Слышали ли вы когда-нибудь о триархической теории интеллекта? Эта теория, разработанная Робертом Дж. Стернбергом, имеет перспективу, которая противоречит психометрическому подходу и, напротив, ближе к когнитивной перспективе.

По мнению Стернберга, интеллект представляет собой нашу способность успешно адаптироваться к изменениям в нашей жизни. Чем лучше мы адаптируемся к этим изменениям, тем более разумными мы становимся.

Она называется триархической теорией интеллекта, потому что существует три аспекта, определяющих наш интеллект. Согласно Стернбергу, наш интеллект зависит от наших аналитических, творческих и практических способностей.

В этой статье мы рассмотрим триархическую теорию интеллекта Стернберга.

психология

 

Аналитический потенциал

Для Стернберга «метакомпоненты» означают наши способы решения проблем, которые возникают в нашей повседневной жизни. Это также относится к принятию нами решений. Метакомпоненты отвечают за решения, которые мы принимаем, и за то, как мы действуем.

Компоненты производительности» — это процессы, которые помогают нам действовать так, как решают метакомпоненты.

С другой стороны, «компоненты приобретения знаний» работают, пока мы получаем дополнительную информацию. Они действуют, когда нам приходится отличать значимую информацию от менее значимой, и помогают нам воспользоваться значимыми данными и отбросить менее важные. Компоненты приобретения знаний также помогают нам найти взаимосвязь между набором информации и данных, которые мы получили.

Аналитические навыки помогают нам решать проблемы. Недостатком этой способности является то, что, если мы не обладаем другими способностями, мы не сможем быть креативными и придумывать новые идеи. Именно поэтому очень важны творческие способности, о которых мы расскажем ниже.

Творческие способности

Чтобы объяснить творческие способности, Стернберг обратил внимание на две важные характеристики: новизну и автоматизм.

Мы испытываем новизну, когда никогда не испытывали ее раньше. Люди с высокими творческими способностями способны найти решение новой проблемы, с которой они никогда раньше не сталкивались, и эти решения отличаются от тех, которые есть у всех остальных.

Напротив, автоматический процесс возникает, когда мы уже неоднократно вмешивались в ситуацию, и этот опыт позволяет нам действовать в подобных ситуациях просто и автоматически, без необходимости обдумывать свои действия. Преимущество автоматических действий в таких ситуациях заключается в том, что отсутствие необходимости обращать внимание на то, что мы делаем, позволяет нам одновременно действовать и в других ситуациях.

Практическая способность

Люди с высокими практическими способностями учитывают конкретный контекст ситуации. Они принимают во внимание не только то, кто они, но и то, в какой среде они живут.

Люди, обладающие замечательными практическими способностями, могут успешно адаптироваться к среде, в которой они живут. Например, когда мы проваливаем экзамен, мы можем жаловаться и чувствовать себя заблокированными в этой ситуации, или, наоборот, мы можем принять свои ошибки и с этого момента начать больше учиться, чтобы получить желаемый результат. Люди с высоким практическим потенциалом способны принять тот факт, что они не прошли отбор, и продолжить поиски работы без разочарования, которое мешает им двигаться вперед и продолжать искать то, что они хотят.

Адаптация возникает, когда мы принимаем среду, в которой живем, и меняем свой образ жизни, чтобы успешно жить в этой среде, но Стернберг также придает значение формированию, которое возникает, когда мы изменяем нашу среду, чтобы удовлетворить наши важные потребности. Например, мы переносим время, когда вся семья ужинает, чтобы у детей было больше времени почистить зубы и надеть пижаму.

Другим основополагающим аспектом практического потенциала является процесс отбора. В ходе этого процесса мы заменяем среду, в которой мы жили раньше, на среду, в которой нам будет лучше жить и в которой мы сможем удовлетворить наши важные потребности.