а также медитацию, например, mindfulness, которая идеально подходит для концентрации внимания на настоящем.

Лечение тревожности должно проводиться квалифицированным и аккредитованным специалистом.


Библиография
Бадос, А., Гарсия, Э. (2010). Техника когнитивной перестройки . Отделение личности, оценки и психологического лечения. Факультет психологии Барселонского университета.
Эрнандес, Н. А. и Санчес, Дж. К. (2007). Руководство по когнитивно-поведенческой психотерапии нарушений здоровья .
Рисо, В. (2009). Когнитивная терапия. Барселона .
Руис, М.Б., Диас, М.И., и Вильялобос, А. (2012). Руководство по методам когнитивно-поведенческого вмешательства .