В сложном обществе, в котором мы живем, креативность — это способность, не только полезная для инноваций, но и необходимая для выживания организаций и социальных групп. Эволюция и изменения, которые, в частности, в последние десятилетия принесла технология, становятся все более быстрыми и непредсказуемыми. В результате ответы на повседневные проблемы найти все труднее: один лишь опыт не помогает решать ситуации так же легко, как в прошлом.
Многие склонны ассоциировать творческое мышление с художниками, детьми и теми, кто «может позволить себе мечтать или фантазировать». В реальности каждого из нас творческое мышление служит для того, чтобы придумывать возможные альтернативы, выдвигать оригинальные идеи для поиска решений, выходить из сложных ситуаций или блокирующих нас поведенческих моделей. В этой статье мы углубимся в особенности творческого мышления, чтобы понять, что это такое и как его улучшить.
Что такое творческое мышление
Творческое мышление — это высший аспект мышления, потому что именно сила разума может привести нас к его изменению. Именно такое мышление постепенно развивало мир людей от варварства и невежества к комфорту и знаниям, которыми мы наслаждаемся сегодня.
Дж. П. Гилфорд, несомненно, был одним из первых авторов, систематически изучавших творчество. Фактически, в 1950-1955 годах он использовал, с психологической точки зрения, слово «творчество», чтобы сосредоточиться на характерных особенностях аутентичной личности, а в речи о творчестве, произнесенной в Америке, он проанализировал все аспекты, связанные с проблемами творчества. Гилфорд выделяет семь характеристик творчества:
- Чувствительность: своевременное осознание проблем.
- Растворение или вербальная, идейная, ассоциативная беглость: готовность выдвигать гипотезы для решения воспринимаемых проблем, разрабатывать и действовать, в той же перспективе, устные, письменные и изобразительные выражения.
- Гибкость: адаптация к необычным и неожиданным ситуациям.
- Дивергентное мышление: отказ от ухудшающегося конформизма, от очевидного, непродуктивного мышления, а значит, способность разрабатывать и предлагать новые, необычные тезисы.
- Переопределение: способность обращаться с известными вещами оригинальным образом, использовать силу вектора, содержащуюся в определении знания.
- Анализ: способность выявлять и фиксировать значимые данные.
- Резюме: исследование и формулирование значимой структуры между элементами знаний и опыта.
Характеристики творческого мышления
Тест творческого мышления Торренса, считающийся одним из самых надежных тестов, измеряет способность предлагать различные, оригинальные, точные ответы, сочетающие разнородные элементы. Разработанный психологом Эллисом Полом Торренсом, он в основном используется для прогнозирования творческого развития детей, начиная с 5-летнего возраста. Поэтому у ребенка с хорошими результатами больше шансов стать творческим взрослым, например, предпринимателем, художником или ученым. Таким образом, TTCT исследует и пытается измерить индивидуальные способности в четырех прагматических измерениях любой творческой работы, выполненной хорошо:
- Беглость. Это способность предоставить множество различных, приемлемых или хороших решений за разумное, но ограниченное время.
- Гибкость. Это способность разрабатывать решения из разных ингредиентов с множеством точек зрения, а также быстро менять перспективу и справочные контексты.
- Оригинальность. Это способность разрабатывать идеи, о которых раньше не задумывались, зная, что быть оригинальным не означает создавать раздражающие или экстравагантные идеи. Напротив, это означает смелость в творческих пространствах, еще никем не исследованных, поиск новых и эффективных решений.
- Разработка. Это относится к вниманию к деталям и уважению к собственной работе, а также к представлению последовательного продукта: то есть законченного во всех его частях, безупречного как по существу, так и по форме. Отводите необходимое время на проверку и доработку, но соблюдайте сроки: работа, представленная позже срока, какой бы хорошей она ни была, — это бесполезная работа.
Фазы творческого мышления
Хотя творческий процесс анализировали многие, последовательность, которая кажется мне наиболее правдоподобной и на которую вдохновились многие, — это предложение Грэма Уолласа, который в 1926 году вместе с Ричардом Смитом написал книгу «Искусство мыслить». Творческое мышление подвижно: оно перемещается туда-сюда между правым и левым полушариями, и на самом деле в четырех фазах Уолласа происходит чередование конвергентного и дивергентного мышления.
- Подготовка. На этом этапе собираются материалы и информация, данные организуются в методическом порядке, определяется проблема, которую необходимо решить. Мысли движутся среди того, что мы уже знаем: все творческие действия основаны на всем, что мы испытали и знаем; ничто не возникает из ничего, поэтому оно выходит за пределы опыта, опыта, знания, опыта, опыта, опыта, опыта, опыта, опыта, опыта, опыта, опыта, опыта, опыта, опыта, опыта, опыта, опыта, опыта, возможных стимулов и возможных путей.
- Инкубация. Она предусматривает разработку того, что мы знаем, что познали, что пережили, в поисках порядка, который порождает новый смысл. Это процесс, который развивается методом проб и ошибок, потоками мыслей, которые могут казаться беспорядочными и непоследовательными. На этом этапе важно иметь склонность избавляться от неадекватных или неэффективных идей, способность понимать, что не работает.
- Просветление. Это озарение, быстрая и спонтанная интуиция, которая приходит без предупреждения, яркая и зарождающаяся, решение, отличное от всех тех, которые рассматривались до этого момента: оно приходит внезапно и несет с собой сильную эмоциональную реакцию возбуждения. Люди с такой интуицией мыслят образами, и это позволяет им визуализировать сложные структуры и создавать метафоры.
- Верификация. Анализ, тестирование: это строгий момент в творческом процессе, когда проверяется последовательность интуиции, когда идея проверяется путем сравнения с реальностью, исправляя ее так, чтобы она работала. Для ученых этот этап состоит из лабораторных испытаний.
Советы и упражнения для развития творческого мышления
Если вы до сих пор считали, что творчество — это прерогатива других, то пора понять, что вы можете научить себя мыслить более творчески. Если вы уже уверены в своих творческих способностях, вы можете развивать свои навыки дальше.
- Будьте позитивны. Первый важный шаг — признать, что по своей природе вы такой же творческий человек, как и все остальные, и изучить техники и методы для улучшения этой способности: мыслить позитивно: одно из главных препятствий на пути к творчеству — страх совершить ошибку.
- Приветствуем изменения. Хороший способ поощрения творчества — стимулировать себя через перемены, потому что даже в самых простых вещах перемены могут стимулировать мышление. В офисе, дома или на учебе попробуйте переставить мебель; если возможно, измените утренний распорядок дня, измените свой образ или прическу.
- Говорите. Ученые объясняют, что мозг часто более активен при работе с другими людьми. Поэтому пользуйтесь преимуществами совместного мышления и разговаривайте как можно больше: с другими людьми во время покупок, с друзьями или семьей во время ужина, а также друг с другом во время работы.
- Расслабьтесь и получите максимум удовольствия. Вы больше склонны к творчеству, когда расслаблены. Простые дыхательные упражнения и медитация могут стать хорошей подготовкой к творчеству. Смех также способствует развитию творческого мышления: шутите, ищите книги и фильмы, которые заставляют вас смеяться, и старайтесь проводить время с людьми, которых вы считаете смешными.
- Выполняйте упражнения и решайте головоломки. Для тренировки творческого мышления хорошим упражнением является техника мозгового штурма, дословно «мозговой штурм», которая заключается в придумывании как можно большего количества возможных решений проблемы: решений всех видов, даже неправдоподобных и/или буффе, без цензуры на начальном этапе. Еще одна забавная игра, которая научит вас видеть реальность с новой точки зрения, заключается в следующем: сидя за столом, возьмите любой предмет (например, чашку) и спросите себя: если бы вы не знали, что это такое, какое название вы бы ему дали? Если бы вы не знали, для чего он нужен, для чего бы вы его использовали? Если бы это было не то, что было, что бы это было? Например, если бы я перевернул его, как бы он выглядел?
В этой статье вы найдете больше информации о том, как развить Системное мышление.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.