По словам Хейса (2004 a, b), третье поколение поведенческих терапий было определено следующим образом:

<<Основанная на эмпирическом подходе и сфокусированная на принципах обучения, третья волна когнитивно-поведенческой терапии особенно чувствительна к контексту и функциям психологических явлений, а не только к их форме, подчеркивая использование эмпирических и контекстных стратегий изменения в дополнение к более прямым и дидактическим. Эти методы лечения направлены на создание широкого, гибкого и эффективного репертуара, а не на устранение четко определенных проблем, выделяя вопросы, которые актуальны как для врача, так и для клиента. Третья волна переформулирует и синтезирует предыдущие поколения когнитивной и поведенческой терапии и направляет их на вопросы, проблемы и области, которые ранее и в основном рассматривались другими традициями, в надежде улучшить как понимание, так и результаты. >>

улыбки

Исторические и концептуальные рамки

Поведенческая терапия третьего поколения начала зарождаться в конце 1980-х годов, а в 1990-х годах появилась в виде нескольких клинических руководств. С тех пор они были разработаны и применены к многочисленным типам клинических проблем, доказав свою эффективность в клинических случаях и групповых исследованиях. (Валеро, 2010).

Они возникают, с одной стороны,  из-за трудностей более традиционных терапий модификации поведения, связанных с изменением поведения в повседневной жизни человека, без прямого контроля непредвиденных обстоятельств, и возможности действовать на основе проблем, полученных в результате часовой клинической сессии со взрослыми людьми. А также,  в связи с трудностями в первоначальном решении более когнитивных вопросов, мыслей, навязчивых идей, воспоминаний, травм и т.д., с помощью методов модификации поведения, которые были заменены в их объяснении так называемыми когнитивно-поведенческими методами. Здесь мы начинаем изменять мысли и воспоминания, как любое другое поведение, основанное на языке, но без тайн и глубоких теорий о разуме человека. С другой стороны,  также в связи с проблемами обобщения и долгосрочного поддержания многих хронических клинических проблем, с длительной историей лечения и с экзистенциальными или жизненными проблемами, которыми до сих пор занимались только другие типы психологов.

Второй фундаментальной причиной появления новых психотерапий является экспериментальное исследование новых поведенческих принципов, которые вскоре начинают применяться в клинических отношениях и терапии. В данном случае,  исследование отношений эквивалентности, которое дает начало теории реляционных фреймов, являющейся основой терапии принятия и приверженности в ее объяснении отношений между мыслями и вербальными ответами. Также исследования поведения, управляемого правилами, т.е. поведения, которое находится под контролем других вербальных стимулов, подаваемых другими людьми или самим человеком, и которое может даже изменить непосредственные условия поведения, которое они поддерживают. Это имеет фундаментальное значение для того, как даются указания и инструкции со взрослыми.  Исследование у взрослых функционального анализа непосредственных непредвиденных обстоятельств в повседневной жизни и в терапевтических отношениях, что ведет к более функциональному применению в рамках самой сессии, и акцент на функциональном анализе клинических проблем индивида, а не на диагностической категоризации. Пересмотр понятий вербального поведения и частных событий как просто другого поведения, с теми же принципами и функциями, что и любое другое моторное поведение; таким образом, мысли, воспоминания и эмоции человека рассматриваются как целевые формы поведения, подлежащие изменению, а не как когнитивные конструкты.

На этой основе, к которой авторы добавляют свой собственный клинический опыт, возникают «Терапия взаимодействия с парами» Джекобсона (Якобсон, Кристенсен, Принс, Кордова и Элдридж, 2000) и «Диалектико-поведенческая терапия» Линехана (Линехан, 1993). Вскоре после «Функционально-аналитической психотерапии» Коленберга (Коленберг и Цай (1987), и «Терапии принятия и приверженности» (Хейс, Стросал, и Уилсон 1999; Уилсон и Лучано, 2002). К ним можно добавить «Поведенческую активационную терапию» (Якобсон, 1989, Мартелл, Аддис и Якобсон, 1991;). Впоследствии они перешли в другие, более когнитивно-поведенческие направления, поскольку даже ACT в некоторых статьях стали называть «когнитивной психотерапией принятия», породив известную ныне «Mindfullness (осознанность)» (Сигал, Уильямс и Тисдейл, 2002), а также другие когнитивно-реляционные психотерапии и даже конструктивистские, в которых используются такие понятия, как «принятие» и «эмпирическое избегание».

Общие черты терапии

Имея такое общее представление о причинах возникновения этих терапий и их основных принципах, было бы удобно указать, в чем они состоят, более подробно; хотя для их понимания было бы также удобно указать на наиболее определяющие характеристики каждой из терапий, чтобы дифференцировать их, хотя мы остановимся более подробно на двух терапиях третьего поколения, которые получили большее распространение: терапии принятия и приверженности (ACT) и функционально-аналитической психотерапии (FAP).

Основанные на радикальном бихевиоризме, эти методы лечения третьего поколения имеют следующие общие черты:

  • Они анализируют поведение в свете контекста, в котором оно происходит, поскольку исходят из того, что деконтекстуализированный и изолированный анализ поведения не позволяет нам обнаружить его функциональность. Например, «поход в супермаркет за продуктами» и «прогулка от дома до супермаркета», хотя это два вида поведения, которые имеют одинаковые двигательные функции, отличаются по своей функциональности и контексту, в котором они происходят.
  • Они рассматривают поведение не исторически, а как континуум. Поэтому история индивида, а также среда его развития считаются основополагающими аспектами при интерпретации поведения.
  • Не делается различия между наблюдаемым и частным поведением; частные события, такие как эмоции, чувства и мысли человека, также анализируются в свете их функциональности, как и поведение, составляющее психологические проблемы, по поводу которых к ним обращаются.
  • Предполагается, что «психологические проблемы» берут свое начало в социально-вербальном контексте, в котором живет клиент, который диктует, что является «нормальным» или «ненормальным». Этот социально-вербальный контекст также имеет тенденцию учитывать мысли, эмоции и другие внутренние события, поэтому часто люди пытаются контролировать свое проблемное поведение, контролируя эти внутренние события (например, когда они пытаются контролировать свою тревогу, чтобы не бояться чего-то). Как уже говорилось ранее, эти внутренние события анализируются так же, как и наблюдаемое поведение, поскольку эти терапии не считаются причиной таких психологических проблем.
  • Они фокусируются на взаимодействии терапевта и клиента в рамках самой консультации, расширенной как социальное взаимодействие, и, следовательно, социально-вербальный контекст. Посредством вербального и невербального обмена между ними терапевт стремится изменить функциональность поведения, составляющего мотивы проблемного поведения.