Общение настолько важно, что оно может создать или разрушить отношения, имеет решающее значение для успеха и мгновенно отражает самооценку слушателей.
Ассертивное общение требует уважения, вселяет уверенность и внушает влияние. Это уважительный, прямой, честный, открытый, не угрожающий и не защищающий стиль общения. Он не является требовательным, агрессивным или манипулятивным. Общению учатся, и с практикой вы можете научиться общаться напористо, что повысит вашу самооценку, уверенность в себе и улучшит ваши отношения и профессиональную деятельность. В этой статье мы на примерах объясняем типы ассертивного общения, а также важность ассертивного общения как в семье, так и на работе.
Вас также может заинтересовать: Динамика ассертивного общения
Виды общения согласно психологии
Существует 4 основных вида общения:
Пассивное общение
это стиль, в котором люди выработали модель избегания выражения своих мнений или чувств, защиты своих прав, выявления и удовлетворения своих потребностей. Пассивное общение часто является следствием низкой самооценки. Эти люди считают: «Я не стою того, чтобы обо мне заботиться».
В результате пассивные люди не реагируют открыто на болезненные или провоцирующие гнев ситуации. Вместо этого они позволяют жалобам и раздражению накапливаться, обычно не замечая этого. Но как только они достигают своего обычно высокого порога терпимости к неприемлемому поведению, они склонны к взрывным вспышкам, которые обычно непропорциональны спровоцировавшему их инциденту. Однако после вспышки они чувствуют стыд, вину и растерянность, поэтому снова становятся пассивными.
Последствия пассивного общения заключаются в том, что эти люди часто:
- Они испытывают тревогу, потому что жизнь кажется им неподконтрольной.
- Они чувствуют себя подавленными, потому что чувствуют себя застрявшими и безнадежными.
- Чувствуют обиду (но не осознают этого), потому что их потребности не удовлетворяются
- Чувствуют себя растерянными, потому что не знают о своих чувствах
- Они не могут повзрослеть, потому что реальные проблемы никогда не решаются, у них часто есть проблемы эмоциональной незрелости.
Агрессивное общение
Стиль, при котором люди выражают свои чувства и мнения и отстаивают свои потребности таким образом, что нарушаются права других. Поэтому агрессивные коммуникаторы применяют словесное и/или физическое насилие. Агрессивное общение возникает из-за низкой самооценки (часто вызванной физическим и/или эмоциональным насилием в прошлом), незаживающих душевных ран и чувства бессилия.
Влияние агрессивной модели общения заключается в том, что человек с агрессивным общением склонен:
- Генерировать страх и ненависть в других
- Всегда обвиняют других, вместо того чтобы самим решать свои проблемы, и поэтому неспособны к взрослению.
Пассивно-агрессивное общение
Это стиль, при котором люди внешне выглядят пассивными, но на самом деле проявляют гнев тонким или косвенным образом.
Люди, которые развивают пассивно-агрессивную модель общения, обычно чувствуют себя бессильными, застрявшими и обиженными — другими словами, они чувствуют себя неспособными напрямую разобраться с источником своего недовольства. Вместо этого они выражают свой гнев, тонко подрывая объект (реальный или воображаемый) своего недовольства. Они улыбаются вам, расставляя вокруг вас ловушки.
Влияние пассивно-агрессивной модели общения заключается в том, что они:
- Они отстраняются от окружающих.
- Оставаться в ловушке бессилия.
Они выплескивают обиду, в то время как реальные проблемы никогда не решаются, поэтому они не могут повзрослеть.
Ассертивное общение
В отличие от этих типов общения, ассертивное общение — это стиль, при котором люди четко выражают свои мнения и чувства, решительно отстаивают свои права и потребности, не нарушая при этом прав других людей. Эти люди ценят себя, свое время, свои эмоциональные и физические потребности. Они также обладают высоким уровнем самопринятия и самоуважения.
Влияние ассертивной модели общения часто является:
- Создание уважительной среды для роста и взросления других людей.
- Чувствовать связь с другими людьми
- Чувство контроля над своей жизнью
- Они способны созревать, потому что решают вопросы и проблемы по мере их возникновения.
Характеристика видов коммуникации
Коммуникаторы часто пассивны:
- Не самоутверждаются
- Позволять другим намеренно или непреднамеренно нарушать свои права
- Не выражают свои чувства, потребности или мнения
- Склонны говорить тихо или извиняться
- Плохой зрительный контакт и сутулая поза тела
Агрессивные коммуникаторы часто
- Пытаться доминировать над другими
- использовать унижение для контроля над другими
- критиковать, обвинять или нападать на других
- очень импульсивны
Имеют низкую терпимость к разочарованиям - Говорите громким, требовательным и авторитарным голосом
- Действовать в угрожающей манере
- Плохо слушают
- Частое прерывание
- Иметь пронзительный зрительный контакт и властную позу
Пассивно-агрессивные коммуникаторы часто:
- бормотать про себя, вместо того чтобы противостоять человеку или проблеме
- испытывают трудности с распознаванием своего гнева
- Использовать мимику, которая не соответствует их чувствам, например, улыбаться, когда они сердиты
- Используйте сарказм
- Отрицать существование проблем
- Создавать видимость сотрудничества, но при этом намеренно делать то, что раздражает и беспокоит
- Используйте тонкий шантаж, чтобы добиться своего
Ассертивные коммуникаторы:
- Выражать потребности, чувства и желания в ясной, уместной и уважительной манере.
- Проявлять уважение к другим
- Хорошо слушайте без полного отключения
- Чувствовать себя хозяином положения
- Иметь хороший зрительный контакт
- Говорите спокойным и ясным тоном
- Примите расслабленную позу тела
- Чувствовать себя компетентным
- Они не позволяют другим злоупотреблять или манипулировать ими.
Узнайте больше о характеристиках ассертивного и неассертивного человека здесь.
Примеры ассертивного общения
Чтобы привести правильный пример ассертивного общения, давайте представим себе воображаемую ситуацию, в которой завязывается диалог.
Например, допустим, наш партнер не постирал белье, хотя мы несколько раз говорили ему об этом. Как бы мы решили эту проблему с помощью ассертивного общения?
- Если мы злимся, кричим на партнера и увлекаемся гневом, мы общаемся агрессивно.
- Если мы ничего не скажем из страха и позволим этому повториться, наше общение будет довольно пассивным.
- С другой стороны, если мы ничего не говорим, но намерены обидеть его своим молчанием, мы используем пассивно-агрессивный стиль общения.
- Наконец, если мы расскажем ему о своих чувствах и прокомментируем важность командной работы, мы будем использовать ассертивное общение. Чтобы привести пример диалога, можно сказать следующее:
«Слушай, я бы хотела, чтобы ты постирал белье, а я вижу, что ты не делал этого всю неделю, это меня огорчает, потому что для поддержания чистого сосуществования мы должны работать в команде, я понимаю, что ты очень занят, но я буду очень рада, если ты приложишь к этому усилия».
Ассертивное общение на работе
Здоровый стиль общения, такой как ассертивность, играет важную роль в том, чтобы сделать ваше рабочее место не только эффективным, но и приятным, ведь на работе мы проводим очень много времени.
Хорошая коммуникабельность может помочь вам укрепить доверие, помочь разрешить разногласия и создать атмосферу уважения, способствующую решению проблем и налаживанию отношений. Другими словами, важно общаться так, чтобы четко отстаивать свои потребности и желания, учитывая при этом права и потребности других людей. Использование ассертивного общения на работе может помочь вам следовать этой динамике:
- Сообщайте о своих идеях, проблемах и желаниях.
- Постарайтесь яснее представить себе, что вас ждет впереди.
- Возьмите под контроль свою рабочую нагрузку.
- Добивайтесь уважения окружающих.
- Старайтесь, чтобы ваши потребности и желания были удовлетворены.
- Просите то, что хотите.
- Говорите «нет», когда это уместно.
Ассертивное общение в семье
Никто не рождается напористым. Скорее, это навык, который нужно изучать и развивать. Ассертивность — это навык, которому стоит научиться, потому что он помогает нам общаться более эффективно и минимизировать количество стрессовых ситуаций, с которыми нам приходится сталкиваться в жизни.
Важно, чтобы мы использовали этот вид общения во всех сферах нашей жизни и особенно в семье, которая является нашим жизненным ядром. Очень важно, чтобы общение в семье было эффективным, и это очень важно, потому что именно там мы с раннего возраста учимся общаться.
Мы можем использовать следующие стратегии в ситуациях, требующих ассертивного разрешения конфликтов, и хорошее время для их применения — семья:
- Во-первых, остановитесь. Прервите первоначальный импульс гнева, чтобы вы могли подумать о более полезной реакции.
- Перегруппироваться. Сделайте глубокий вдох и используйте задание или что-то, что вас расслабляет. При необходимости возьмите «тайм-аут» — минуты, часы, дни — все, что потребуется. Не отвечайте, пока не успокоитесь. Когда вы успокоитесь, постарайтесь определить, что вызвало ваш гнев, чтобы разрядить его. Гнев скорее исказит, чем прояснит подходящий ответ.
- Общайтесь. Ответьте человеку, который вас разозлил. Делайте это в спокойной манере, показывающей, что вы будете защищаться, если потребуется, но не станете нападать без необходимости. Если это возможно и уместно, расскажите о том, как сказанное повлияло на вас. Говорите о своих чувствах — как это повлияло на вас, а не обвиняйте. Рассказывая о собственном опыте, вы вряд ли заставите собеседника защищаться и, скорее всего, сможете донести свою мысль до собеседника.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.