Внимательность(далее ВМ) или осознанность — это качество человеческого сознания, характеризующееся повышенной способностью к принятию и улучшенному вниманию в постоянном потоке жизненного опыта. Осознанность повышает вовлеченность в настоящий момент и позволяет лучше понять, как мысли и эмоции могут влиять на наше здоровье и качество жизни. Внимательность можно развить с помощью практики медитации. Хотя МП — это врожденная человеческая способность, которая изучалась изнутри на протяжении тысячелетий, научный интерес к внимательности растет в медицине, психологии, социальной работе и бизнесе, а также в других областях. (Зигель, 2011)

В этой статье мы обсудим Внимательность и ее преимущества в сфере образования.

мозг

Социальные рамки и обоснование

Необходимость содействия развитию социальной и эмоциональной компетентности и благополучия детей особенно важна в период перехода от детства к подростковому возрасту . Именно в раннем подростковом возрасте, особенно в возрасте 9-12 лет, программа, включающая практику осознанности, может быть особенно важна (возраст 9 и 10 лет был определен как «предподростковый», а возраст 11 и 12 лет — как «ранний подростковый»).

Именно в этот период развития дети закрепляют свои личностные качества, поведение и компетенции, которые сохраняются в подростковом возрасте и, следовательно, во взрослой жизни ). То, что мы знаем из существующих исследований этого возрастного периода, позволяет сделать вывод, что происходящие изменения весьма драматичны.

Между 9 и 12 годами, в частности, происходят фундаментальные изменения почти во всех сферах жизни — интеллект, личность и т.д. Учащиеся всех возрастов могут приходить в класс, отягощенные стрессовыми событиями, происходящими из многих источников, включая дисфункцию семейной системы, конфликты со сверстниками, социокультурные проблемы и уязвимость к проблемам физического и психического здоровья.

В отдельности или в сочетании с трудностями в обучении и успеваемости эти источники стресса иногда могут быть токсичными для развития и обучения студентов. Исследования показывают, что чрезмерный стресс влияет на развивающийся мозг.

Постоянный стресс в детском и подростковом возрасте, вероятно, влияет на благополучие, общее функционирование и факторы, специфичные для обучения, такие как исполнительная функция и рабочая память.

Учитывая, что многие дети и подростки демонстрируют проблемы с обучением, поведением, вниманием и здоровьем, чувствительные к стрессу или вызванные стрессом, школьная среда является идеальным местом для применения мер, способствующих здоровому функционированию и развитию мозга и повышающих устойчивость к стрессу.

Накапливаются доказательства того, что обучение ОВ является экономически эффективным способом достижения этих целей. (Гренландия, 2010)

«Появляются все более убедительные доказательства улучшения здоровья и благополучия, которые дает ментальность: снижение стресса, тревоги и депрессии; улучшение работы иммунной системы; повышение мотивации к изменению образа жизни; укрепление социальных связей.»

Что мы понимаем под осознанностью?

МФ не является чем-то новым, это часть того, что делает нас людьми — способность быть полностью осознанными и внимательными. Способность сохранять осознанность от момента к моменту, особенно в разгар эмоциональных потрясений, — это особый навык.

Но важно то, что это способность или навык, который можно приобрести. (Бишоп, 2002). Эмпирические исследования изучали конструкт ОВ почти 40 лет, и с тех пор концептуальное определение ОВ постоянно пересматривалось и пыталось уточняться и сегодня.

Происхождение осознанности и внимательности (ОВ)

То, что мы сейчас называем осознанность и внимательность в области созерцательной науки и соответствующие техники его культивирования, происходит из восточных интроспективных психологических практик, в частности буддийской психологии, которая обращается к этому понятию уже более 2500 лет.

Внимательность — это термин, происходящий из языка пали, в котором сати сочетается с сампаджаной, и этот термин переводится как осознание, благоразумие, проницательность и удержание. Эти лингвистические варианты были рассмотрены экспертами и предполагают, что осознанность и внимательность означает помнить о необходимости обращать внимание на происходящее в непосредственном опыте с осторожностью и проницательностью.

Концепция осознанности постепенно входит в сферу западной науки, и многие исследователи фокусируют свою работу на осознанности и связанных с ней практиках медитации. (Зигель, 2011)

Медитация — это метод, используемый для развития внимательности, поначалу общепринятая идея считалась и обрамлялась ОВ как эзотерическая, неразрывно связанная с религиозными верованиями и рассматриваемая как способность, достижимая лишь некоторыми людьми. Однако несколько десятилетий исследовательской методологии и научных открытий опрокинули эти мифы; теперь ОВ широко рассматривается как неотъемлемое качество человеческого сознания, т.е. способность к ориентированному на настоящий момент вниманию и осознанию, которое варьируется по степени внутри и между людьми и может быть эмпирически оценено и не зависит от религиозных, духовных или культурных убеждений. (Зигель, 2011)

В современных исследовательских контекстах внимательность определяется как: «Непредвзятое внимание к переживаниям в настоящий момент» . Бишоп, Лау, Шапиро и Карлсон (2004) предлагают двухкомпонентную модель внимательности, где первый компонент — это регулирование внимания для того, чтобы оставаться в непосредственном опыте, а второй компонент — это подход к опыту с ориентацией на любопытство, открытость и принятие, независимо от его валентности и уместности. Вдумчивость обычно культивируется в формальных практиках медитации, таких как сеансы медитации или движение вдумчивости

Практика медитации осознанности включает в себя концентрацию внимания на мыслях, эмоциях и телесных ощущениях, простое наблюдение за ними по мере их возникновения и пропускание их через себя. Одно из наиболее широко известных и принятых «на Западе» определений термина осознанность и внимательность исходит от доктора Джона Кабат-Зинна, одного из главных пионеров внедрения mindfulness в науку.

Он определил внимательность как «особое внимание: целенаправленное, в настоящий момент и без суждений» . Это определение стало отправной точкой для последующего вклада различных исследователей, посвятивших себя изучению осознанность и внимательность или осознанности.

Среди наиболее важных аспектов, которые постепенно были включены, можно назвать следующие:

  • Открытое и восприимчивое внимание и осознание того, что происходит в настоящий момент.
  • Осознанность, возникающая благодаря намеренному и открытому вниманию, принятию и различению формы того, что возникает в настоящий момент.
  • Рецептивное внимание ко всему полю осознания и пребывание в открытом состоянии, чтобы его можно было намеренно направить на переживание ощущений, мыслей, эмоций и воспоминаний.
  • Пробуждение от жизни, прожитой на автопилоте и основанной на привычных реакциях.

Общей темой, разделяемой практически всеми определениями, является наличие общей восприимчивости к настоящему моменту и полной вовлеченности в него. Для дальнейшего понимания определения внимательности этот термин можно противопоставить опыту безмыслия, который возникает, когда способности внимания и осознания рассеиваются из-за поглощенности прошлыми воспоминаниями или будущими планами и заботами; это, в свою очередь, приводит к ограничению внимания к переживаниям в настоящий момент.

Наиболее влиятельные определения понятия «осознанность

Важно помнить, что способность к ОВ не является абсолютной, неизменной или полностью определяемой генетикой; если бы это было так, не было бы никакой пользы от тренировочных подходов, основанных на ОВ, не было бы ничего, что можно было бы увеличить или улучшить. К счастью, доказанная эффективность мануальных программ, в основе которых лежат техники ОВ, означает, что мы можем думать о ОВ как о навыке, подобном способности, которую можно развить с практикой.

Его можно рассматривать как нечто гораздо более близкое к состоянию, чем черта характера, поскольку его возникновение и поддержание зависит от регулирования внимания при культивировании открытой ориентации на опыт. До тех пор, пока внимание сознательно уделяется опыту описанным способом, внимательность будет сохраняться, а когда внимание перестанет регулироваться таким образом, внимание прекратится.

Хотя в мероприятиях, основанных на ОВ, часто используются техники медитации для обучения навыкам, необходимым для пробуждения осознанности, этот способ осознания, вероятно, не ограничивается медитацией. После приобретения навыков внимание можно регулировать, чтобы вызвать осознанность во многих ситуациях, что позволяет субъекту умело реагировать на ситуации, вызывающие эмоциональные реакции.

Из обзора современной литературы об установках, необходимых для культивирования ОВ, можно выделить следующие:

  • Принятие реальности, которая уже существует и которую мы наблюдаем в данный момент. Это противоположность сопротивлению. Это разрешение или позволение вещам быть такими, какие они есть в настоящий момент.
  • Не оценивая то, что наблюдается. Мы откладываем суждения, позволяем этому происходить и просто наблюдаем за этим.
  • Ум новичка, суть которого заключается в любопытстве и непредвзятом отношении к тому, что мы воспринимаем и переживаем.
  • Жить настоящим, что означает, что прошлое и будущее становятся ненужными.
  • Отпустить, что означает не держаться за вещи или опыт.
  • Аффективное отношение любящей доброты или отношение любви или привязанности к наблюдаемому объекту.
  • Сострадание, а не жалость, когда эта любовь-доброта направлена на людей, испытывающих какие-либо страдания.
  • Самосострадание, когда такая любовь-доброта направлена на самого себя.

Осознанность в образовании

Дети и подростки испытывают стресс на беспрецедентном уровне, этот повышенный стресс может привести к гневу, тревоге, депрессии и экстернализующему дезадаптивному поведению (например, расстройство поведения), а также к низкой самооценке и отсутствию уверенности в себе .

Исследования показывают, что тревожность, депрессия и низкая самооценка могут негативно влиять на успеваемость студентов, нарушая их мышление и препятствуя обучению.

Внедрение программ осознанность и внимательность в школах может быть чрезвычайно полезным для того, чтобы обратить вспять или даже на ранних стадиях предотвратить развитие всех этих патологий и дезадаптивных форм поведения. Ниже представлены некоторые ключи к ОВ в его применении в образовательных условиях, основанные на многочисленных научных исследованиях, которые были разработаны в последние годы.

Мы решили разделить собранную информацию на различные разделы когнитивного функционирования, психического здоровья и личностного развития, чтобы иметь более детальное представление о каждой из этих граней, но не забывая о том, что они не являются изолированными характеристиками и что они взаимодействуют друг с другом, а ОВ помогает в этом благотворном процессе взаимодействия.

Когнитивное и академическое развитие

В этом разделе мы изучим научные данные об основных психологических процессах, таких как внимание, память и когнитивная гибкость, которые при развитии приводят к измеримому и поддающемуся количественной оценке повышению академической успеваемости, среди прочих преимуществ, отчасти опосредованных менталитетом.

Осознанность и внимательность

Краткий курс по внимательности улучшил способность детей игнорировать отвлекающие факторы и лучше концентрироваться. Исследователи набрали 30 детей (девочек и мальчиков в возрасте 10-11 лет) для участия в курсе внимательности в рамках школьной программы. Дети участвовали в курсе внимательности в двух группах в разное время, чтобы исследователи могли сравнить группы и увидеть эффект от курса. Для этого они измерили уровень внимания детей с помощью анкеты, а также измерили их навыки внимания с помощью компьютерной игры, разработанной специально для этой цели.

Они проводили эти измерения три раза с интервалом в три месяца, таким образом, они смогли измерить изменения в навыках внимания с течением времени в результате курса внимательности. Результаты показали улучшение способности детей концентрироваться и справляться с отвлекающими факторами, которое было связано с курсом внимательности. Таковы результаты исследования Доминика Крехана и Мишель Эллефсон из Кембриджского университета, представленные 06 сентября 2013 года на ежегодной конференции Британского психологического общества в Университете Рединга. .

Джха, Кромпингер и Байме (2007) обнаружили значительное повышение внимания у испытуемых, которые практиковали программу снижения стресса на основе осознанности, и у людей, которые проходили интенсивные тренировки в течение месяца.

Внимательность и рабочая память

Чтобы выяснить, снижает ли тренировка осознанность и внимательность отвлекающие факторы и, следовательно, улучшает ли она производительность, было проведено исследование (Калифорнийский университет — Санта-Барбара, 26 марта 2013 года).

Сорок восемь студентов были случайным образом распределены либо в класс, где преподавалась практика осознанности, либо в класс, где изучались фундаментальные вопросы питания.

На занятиях по внимательности давалось концептуальное введение, а также практические инструкции по тренировке ОВ с помощью специальных упражнений и в повседневной жизни. В то же время на занятиях по питанию преподавались наука о питании, стратегии здорового питания и информация о ежедневном потреблении пищи. За неделю до начала занятий студенты прошли два теста: тест на вербальное мышление, модифицированный из экзамена для выпускников, и тест на объем рабочей памяти, во время обоих тестов также измерялась отвлекаемость. Через неделю после окончания занятий студенты снова прошли тестирование. Результаты показали, что группа, использующая принцип осознанности, значительно улучшила результаты вербального экзамена и теста на объем рабочей памяти. Они также меньше отвлекались во время теста. Ни одно из этих изменений не произошло в группе питания.

По словам исследователей: «Это самая полная и тщательная демонстрация того, что внимательность может уменьшить рассеянность, одна из самых четких демонстраций того, что осознанность и внимательность может улучшить рабочую память и память для чтения. Это исследование с большей уверенностью утверждает, что некоторые когнитивные навыки, которые часто считаются неизменными, такие как способность к рабочей памяти, могут быть улучшены путем тренировки в осознанность и внимательность».

Вдумчивость и когнитивная гибкость

Другое направление исследований предполагает, что медитация не только помогает людям быть менее реактивными, но и наделяет их большей когнитивной гибкостью. Одно исследование показало, что люди, практикующие медитацию осознанности, развивают навык самонаблюдения, который неврологически деактивирует автоматические пути, созданные в результате предыдущего обучения, и позволяет по-новому войти и интегрировать настоящий момент .

Медитация также активирует область мозга, связанную с более адаптивной реакцией на стрессовые или негативные ситуации , активация этой области соответствует более быстрому восстановлению до исходных значений после негативных провокаций .

Осознанность и академическая успеваемость

Бошемин, Хатчинс и Паттерсон (2008) изучали отношение к себе и академическую успеваемость в ходе 5-недельной медитации МП, проведенной с 34 подростками, у которых были диагностированы трудности в обучении.

Все результаты показали значительное улучшение у участников, которые прошли программу полностью, продемонстрировав снижение уровня тревожности, улучшение социальных навыков и успеваемости.

Авторы предположили, что медитация снижает тревожность и негативные самооценки и, в свою очередь, способствует развитию социальных навыков и успеваемости. Леон (2008), используя шкалу под названием «Mindfulness in the School Environment Scale», обнаружил четкую корреляцию между ее значениями и академической успеваемостью.

Мартин, Леон и Висенте (2007) на выборке из 200 учеников начальной школы в возрасте от 10 до 12 лет обнаружили, что вмешательство в работу внутреннего внимания улучшило результаты теста на музыкальные способности, причем результаты вмешательства в работу внутреннего внимания превосходили результаты вмешательства в работу слухового и зрительного внимания.

Сугиура (2004) обнаружил, что тренировка ОВ у старшеклассников привела к снижению тревожности, гиперактивности и повышению успеваемости. Чанг и Гирберт (1989) обнаружили значительное улучшение школьной успеваемости у учеников начальной школы после вмешательства осознанность и внимательность.

Психическое здоровье и психологическое благополучие

Это, пожалуй, самый важный раздел и тот, на который следует обратить наибольшее внимание, поскольку он является основой и фундаментом всех остальных процессов, которые мы изучаем. Удовлетворительная академическая успеваемость не может быть достигнута, как и процессы личностного развития, такие как социальные навыки или творчество, не могут быть развиты без здорового и сбалансированного состояния психического здоровья и психологического благополучия.

Осознанность, тревожность и депрессия

Было установлено, что тревожность является наиболее распространенной психопатологией в детском и подростковом возрасте (Кашани и Орвашель, 1990; Семпл и Ли, 2008; Сильверман, Пина и Висвесваран, 2008). Тревога негативно влияет на широкий спектр поведения, и это негативное влияние усиливается с возрастом, затрагивая межличностную и внутриличностную сферы.

Плохое внимание является центральным симптомом тревожности; поэтому такие стратегии, как основанные на внимательности практики, которые работают над улучшением концентрации внимания учащихся, могут уменьшить тревожность у детей . Бигель, Браун, Шапиро и Шуберт (2009) изучали эффективность программы с пациентами подросткового возраста; участники сообщили о снижении симптоматики, связанной с тревогой, депрессией и соматическим дистрессом, в дополнение к повышению самооценки и улучшению сна.

Вероятность развития депрессии в подростковом возрасте в настоящее время возрастает, а возраст начала заболевания снижается . Был проведен ряд исследований, которые подтверждают использование ОВ в лечении тревоги и депрессии. Семпл, Ли, Роза и Миллер (2010) обнаружили значительное снижение уровня тревожности у участников с клиническим уровнем тревожности на предварительном тестировании. Ли, Семпл, Роза и Миллер (2008) сообщают, что является приемлемым и осуществимым вмешательством, которое демонстрирует большой потенциал в лечении интернализационных и экстернализационных симптомов. Наконец, они нашли некоторые доказательства того, что методы, основанные на ОВ, приемлемы и потенциально полезны для тревожных детей.

Осознанность и регулирование эмоций

Шонерт-Райхль и Лоулор (2010) исследовали разработанную учителем программу, основанную на внимательности, включающую 10 теоретических занятий и практику техник ОВ три раза в день. В целом, наблюдалось значительное увеличение баллов по самоотчету о показателях оптимизма и положительных эмоций. Отчеты учителей показали улучшение социальной и эмоциональной компетентности детей в группе вмешательства и снижение агрессии и деструктивного поведения.

Уолл (2005) в небольшом исследовании разработал программу обучения ОВ и тай-чи в школе для 11-13-летних подростков в США, и результаты суммировались в воспринимаемых преимуществах, таких как повышение благополучия, спокойствие, расслабление, улучшение качества сна, снижение реактивности, повышение заботы о себе, самосознание и чувство связи с природой. Программы на основе ОВ могут быть очень полезным инструментом для повышения способности к эмоциональной модуляции и снижения стресса у студентов с высокими академическими требованиями.

Осознанность и внимательность и синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

Психологи в 2008 г изучали влияние тренинга медитации осознанности на симптомы СДВГ у подростков. Участники сообщили о снижении симптомов СДВГ и высокой удовлетворенности тренингом .

Участники исследования Бёгельса, Хугстада, ван Дана, де Шуттера и Рестифо (2008), использовавшие программу ОВ в качестве интервенции с молодыми людьми с различными экстернализирующими поведенческими расстройствами, сообщили о похожих результатах. Одним из недостатков вмешательства для подростков, пожелавших принять в нем участие, было то, что оно мешало их внешкольной деятельности, что позволяет предположить, что его реализация в рамках школьной программы может повысить его приемлемость и осуществимость .

Развитие личности

Еще несколько лет назад педагогика была ориентирована на приобретение таких навыков, как логическое мышление, количественный анализ и использование технологий, но теперь, чтобы создать более компетентных граждан, преданных обществу, необходимо расширить компетенции педагога в сторону областей, которые можно сгруппировать в рамках концепции развития личности.

Осознанность и творчество

Согласно Остафину и Кассману (2012), пониманию2 при решении проблем мешают автоматизированные вербально-концептуальные процессы, в то время как тренинг осознанности направлен на осознание, что подразумевает уменьшение влияния привычных вербальных/концептуальных процессов на интерпретацию текущего опыта, что может облегчить понимание проблем. Эта гипотеза была изучена в ходе двух исследований.

Участники обоих исследований заполнили тест на определение характерного внимания и ряд задач на понимание и не понимание. Кроме того, участники исследования 2 заполнили показатели позитивного аффекта и тренинга ОВ или контроля.

Результаты показали, что:

  • Черта ОВ лучше всего предсказывает решение проблем, связанных с инсайтом, но не решение проблем, не связанных с инсайтом (в обоих исследованиях).
  • Эта связь сохраняется и при контроле положительного аффекта,
  • Тренировка ОВ улучшает решение задач на понимание, но не решение обычных задач (не связанных с пониманием).
  • Это улучшение частично опосредовано состоянием осознанности. Эти результаты являются первым свидетельством прямой связи между ОВ и креативностью.

Осознанность и социальные навыки

Полная настройка на собственные эмоции и мысли также создает настройку на других, повышает способность к эмпатии и альтруизму.

Осознанность и внимательность не только поощряет практику к увеличению позитивных межличностных состояний, но и благодаря своему подходу позволяет по-другому взглянуть на разрешение конфликтов, поскольку работа, выполняемая на тренинге ОВ, усиливает чувство близости и принадлежности .

В исследовании, проведенном Тлочински и Тантриэлла (1998) на выборке из 75 студентов, сообщивших о тревожных и депрессивных симптомах, было замечено, что релаксационный и осознанность и внимательность-тренинг снизили тревожность и депрессивные симптомы, но только осознанность и внимательность-тренинг дал значительный результат по качеству межличностных отношений.

Карсон, Карсон, Гил и Баукам (2004) показывают, что программы, основанные на осознанность и внимательность, также показывают положительные результаты в этом аспекте. Кроме того, недавние исследования показали, что черта ОВ предсказывает чувство межличностной близости и близости , а также более адаптивные реакции на социальный стресс .

Поскольку было показано, что практика медитации увеличивает черту осознанность и внимательность , приведенные выше результаты подтверждают утверждение, что медитация может помочь улучшить межличностные отношения.

Внимательность и эмпатия

Несколько исследований показывают, что осознанность и внимательность способствует развитию эмпатии. Например, в исследовании со студентами-медиками и врачами, которые участвовали в восьминедельной программе, было обнаружено, что группа, прошедшая обучение, сообщила о значительно более высоком уровне эмпатии, чем контрольная группа .

Качественное исследование опытных медитирующих терапевтов показало, что, по их мнению, медитация помогает им развивать эмпатию по отношению к клиентам . Студенты, участвовавшие в программе, основанной на осознанность и внимательность-технологиях, продемонстрировали значительные изменения в повышении уровня эмпатии к другим людям по сравнению с контрольной группой.

Это исследование также показало, что рост внимательности коррелирует с ростом эмпатии (Шапиро и Браун, 2007). Потенциальные преимущества интеграции обучения на основе осознанности в школьный контекст значительны с точки зрения воздействия на когнитивную, эмоциональную, межличностную и духовную сферы. Приведенные здесь исследования показывают, что практика, основанная на осознанности, может положительно влиять на успеваемость, психологическое благополучие, самооценку и социальные навыки у детей и подростков.

Несмотря на растущий объем исследований, подтверждающих эти выводы, существуют огромные возможности для будущих хорошо спланированных исследований, которые помогут педагогам интегрировать практику ОВ в образование.

Резюме о пользе осознанности и внимательности для студенческого коллектива

По мнению Гринланда (2010), внедрение практики Миндфулнесс в класс, где находятся дети, подростки, учителя и члены семьи, может произвести революцию в мире, каким мы его знаем. Существует множество образовательных систем, которые учат нас тому, что остается с нами на всю жизнь, но применить эти знания и навыки в сложных ситуациях и кризисах очень сложно, если только мы не:

  • Мы четко воспринимаем внутренний и внешний опыт.
  • Мы умеем терпеть эмоциональный дискомфорт, который возникает при наблюдении за нашим кризисом.
  • Мы можем сострадательно и доброжелательно относиться к себе и другим.

Когда дети или взрослые разовьют эти три способности, благодаря практике осознанность и внимательность, эмоционального баланса и сострадания, они смогут изменить себя и улучшить мир, превратив его в пространство сотрудничества, инклюзивности, мира и любви. (Гренландия, 2010).

Ключи к реализации программы осознанности и внимательности для студентов

В заключение этого раздела мы привели сводную таблицу (в информационных целях) основных ключевых моментов, которые следует учитывать перед внедрением ОВ-программы в образовательном центре. Хотя это выходит за рамки данного исследования, мы считаем, что оно может послужить руководством для тех, кто хочет глубже погрузиться в эту захватывающую область исследований.

Выводы

Интервенции для детей на основе ОВ не сложны в реализации, адаптируемы к широкому спектру контекстов, увлекательны, нравятся как ученикам, так и учителям и не имеют «побочных эффектов». Их внедрение обходится относительно недорого, они дают довольно быстрый эффект, могут вписываться в самые разные контексты и являются приятными и цивилизующими как для учеников, так и для учителей. Вмешательства на основе ОВ могут быть жизнеспособным и эффективным методом формирования жизнестойкости у детей и молодых людей и лечения заболеваний в клинических группах.

Однако к энтузиазму по продвижению таких практик следует относиться с осторожностью, учитывая все еще ограниченное количество имеющихся доказательств в их поддержку.

Эти созерцательные вмешательства представляют собой возможность культивировать позитивные привычки ума и тела и способствовать здоровью и благополучию детей и молодых людей в наших школах, но для определения подходящих методов и их конкретной эффективности необходимо провести гораздо больше исследований. Предыдущие исследования, как мы видели в предыдущих разделах, показывают, что медитация связана с благоприятными результатами для детей и молодых людей.

ОВ-интервенции могут улучшить физическое, социальное, эмоциональное и психическое здоровье и благополучие молодых людей, которые в них участвуют, и было показано, что они помогают снизить стресс, тревожность, реактивность и плохое поведение, улучшить сон и самооценку, добиться большего спокойствия, расслабления, способности управлять эмоциями, осознанности и эмпатии, но в целом ограниченное качество исследований ограничивает выводы, которые можно сделать. Для получения более достоверной информации о конкретных преимуществах и процессах, происходящих в этой перспективной области ОВ, необходимы хорошо спланированные экспериментальные исследования.