Стиль данной работы заключается в оценке распространенности стиля терапевта в процессе психотерапии. Мы определяем понятие стиля терапевта как привычные паттерны, уникальные для каждого человека, которые связаны с его взглядом на себя и мир, его убеждениями, жизненным опытом, эволюционным моментом, который он переживает, социально-экономическим положением и его аффективным стилем. Большое сходство в системе убеждений между пациентом и терапевтом может вызвать застой в лечении, а также диссонанс может привести к отказу от лечения.

В  статье мы подробно рассказываем о том, как проявляется влияние «Я» терапевта в терапевтическом процессе.

психология

Как лучше всего работает терапевт

Важно, чтобы у терапевта было место для супервизии и обучения для решения следующих вопросов:

  1. Расширять свои теоретические знания, приобретать и укреплять теоретическую базу, необходимую для определения и направления терапевтического процесса.
  2. Приобрести широкий спектр возможных техник для применения в психотерапии.
  3. Развивать внутренние навыки, позволяющие им использовать свой личный опыт и противостоять дисфункциональным убеждениям, которые препятствуют их работе.
  4. Способность взаимодействовать и координировать свои собственные терапевтические усилия и усилия других специалистов — врачей, юристов, психопедагогов — для того, чтобы иметь широкое и целостное видение пациента.

Способность адекватно работать над этими моментами обеспечивает терапевта большим репертуаром ресурсов и способствует более гибкому и творческому поведению.

В какой степени терапевт, страдающий от тяжелой депрессии, может быть эффективен в своей терапевтической работе; как повлияет на еврейского терапевта лечение пациента с нацистскими идеями; возможно ли терапевту с принципами и ценностями справедливости лечить убийцу; возможно ли терапевту с принципами и ценностями справедливости лечить убийцу; возможно ли терапевту с принципами и ценностями справедливости лечить убийцу? Короче говоря, может ли терапевт заботиться о пациенте с убеждениями, сильно отличающимися от его собственных?

Как собственные переживания терапевта влияют на терапию

Мы также можем задаться вопросом о влиянии на результаты лечения, если терапевт страдал от расстройства, схожего с расстройством своего пациента, и сумел преодолеть его. Рассмотрим, например, случай бывшего наркомана, который координирует терапевтические группы с людьми, страдающими от зависимости; повышает ли этот факт доверие пациентов к своему терапевту?

Далее мы попытаемся связать этот вид вопроса с личностью, или самостью, терапевта, используя вклад авторов из различных теоретических течений, которые исследовали эту тему, чтобы интегрировать их идеи в разработку данной работы.

Согласно концепции Фернандеса Альвареса (1996), можно представить «стиль» терапевта как постоянный, привычный и уникальный способ существования каждого субъекта, который включает в себя ряд факторов, таких как: его идеи, убеждения, жизненная ситуация, жизненный опыт, межличностные отношения в целом, социально-экономическое положение, социальная среда, аффективный стиль, религия, эмоциональные и когнитивные процессы, собственная история, мировоззрение, гибкость и т.д.

Во всех психотерапевтических подходах есть общий элемент, поскольку терапия познается людьми, а терапевтические отношения, как связь между пациентом и терапевтом, являются связующим звеном для достижения поставленных целей.

В целом, в терапевтическом сообществе существует выраженная тенденция помещать, придерживаться и в некоторых случаях принимать определенные психологические течения как догму, действуя как препятствие для регенерации других возможных подходов и/или альтернатив для понимания и помощи пациентам в облегчении их страданий.

Несомненно, чем основательнее теоретические знания, тем шире диапазон техник, с которыми может работать терапевт, и чем лучше он/она распознает, что происходит с пациентом, тем более точные вмешательства могут быть осуществлены.

Однако мы должны подчеркнуть ведущую роль, которую играет личный стиль терапевта в терапевтическом процессе, поскольку, как было продемонстрировано в ходе тщательных исследований, он имеет высокую частоту встречаемости в этом процессе. Все это приводит нас к мысли, что самым важным инструментом психотерапии является личность терапевта, как сказал Садир (1958 P.63).

Основываясь на своих исследованиях, Франк (1985) перечисляет ряд факторов, которые приводят к успеху в психотерапии:

  • Способность пациента чувствовать себя понятым в атмосфере доверия и надежды;
  • Качество связи между пациентом и терапевтом.
  • Приобретение новой информации, что позволяет расширить возможности обучения;
  • Эмоциональная активация (где эмпатия, принятие и подлинность — характеристики терапевта, сопровождающие этот процесс);
  • Повышение чувства мастерства и самодостаточности.

С одной стороны, очевидно, что пациенты добиваются лучших результатов, если с самого начала доверяют психотерапевту, а с другой стороны, очень важно, чтобы психотерапевт мог гармонизировать эмпатически, ставя себя на место пациента, в его систему координат, в его культуру, в его обычаи, его убеждения, его ценности, его способ восприятия мира, устанавливая с ним гармонию на вербальном и невербальном уровне.

Бойтлер (1995) также продемонстрировал в своем исследовании, что личность терапевта в восемь раз более влиятельна, чем его теоретическая ориентация и/или использование конкретных терапевтических техник.

Барингольц (1992 B) интенсивно развил эту тему, поставив следующие вопросы: что определяет, что некоторые пациенты вызывают у терапевтов разное поведение, эмоции и мысли? Почему профессионалы чувствуют себя более комфортно с одними пациентами, чем с другими? Ответы на эти вопросы связаны с парадигмой психотерапевтов и их личным стилем.

В то же время стоит задаться вопросом, не приведет ли это, поскольку по-прежнему существует сильное совпадение в когнитивных стилях пациентов и терапевтов, к застою в психотерапии.

В этой связи Барингольц (1992 a) утверждает: «значительный консонанс между системами убеждений терапевта и пациента, или высокая степень взаимодополняемости между ними, приводит к застою в лечении, а значительный диссонанс приводит к отсутствию эмпатии, отвержению, раздражительности и частому прекращению лечения».

В качестве примера можно привести терапевта с высокими требованиями, который занимается пациентом с перфекционистскими представлениями о том, как нужно работать; может ли это привести к застою в терапевтическом процессе? Учитывая, что у обоих будет одинаковое представление о том, как работать, будет ли терапевту сложнее сделать идеи пациента более гибкими и генерировать альтернативы, или это может быть возможностью для терапевта пересмотреть свои собственные идеи и таким образом побудить его расти и меняться вместе с пациентом?

Исследование Орлински, Грау, Паркса (1994) показало, что в 66% рассмотренных случаев терапевтическая связь была сильно связана с успехом терапии, а вклад терапевта в эту связь был связан с успехом в 53% рассмотренных случаев. Аспекты вклада терапевта в эффективность лечения включают его способность: концептуализировать случай, выбирать соответствующие стратегии лечения и осуществлять их в нужное время, производить ассертивные вмешательства в планы лечения, соответствующие его теоретической ориентации. Мы подчеркиваем важность того, чтобы терапевт чувствовал себя комфортно и был уверен в своей системе координат и технике, которую он использует.

Другие исследования, посвященные «Я» терапевта в терапевтическом процессе

Другие исследования, такие как Уильямс и Шамблесс (1990), продемонстрировали лучшие результаты в терапевтическом процессе, когда пациенты воспринимают своих терапевтов с высоким уровнем доверия.

С точки зрения Дж. Боулби (1989), терапевтические отношения определяются не только историей пациента, но и подчеркивают историю терапевта, который должен осознавать свой собственный вклад в отношения, чтобы действовать в построении надежной связи привязанности. В широком смысле теория привязанности основана на предпосылке о врожденной тенденции, присущей человеческой природе, устанавливать эмоционально близкие связи с другими людьми, тенденции, которая позже оформляется как поведение привязанности и поддерживается и сохраняется на протяжении всей жизни. Установление таких эмоциональных связей направлено на поиск защиты, комфорта и поддержки со стороны другого человека, который должен быть подателем такой заботы. Хотя существует множество возможных комбинаций между различными типами привязанности, терапевт должен уметь обнаружить их и ввести в терапевтическую работу. Следует отметить, что трудно добиться успешного представления, если объект собственных изысканий ранее не подвергался опыту. Это означает, что предыдущей и текущей задачей терапевта является пересмотр собственных отношений привязанности, в то время как эмоциональное общение с пациентом будет играть решающую роль в терапевтической работе по реструктуризации оперантных моделей пациента. Поэтому отметим, что и личностные, и теоретико-технические аспекты должны быть интегрированы, чтобы стать условиями возможности для терапевтической работы.

С точки зрения когнитивного подхода, Бек (1983) предлагает важность связи принятия, эмпатии и подлинности. Бек определяет принятие как «искреннюю заботу и интерес к пациенту, которые могут способствовать исправлению определенных негативных когнитивных искажений, которые пациент привносит в терапевтические отношения», и добавляет, что определяющим фактором является не фактическое принятие, а восприятие пациентом принятия своего терапевта. Люди с большей вероятностью будут сотрудничать, если почувствуют, что их убеждения и чувства понимают и уважают. Этот автор определяет эмпатию как «лучший способ для терапевта войти в мир пациента, видеть и переживать жизнь так, как это делает пациент». Это облегчает проявление чувств и когниций со стороны пациента и, следовательно, благоприятствует терапевтическому сотрудничеству. Наконец, Бек постулирует аутентичность как важнейший элемент терапевтических отношений, который должен сопровождаться способностью донести искренность до пациента. Одним словом, этот автор подчеркивает доверие, раппорт и сотрудничество в терапевтическом взаимодействии.

В отношении подготовки терапевта мы находим материалы различных авторов, представляющие интерес для обогащения профессиональной практики и позволяющие получить с ее помощью более надежные результаты.

Психоанализ был первым подходом, который включил в свою профессиональную подготовку необходимость процесса самопознания личности терапевта, подчеркнул отношения пациент-терапевт как средство лечения, установил необходимость дидактического анализа для терапевтов.

Фрейд (1933) теоретизировал о переносе и контрпереносе. Он понимает контрперенос как «бессознательные чувства», связанные с неразрешенными невротическими комплексами аналитика. Первоначально для Фрейда решением проблемы контрпереноса был анализ. В этом смысле Фрейд пересмотрел требование самоанализа как непрерывного процесса работы над собой для аналитиков.

И филадельфийская программа обучения семейной терапии (Гарри Апонте), и программа, разработанная Джоан Винтер (обе представляют системную перспективу), согласны с тем, что терапевт наиболее эффективен, когда он использует себя для того, чтобы вызвать эволюцию как своего пациента, так и себя самого. Сатир (1985, с.3) предлагает три основные цели:

  • Раскрытие терапевту источника его или ее старых знаний и мировоззрения.
  • Развитие знаний терапевта о своих родителях как личностях, выходящих за рамки роли родителей.
  • Помочь терапевту выработать свои взгляды и определить себя.

«Решение терапевта сосредоточиться на своей личной жизни или терапевтической работе может быть различным, но предполагается, что в период обучения он должен изучить обе сферы, поскольку как внутренние, так и внешние навыки, а также теоретическая и совместная компетентность играют важную роль в создании компетентных профессионалов» (Satir, 1972).

В программе обучения под названием «личность и практика терапевта» подчеркиваются четыре основных условия, которые необходимы клиническому терапевту для достижения положительного терапевтического результата (Winter, 1982 P 4). К ним относятся:

  • Внешние возможности, фактическое техническое поведение, используемое терапевтом при проведении терапии.
  • Внутренние навыки, такие как интеграция собственного опыта терапевта, чтобы стать полезным терапевтическим инструментом.
  • Теоретический потенциал, или приобретение теоретических моделей и рамок, необходимых для определения и направления терапевтического процесса.
  • Способность к сотрудничеству, или способность координировать собственные терапевтические усилия с усилиями других специалистов или агентов, включая клиницистов, учителей, юристов, других терапевтов и т.д.

Хотя все представленные условия являются фундаментальными, учитывая ограничения, которыми мы располагаем при расширении данной работы, мы сосредоточим наше внимание на личности терапевта и терапевтических отношениях, которые мы понимаем как фундаментальные переменные терапевтического процесса.

Предложение Галлахера (1992 b) с когнитивной точки зрения, разработанное Сарой Барингольц, представляет собой групповой тренинг, основанный на терапевтической супервизии. Обучение с помощью группового устройства способствует развертыванию различных перспектив и точек зрения на представленные проблемы, достигая усиленного и обогащенного видения парадигмы как пациента, так и терапевта. Кроме того, он действует как пространство сдерживания и поддержки для терапевтов, благоприятствуя отношениям между пациентом и терапевтом. Они являются супервизорскими, поскольку проблемы пациента анализируются и разрабатываются стратегии для их решения. Наконец, они являются терапевтическими, поскольку анализируется система убеждений терапевта и его взаимодействие с пациентом, стремясь сделать их более гибкими, позволяя выявить дисфункциональные схемы и убеждения терапевта, которые могут препятствовать развитию терапии.

В качестве примера можно привести случай, когда терапевт недавно принимал семью, чей идентифицированный пациент испытывал ряд трудностей в социальной сфере. Через 2 недели мать сказала психологу, что не видит особых изменений и не знает, что делать с сыном; для нее «все было неправильно». Столкнувшись с этим вопросом, терапевт спрашивает себя: «Почему мне не удается добиться серьезных изменений? Потому ли, что я плохой профессионал? Совершил ли я ошибку в своей профессии? Столкнувшись с этими вопросами, в терапевтической супервизионной группе была предпринята попытка преодолеть эти когнитивные искажения: путем постановки под сомнение доказательств: Что заставляет вас думать, что вы не хороши как профессионал на основании одного пациента? Для кого изменения большие, а для кого маленькие? путем переатрибуции: Может быть, ожидания матери были слишком амбициозными? Может быть, эта дама, ожидая больших изменений, не может увидеть те, которые, хотя и маленькие, все еще важны? изучение альтернативных вариантов: является ли утверждение каждого пациента, что он ожидает чего-то лучшего, неудачей с моей (терапевта) стороны? Только ли со мной?

Это позволило терапевту изучить и проанализировать свои когнитивные искажения, что привело ее к более широкому взгляду на ситуацию, что оказало значительное влияние на развитие терапевтического процесса. «Группа терапевтической супервизии — это путь к обогащению личного смысла терапевта, открывается рефлексивно-жизненное пространство, в котором терапевты находят место, отличное от индивидуальной супервизии, включая место собственного анализа, осознания собственных дисфункциональных убеждений и связи с непризнанными эмоциями, что позволяет им расти как профессионально, так и индивидуально (Baringoltz 1992b).

Фейшас и Миро отмечают, что концепция терапевтического процесса во многом зависит от принятой психотерапевтической модели. Конструкции пациента и терапевта конфигурируют значения, которые способствуют, препятствуют или останавливают изменения. Minuchin (1986, P.23), исходя из системной перспективы, утверждает, что есть много семейных терапевтов, которые, несмотря на использование великолепных интервенций, являются неправильными, когда они не связаны с пониманием и основными потребностями семьи.

По мнению Ламберта (1989), «психотерапевт является важным фактором в процессе и результатах психотерапии, влияние психотерапевта остается значительным даже в тех исследованиях, где профессионалы были отобраны, обучены, контролировались и отслеживались, чтобы минимизировать различия в их практике».

Резюме

Подводя итог, можно сказать, что в основном обучение требует практической теоретической подготовки, поскольку теория обеспечивает основу для понимания уникальных способов обработки информации каждым пациентом и направляет операции по изменению с помощью различных техник. Однако преувеличенный контроль и догматизм терапевта также рассматриваются как разрушающие его гибкость и предсказывающие плохие результаты. Напротив, более гибкое и открытое отношение связано с положительными результатами в психотерапии.

Следовательно, личность терапевта вовлечена в связь и реакцию на изменение, поэтому необходимо работать над клиническим материалом в супервизиях, посещать атенеумы, конференции, конгрессы и т.д. Барингольц (1992c) говорит, что «принципиально важно сосредоточиться на характеристиках когнитивного чувства терапевта, которые действуют в переплетении собственных убеждений терапевта с убеждениями пациентов».

Учитывая, что терапевт в целом берет на себя обязательства по психотерапевтической работе, его терапевтическим инструментом является его собственная личность, очень важно, чтобы у него было пространство для работы в команде, где он чувствует себя сдержанным и сопровождаемым, работая над своей личностью как терапевта и личностью своих коллег. Аналогичным образом, немаловажное значение имеет наличие мест для отдыха, развлечений и применения юмора, которые способствуют расслаблению и большей эффективности в терапевтической работе.

Наконец, важно, чтобы терапевт имел творческую подготовку, включая наблюдение за собой и своими внутренними переживаниями.

Наконец, из-за всех вопросов, поднятых выше, мы решили сосредоточить эту работу на терапевте. Мы считаем, что, несмотря на большое количество исследований на эту тему, еще многое предстоит сделать.