Парадигма, основанная на единственном типе интеллекта, была оставлена много лет назад. Было замечено, что более традиционная модель интеллекта измеряет только некоторые логико-математические способности, и что многие люди способны правильно функционировать и адаптироваться к жизненным обстоятельствам без необходимости иметь такой развитый интеллект.

Модель множественных интеллектов, предложенная Говардом Гарднером в 1983 году, утверждает, что существуют различные вилы интеллекта и что каждый человек развивает те из них, которые лучше всего подходят ему или ей. Будь то развитие музыкального, телесного, межличностного, натуралистического или логико-математического интеллекта, каждый человек обладает высоким потенциалом для выделения и усиления того или иного вида интеллекта. В следующей статье мы поговорим о видах множественного интеллекта и теории Говарда Гарднера.

психология

Теория множественного интеллекта: определение и краткое содержание книги

Доктор Говард Гарднер, директор проекта «Ноль» и профессор психологии и педагогических наук Гарвардского университета, предложил свою теорию множественных интеллектов в 1993 году. Благодаря этой теории доктор Гарднер пришел к выводу, что интеллект не является чем-то врожденным и фиксированным, доминирующим над всеми навыками и способностями к решению проблем, которыми обладает человек. Он установил, что интеллект находится в различных областях мозга, взаимосвязанных друг с другом, и что они могут работать и по отдельности, обладая свойством интенсивно развиваться, если они находят среду, которая предлагает необходимые для этого условия.

История множественного интеллекта восходит к книге Говарда Гарднера «Структуры разума». Он вводит концепцию множественного интеллекта, ставя следующую проблему:

Маленькая девочка проводит час с экзаменатором, который задает ей вопросы для оценки ее интеллекта: «Кто открыл Америку?», «Что значит преувеличенный?» или о ее способности запоминать числа: «Закончите следующую последовательность: 1, 1, 2, 3, 5, 8» (…) Через час экзаменатор оценивает ответы и выводит число: коэффициент интеллекта или IQ. Это число может быть ужасно определяющим для самооценки и самоощущения ребенка, поэтому значение, которое мы придаем IQ, не совсем уместно.

Что если мы рассмотрим более широкий и разнообразный взгляд на интеллект?

Подумайте о тех, кто, возможно, не может по памяти пересказать конспект по литературе, но способен выйти из неловкой ситуации, используя смекалку и быстроту мышления. Или дети, которые с трудом решают уравнения, но без проблем проходят физические тесты высокого уровня. Как мы можем определить так много типов интеллекта?

Определение множественного интеллекта

Мы определяем множественный интеллект как восемь когнитивных способностей, которыми мы все обладаем в той или иной степени. Эти способности относительно автономны и были определены на основе изучения умственных способностей, выявленных в результате изучения конкретных случаев (таких, как примеры, которые мы определили выше). Различные виды интеллекта могут быть развиты посредством практики и усиления, поэтому они не являются полностью врожденными, человеческий потенциал играет очень важную роль в развитии множественного интеллекта, согласно Гарднеру.

Виды множественного интеллекта и примеры согласно Гарднеру

В издании 1983 года книги «Множественные интеллекты» Гарднер утверждает существование семи видов интеллекта, однако сегодня мы можем перечислить восемь видов интеллекта, согласно Говарду Гарднеру.

Давайте рассмотрим каждый из этих множественных интеллектов на примерах:

1. Лингвистико-вербальный интеллект

Вербальный интеллект — это то, что можно наблюдать у людей, способных выражать, понимать и развивать сложные вербальные сообщения. Благодаря лингвистическому интеллекту нам легче учить новые языки; такие зоны мозга, как зона Брока и зона Вернике (отвечающие за производство и понимание языка), обычно в таких случаях более развиты.

Это способность эффективно использовать слова, манипулируя структурой или синтаксисом языка, фонетикой, семантикой и его практическими аспектами. Мы можем обнаружить этот вид интеллекта у детей, которые любят сочинять истории, читать, играть с рифмами, скороговорками, а также у тех, кто легко учит другие языки.

2. Физико-кинестетический интеллект

Это способность использовать собственное тело для выражения идей и чувств, его особенности координации, баланса, ловкости, силы, гибкости и скорости, а также проприоцептивные и тактильные.

Он проявляется у детей, которые преуспевают в спортивной деятельности, танцах, языке тела и/или строительных работах с использованием различных бетонных материалов. Это также наблюдается у тех, кто умеет играть на инструментах.

3. Логико-математический интеллект

Это способность эффективно работать с числами, отношениями и логическими схемами, а также другими подобными функциями и абстракциями.

Дети, у которых развит этот интеллект, могут легко анализировать подходы и проблемы. Они с энтузиазмом подходят к численным расчетам, статистике и бюджетированию.

4. Пространственный интеллект

Это способность с уверенностью оценивать визуальный и пространственный образ, представлять идеи графически, осознавать цвет, линию, форму, фигуру, пространство и их взаимосвязь.

Именно у детей лучше всего получается учиться с помощью графиков, диаграмм, схем. Они любят составлять концептуальные и ментальные карты. Они прекрасно понимают планы и эскизы.

5. Музыкальный интеллект

Это способность воспринимать, различать, преобразовывать и выражать ритм, тембр и тон музыкальных звуков.

Детей с музыкальным интеллектом привлекают звуки природы и всевозможные мелодии. Им нравится повторять ритм ногами, ритмично постукивать или трясти предмет.

6. Межличностный интеллект

Это способность различать и воспринимать эмоциональные состояния и межличностные сигналы других людей, а также эффективно реагировать на них практическими способами.

Им обладают дети, которым нравится работать в группах, которые убедительны в переговорах со сверстниками и старшими, которые понимают своих сверстников.

7. Внутриличностный интеллект

Это способность к самоанализу и последовательным действиям на основе этих знаний, точное представление о себе, способность к самодисциплине, пониманию и самоуважению.

Об этом свидетельствуют дети, которые размышляют, правильно мыслят и часто являются советчиками для своих родителей. Говард Гарднер использует пример аутичного ребенка для иллюстрации этого вида ослабленного интеллекта: «Ребенок может быть не в состоянии обратиться к самому себе. В то же время он часто проявляет необычные способности в музыкальной, пространственной или механической областях».

8. Натуралистический интеллект

Последним дополнением к списку множественных интеллектов является натуралистический интеллект (добавлен в издании 1995 года)[2]. Это определяется как способность различать, классифицировать и использовать элементы окружающей среды, предметы, животных или растения. Будь то город, пригород или сельская местность. Она включает в себя навыки наблюдения, экспериментирования, размышления и постановки вопросов о нашем окружении.

Она возникает у детей, которые любят животных, растения; которые распознают и любят исследовать особенности природного и рукотворного мира.

Множественные интеллекты в классе: мероприятия для образования

С помощью Говарда Гарднера педагог и писатель Томас Армстронг решил применить теорию множественного интеллекта в сфере образования, написав в 1999 году свою знаменитую книгу  «Множественный интеллект в классе».

В этой книге Армстронг предлагает изучить и описать интеллект учащихся, чтобы иметь возможность развивать множественный интеллект в классе. Тот же педагог признает, что разработать профиль множественного интеллекта непросто, но он предлагает серию утверждений для каждого типа интеллекта, чтобы мы могли правильно классифицировать детей в зависимости от того, идентифицируют они себя с этими утверждениями или нет.

Множественный интеллект и стратегии преподавания

Для того чтобы способствовать развитию личности и человеческого потенциала студентов, важно применять стратегию обучения к каждому студенту в соответствии с типом интеллекта, над которым мы хотим работать. Например, если мы хотим развить пространственный интеллект, мы можем использовать следующую динамику:

  • Визуализация
  • Цветные знаки
  • Графические метафоры
  • Наброски идей
  • Графические символы

С другой стороны, если мы хотим развивать межличностный интеллект, то стратегии обучения будут следующими:

  • Совместное использование со сверстниками
  • Создание кооперативных групп
  • Настольные игры
  • Ролевые игры со сверстниками

Сегодня мы говорим об интегральном развитии ребенка, то есть о том, что оно включает в себя все аспекты развития (физическое, сексуальное, когнитивное, социальное, моральное, языковое, эмоциональное и т.д.), на чем основана теория развития множественных интеллектов.

Есть два ключевых типа экстремального опыта в развитии интеллекта, которые важно принимать во внимание: кристаллизующий опыт и парализующий опыт.

  • Первые, кристаллизующие переживания, являются вехами в личной истории, ключевыми для развития талантов и навыков у отдельных людей. Часто эти события происходят в раннем детстве. Этот опыт — то, что зажигает искру интеллекта и инициирует его развитие к зрелости.
  • С другой стороны, парализующие переживания существуют как противоположность предыдущим, они относятся к тем переживаниям, которые блокируют развитие интеллекта, они полны негативных эмоций, способны замедлить нормальное развитие интеллекта. Чувства страха, стыда, вины, ненависти препятствуют интеллектуальному росту. Поэтому вполне вероятно, что после такого опыта ребенок может решить больше не подходить к музыкальному инструменту или не рисовать, потому что он решил, что «он не знает, как это делается».

Виды обучения в психологии

Мероприятия по развитию множественных интеллектов

Теория множественного интеллекта Говарда Гарднера оказала влияние на тех, кто так или иначе вовлечен в процесс преподавания и обучения. Во многих городах США, Пуэрто-Рико, Филиппин, Сингапура, а также в Европе появились школы, где проводятся мероприятия, направленные на развитие различных интеллектов, которыми обладает человек.

Насколько велики наши интеллектуальные возможности, насколько велика наша способность к развитию. Однако, когда мы анализируем программы обучения, которые преподаются во многих учебных заведениях и которым вынуждены следовать ученики, дети, мы видим, что они ограничиваются концентрацией на преобладании лингвистического и математического интеллекта, придавая минимальное значение другим возможностям познания. По этой причине многие ученики, не преуспевающие в традиционном академическом интеллекте, не получают признания, их вклад в культурную и социальную сферу размывается, а некоторые считают себя неудачниками, в то время как на самом деле их таланты подавляются.

Из того, что было описано выше, мы знаем, что не существует общего интеллекта, который растет или стагнирует, а скорее существует множество аспектов интеллекта, некоторые из которых гораздо более чувствительны, чем другие, к изменению соответствующих стимулов.

Классы с множественным интеллектом

Уже говорят о «школах с множественным интеллектом», где ученики учатся и становятся интеллектуально сильнее благодаря учебной программе, в которой вместо того, чтобы делать акцент на обучении всех интеллектов, школы делают акцент на обучении «для» интеллекта. Студенты мотивированы на достижение целей, которые они поставили перед собой.

Учителя разрабатывают стратегии обучения, которые учитывают различные возможности ребенка в приобретении знаний. Если ребенок не понимает с помощью интеллекта, который выбран для его информирования, считают, что есть еще как минимум семь способов, которые можно попробовать.

Родители активно участвуют в планировании мероприятий, которые помогают обогатить учебную программу, посещают собрания, где обсуждается прогресс их детей, а дома стимулируют, понимают и поощряют своих детей в развитии их способностей.

Таким образом, теория множественного интеллекта открывает путь к отказу от старых парадигм обучения.

Множественные интеллекты: ТЕСТ

Далее мы предлагаем вам альтернативные варианты, чтобы вы могли измерить другие аспекты и умственные способности, связанные с теорией множественного интеллекта Говарда Гарднера:

  • Чтобы выяснить, какой квадрант преобладает в вашем мозге, мы предлагаем тест на доминирование мозга.
  • Чтобы узнать свой умственный возраст, мы предлагаем вам этот тест на умственный возраст.
  • Если вы хотите узнать свой IQ, вы можете пройти этот тест на интеллект.