Анализируемые течения — не единственные, которые внесли свой вклад в эту тему; есть несколько течений, которые еще предстоит рассмотреть. Категоризация школ не является абсолютно жесткой: есть авторы, которые, согласно этой классификации, упоминаются более чем в одном течении, в зависимости от темы, рассматриваемой в каждом из них. По этой причине мы говорим о нескольких призмах теории творчества. Продолжайте читать эту статью, если вы хотите узнать больше о креативности.

искусство

Ассоциативная теория

Человек находит в объединении способ расширить свои знания о мире. Что касается характеристик производства, исследования показали, что в творческом продукте ассоциации представляются удаленными, ассоциации, созданные на основе оригинальных и свободных идей. Согласно этому течению, творческие люди отличаются от нетворческих двумя фундаментальными элементами: иерархией ассоциаций и силой этих ассоциаций. Процесс свободной ассоциации, чтобы проявиться, требует создания подходящего климата для его осуществления, чтобы он стал «тропинкой» творчества. В середине 1960-х годов два исследователя, Медник (1962) и Мальцман (1960), внесли ценный вклад в ассоциативную психологию, углубившись в изучение креативности. Медник определяет творчество как «ассоциации, ориентированные на новые комбинации», и оно будет тем более творческим, чем дальше друг от друга находятся связанные элементы».

Индивидуальные различия для творческих ассоциаций заключаются в способности человека производить «отдаленные ассоциации» или те, которые имеют мало общего друг с другом.

Согласно этому течению, количество возникающих ассоциаций определяет степень креативности человека, и чем более отдаленные ассоциации, тем богаче продукт.

Мальцман и др. (1960) поставили своей целью «изучение факторов, способствующих развитию оригинальности и ассоциативной предрасположенности». Они признали ценность стимулов, получаемых в семейном и социальном окружении, а также негативное влияние, которое они могут оказывать. Исходя из этой позиции, было создано множество творческих игр, которые способствуют развитию творческого потенциала. Одним из видов деятельности являются «именные пары»: чем более удалены друг от друга члены «пар», тем больше они способствуют развитию креативности и тем более оригинальным будет продукт.

Гештальт и экзистенциалистская теория

Гештальт-теория

Существует сильная аналогия между процессом творческого мышления и процессом восприятия: понимание означает улавливание связей между воспринимаемыми стимулами, создание случайных или формальных отношений. Согласно этому течению, процесс тем более творческий, а продукт тем более новый, чем более заметна смена порядка, чем более разнообразны связи. Вертхаймер непосредственно применил вклад гештальтпсихологии к процессу творческого мышления. Он считает, что проблема соответствует открытой фигуре и порождает в мыслителе напряжение, которое немедленно подталкивает его к восстановлению равновесия, то есть к «закрытой фигуре». Он также использует слово креативный как синоним продуктивного и считает, что конфронтация с проблемой усваивается с помощью схемы репрезентации, похожей на открытую фигуру. Это означает продуктивно трансформировать первоначальный подход к проблеме: начать поиск через некую общую нить, при которой каждое восприятие не изолировано, а непосредственно связано или вложено в следующее. Необходимо научиться смотреть на проблему по-другому; прогнать рутину, с которой все делается, и придать изюминку восприятию.

Что такое гештальт теория: терапия и основные законы

Экзистенциалистская теория

Для этой теории обнаружение проблем так же важно, как и поиск решений, и именно это оригинальное обнаружение проблемы отличает творцов от несоздателей. Индивиды в этих случаях должны быть в состоянии подчиниться проблеме со всем, что это подразумевает, не теряя свободы быть доминируемыми идеями, которые «плавают вокруг» во время встречи. Важно помнить, что в этот момент «встречи» личное равновесие нарушается, как и в любой проблеме, это толкает человека на поиск решения, которое восстановит равновесие. Встреча человека с его собственным миром, с окружающей средой и с миром другого делает творчество возможным.

Мэй говорит о «встрече» между субъектом и средой как о толчке к творческому акту. Объект должен быть «увиден» и «поглощен» субъектом. Различия заключаются в том, как воспринимается объект и как человек реагирует на него. Есть существа, которые идут по жизни с меньшим или большим безразличием к другому (человеку или объекту); для некоторых безразличие является полным. На уровне социальной среды Мэй говорит: «Любой конфликт предполагает границы, а борьба с границами является подлинным источником творческих продуктов». Случаи конфликтной медиации, когда медиатор должен применить все свои творческие способности, чтобы достичь соглашения между спорящими сторонами, напоминают эти изречения.

Концепцию «встречи» разделяет Склактел (1959), который утверждает, что творческий человек — это тот, кто открыт для окружающей среды. Такое поведение следует понимать как связь между человеком и физическим и социальным окружением. Творческий человек — это тот, кто бдителен и действует как часовой по отношению к окружающей среде; такое отношение дает ему большую восприимчивость и более широкую предрасположенность к встрече, независимо от формы, в которой это общение устанавливается на социальном уровне, и независимо от качества этого общения. По этой причине подтверждается концепция, согласно которой творчество признается как потребность в общении с окружающей средой.

В человеке идет «экзистенциальная борьба» между двумя импульсами: оставаться открытым для окружающей среды и оставаться в своем непосредственном мире, в своей семье. Творчество означает победу открытого, хватающего, дозорного существа над интимной, привычной, закрытой перспективой.

Творческий интеллект: характеристики, примеры и как его развивать

Психодинамические теории

Теория переноса

Гилфорд (1952, 1967) разработал в качестве объяснительной поддержки своей теории модель структуры интеллекта, которая представляет собой существенную опору для понимания его предложения: куб интеллекта. Его теория, названная теорией передачи или трансфера, является по сути интеллектуальным предложением, согласно которому творческая личность мотивирована интеллектуальным импульсом к изучению проблем и поиску их решений. Модель Гилфорда, основанная на комбинаторном анализе, имеет три измерения, поскольку любое разумное поведение должно характеризоваться операцией, содержанием и продуктом. Таким образом, три измерения образуют содержание мысли, ее операции и ее продукты.

На одной оси находятся ментальные содержания, на которых осуществляется понимание. На другой оси находятся умственные операции. Знание обновляет знания, которые зафиксированы в памяти; дивергентное мышление — это то, что делает возможным большое количество новых идей, открытость, а конвергентное мышление заставляет рассуждения сосредоточиться на одной идее. Наконец, оценка дает информацию о лучшей идее или той, которая наиболее близка к истине. А на другой оси представлены продукты мышления. Для Гилфорда творчество — это элемент обучения, а обучение — это постижение новой информации. Творчество, таким образом, относится к общим аспектам обучения и как таковое может быть приобретено и, следовательно, перенесено в другие области или задачи.

Психоаналитическая теория

Он основан на фрейдистской концепции сублимации. Сублимация — это процесс, постулированный Фрейдом (1908) для объяснения некоторых видов человеческой деятельности, которые внешне не связаны с сексуальностью, но которые находят энергию в силе сексуального влечения. Фрейд описывал как сублимирующую деятельность, в основном интеллектуальные исследования и художественную деятельность. Говорят, что «влечение сублимируется в той степени, в которой оно перенаправляется на новую, несексуальную цель и направлено на социально значимые цели».

Этот процесс вытеснения либидо считается отправной точкой любой творческой деятельности. Способность к творческой сублимации, которую Фрейд изначально приписывал исключительно художнику, он позже перенес на созерцателя искусства.

Что касается того, где происходит творческий процесс, Фрейд утверждает, что он происходит в бессознательном; именно там лежат творческие решения.

Теория множественного интеллекта

Говард Гарднер (1988) говорит, что творческая личность — это человек, который регулярно решает проблемы, производит продукты или определяет новые вопросы в какой-либо области, причем таким образом, который сначала считается новым, но в итоге становится общепринятым в определенном культурном контексте.

Гарднер рассматривает творчество как междисциплинарный феномен, который не поддается дисциплинарному подходу, как это делалось до сих пор. Это утверждение основано на том, что творчество — полисемичный и многофункциональный феномен, хотя Гарднер признает, что из-за его собственного происхождения кажется неизбежным, что в своем исследовании творчества он придает наибольшее значение личностным факторам и использует биологические, эпистемологические и социологические перспективы для целостного подхода. Гарднерианская система состоит из трех центральных элементов, «узлами» которых являются:

  • Личность: Автор проводит различие между миром одаренного — но еще не сформировавшегося — ребенка и сферой уверенного в себе взрослого человека. Он придает большое значение чувствительности к тому, как создатель использует мировоззрение маленького ребенка.
  • Работа: Это относится к областям или дисциплинам, в которых работает каждый создатель; символические системы, которые он/она использует обычно, пересматривает или изобретает новые.
  • Другие люди: Также рассматриваются отношения между человеком и другими людьми в его мире. Хотя считается, что некоторые творцы работают в изоляции, присутствие других людей всегда имеет фундаментальное значение; он изучает семью и учителей, в период становления, а также тех, кто поддерживал или соперничал с ними в моменты творческого прогресса.

В своей книге «Творческие умы» Гарднер (1995) как социолог рассматривает жизнь и работу семи «современных творческих мастеров». Каждый из избранных представляет один из представленных им типов интеллекта. Гарднер утверждает, что творческие решения проблем возникают чаще, если люди занимаются деятельностью ради чистого удовольствия, чем когда они делают это ради вознаграждения или внешних требований. Знание того, что человека будут оценивать как творческого, ограничивает его творческие возможности.

Переменные, участвующие в творчестве

Творчество — это личная способность человека, по этой причине не у всех людей она развита одинаково. Существование вмешивающихся переменных в творческий процесс объясняет эту ситуацию. В творческом процессе можно выделить когнитивные, аффективные и средовые факторы; программы обучения креативности в основном основаны на выводах, сделанных в этой области исследований.

Когнитивные факторы. Когнитивные факторы — это те, которые связаны с получением и проработкой информации. Когнитивные процессы, вовлеченные в творческий акт, имеют определенные характеристики, которые будут описаны ниже:

  1. Восприятие: Это процесс сбора информации как на внешнем, так и на внутреннем уровне. Благодаря восприятию человек может улавливать свои потребности, чтобы удовлетворить их. Именно в акте восприятия, таким образом, возникает возможность творения. Для того чтобы получить новую и творческую работу, необходимо иметь открытые чувства, готовые воспринимать новую информацию, не привязываясь к предрассудкам и жестким схемам о реальности. Это также подразумевает способность распознавать и классифицировать проблемы. Наконец, можно сказать, что в процессе восприятия мы накапливаем данные, которые станут материалом для творческого процесса.
  2. Процесс разработки: Этот процесс позволяет концептуализировать и связать данные и идеи в систему, которая позволяет понимать реальность и действовать в соответствии с ней. Процесс выработки происходит в процессе трансакции между индивидом и его конкретным окружением, как он его воспринимает. Этот процесс характеризуется мультиассоциативностью, т.е. позволяет одновременно созерцать разнообразные и антагонистические данные, что позволяет ассоциировать их с максимальной свободой, гибкостью и богатством, искать новые организации. Именно они позволяют нам действовать в отношении реальности творчески. Эти процессы разработки можно рассматривать с различных точек зрения, таких как:
  3. Стили мышления: Различные способы восприятия и реагирования на окружающую среду объясняют существование различных когнитивных стилей. Различные авторы сходятся во мнении о двух различных способах мышления, которые называются по-разному. В настоящее время, благодаря расширению знаний о работе мозга, существуют экспериментальные доказательства, подтверждающие существование двух различных когнитивных стилей, связанных с полушариями головного мозга. Творчество часто ассоциируется со вторым типом этих стилей мышления. Однако большинство авторов сегодня согласны с тем, что творчество возникает в результате интеграции обеих модальностей. Хотя все люди обладают обеими модальностями, не все их используют, поэтому развитие творческого потенциала включает в себя облегчение и стимулирование доступа человека к обоим стилям мышления. На разных этапах творческого процесса один из этих стилей используется предпочтительно, в зависимости от преследуемых целей.
  4. Навыки мышления: Что касается оценки мышления, некоторые авторы выделяют определенные навыки мышления, которые связаны с возможностью давать новые или творческие ответы и решения. Есть согласие, что все эти навыки очень важны, но беглость, гибкость и оригинальность являются главными.
  5. Стратегии мышления: Сознательное мышление работает на основе интеллектуальных инструментов, с помощью которых люди собирают, обрабатывают, организуют и предоставляют информацию. Большинство людей выбирают свои стратегии бессознательно, выбирая те, которые были наиболее полезны и адаптивны в прошлом. Такой выбор стратегий происходит автоматически и поэтому не позволяет использовать более широкий спектр способов мышления. Таким образом, развитие креативности предполагает знание и обучение широкому спектру стратегий, что позволяет решать проблемы новым и отличным от остальных людей способом.

Аффективные факторы. Что касается аффективных факторов, влияющих на креативность, можно выделить некоторые элементы, которые представляются центральными для мобилизации творческого потенциала:

  1. Открытость опыту: Это относится к степени, в которой человек осознает внутреннюю и внешнюю среду как источник полезных ресурсов и информации. Это также может выражаться в любопытстве и интересе к окружающей среде. Открытость к опыту не только подразумевает вовлечение в более широкий спектр опыта, но и относится к своеобразному способу его переживания. Это будет характеризоваться кратковременным отрывом от предыдущих концептуальных схем, касающихся опыта. В пределах этой точки мы можем видеть:
  2. Открытость к опыту и сенсорным каналам: Это относится к аффективной предрасположенности к использованию различных сенсорных каналов. Большое количество методов стимулирования творчества направлено на поощрение желания людей использовать различные органы чувств.
  3. Открытость опыту и внутреннему миру: Открытость опыту подразумевает открытость как внешнему миру, так и внутреннему. Человек, способный воспринимать в опыте то, что происходит с ним самим, обладает гораздо большим объемом информации, и поэтому с большей вероятностью сможет установить более качественные и оригинальные отношения.
  4. Пределы открытости: Открытость опыту подразумевает открытость неизвестному, тому, над чем человек не знает, имеет ли он контроль. Однако открытость опыту подразумевает, как результат, лучшую интеграцию личности, большее самопознание, что даст ему чувство уверенности в себе и в окружающей среде. Столкновение с новым опытом способствует выработке механизмов преодоления трудностей в незнакомых ситуациях, а также помогает снизить тревогу перед лицом нового. Новизна становится привычной и поэтому не пугает.
  5. Толерантность к двусмысленности: Это относится к способности оставаться некоторое время в запутанных и неразрешенных ситуациях, не торопясь их разрешить, форсируя преждевременное закрытие проблемной ситуации. Терпимость к двусмысленности не означает пребывание в ней, не указывает на хаотичный, беспорядочный опыт, но включает в себя способ упорядоченного усвоения опыта без принуждения к ответам.
  6. Позитивная самооценка: хорошая самооценка означает принятие себя с положительным и отрицательным, со слабыми и сильными сторонами. Таким образом, человек, достигший хорошего уровня самооценки, сможет добиться хорошего самопонимания, самоуспокоения, защищенности и уверенности, меньшей чувствительности к критике и неудачам, преодолеть чувство вины и обиды, иметь большую уверенность в своих представлениях. Поэтому интегрированное самопринятие позволит обеспечить базовую безопасность, необходимую для того, чтобы быть открытым для опыта и терпимо относиться к двусмысленности, что открывает возможность рисковать в инновациях. Не было обнаружено причинно-следственной связи между самооценкой и креативностью, однако было установлено, что позитивная Я-концепция определяет проявление творческих способностей, а творческое самовыражение, в свою очередь, влияет на Я-концепцию и самооценку.
  7. Желание работать: это мотивация, направленная на завершение работы или решение проблемы. Эта мотивация будет иметь в своей основе когнитивный компонент, в котором ценность придается определенным идеям или суждениям о положительных моментах завершения и закрытия этапов, отделки, работ и т.д. А также аффективный компонент, обусловленный особым вкусом при виде готового продукта, при его экспонировании и т.д.
  8. Мотивация к творчеству: Мотивация к творчеству относится к стремлению к творчеству, а также к интересу, который человек может испытывать к участию в задачах, связанных с решением проблем, решения которых неизвестны. Было замечено, что творческие субъекты более мотивированы проявлениями, которые не могут быть легко упорядочены, или теми, которые представляют смущающие противоречия.

С точки зрения образования, было бы интересно подойти к этому вопросу с подходом, позволяющим операционально определить переменные, влияющие на мотивацию. Было бы важно интегрировать сюда результаты, связанные с переживанием успеха, степенью сложности заданий и их взаимосвязью с мотивацией.

Факторы окружающей среды. Это условия, местность или климат, которые способствуют развитию и актуализации творческого потенциала. Даже если человек может быть творческим в неблагоприятной среде, творчество можно стимулировать с помощью благоприятной конфигурации физической и социальной среды. В целом, авторы заявляют о необходимости создания благоприятной среды, обеспечивающей: доверие, безопасность и признание индивидуальных различий.

Было замечено, что эмпатичная, аутентичная, конгруэнтная и принимающая социальная среда позволяет человеку исследовать символический мир, рисковать, брать на себя обязательства и терять страх перед ошибками. Напротив, давление, заставляющее соответствовать, дихотомия между работой и игрой, а также поиск успеха как важнейшей ценности являются условиями, блокирующими развитие творчества.

Творчество и образование

Слово «креативность» является одним из самых неоднозначных терминов в психологии образования, и признание креативности как природной способности имеет большое образовательное значение.

Образование в самом широком смысле играет важную роль в развитии человеческих способностей. Если мы умело адаптируемся к новым ситуациям, то это потому, что образование не пренебрегало нашим ростом во всех областях. Каждый акт нашей жизни требует определенной степени творчества, и очевидно, что первый и большой шаг педагога заключается в том, чтобы развивать способность к личному творчеству постепенно и в соответствии с психологическим возрастом ученика. Важность творчества в системе образования является актуальной и центральной темой в современных дебатах об образовательных инновациях и изменениях. Подчеркивается, что развитие творческого мышления и отношения учащихся больше не должно отсутствовать в стремлениях и целях образования.

Творческий подход к обучению особенно сосредоточен на собственном образе мышления и действий человека. Любое занятие в классе дает свободу мысли и стимулирует творческое общение. Если обстановка в классе привлекательна и генерирует идеи и ресурсы, ребенок будет чувствовать себя свободно, чтобы быть, думать, чувствовать и экспериментировать по-своему, заранее зная, что его принимают таким, какой он есть, и что его вклад будет оценен по достоинству.

Ребенок, который подходит к выполнению задания творчески, привносит свой опыт, озарения и открытия, и его достижения будут иметь определенное отношение к его личности. Таким образом, его творческий продукт становится ключом к лучшему пониманию его самого.

Воспитание в духе творчества — это воспитание в духе перемен и формирование людей, обладающих оригинальностью, гибкостью, видением будущего, инициативностью, уверенностью, любовью к риску и готовностью противостоять препятствиям и проблемам, которые возникают перед ними в школе и повседневной жизни.

Творчество можно развивать в процессе обучения, поощряя потенциальные возможности и добиваясь лучшего использования индивидуальных и групповых ресурсов в процессе преподавания и обучения. Творческое образование — это развивающее и самореализующее образование, в котором ценно не только освоение новых навыков и стратегий работы, но и изучение ряда установок, которые в определенные моменты наполняют нас психологическими качествами, позволяющими быть творческими или позволять другим быть творческими.

Чтобы учить творчески, вы должны начать с признания того, что в вас есть скрытый творческий потенциал, что вы хотите его исследовать и что вы хотите, чтобы ваши дети тоже его исследовали. Для этого необходимо выполнить несколько шагов:

  1. Понять природу творчества
  2. Практика собственного творчества
  3. Используйте стратегии преподавания, которые способствуют развитию творческих способностей учащихся.

До сих пор образование было направлено на овладение знаниями, а преподавание носило передаточный характер. Однако сегодня доказано, что конструктивное преподавание и обучение, ориентированное на творчество, в долгосрочной перспективе позволяет субъекту получать результаты, превосходящие другие, даже в академическом порядке. Таким образом, можно сказать, что творчество не только помогает учащимся решать конфликты и расширять мышление, но и помогает им в академическом плане, что еще раз доказывает важность творчества для улучшения развития детей в системе образования.

Обучение творчеству подразумевает, что нужно исходить из того, что творчеству не учат напрямую, а скорее поощряют его, а для этого необходимо принять во внимание следующие предложения:

  • научиться переносить двусмысленность и неопределенность: преподаватели должны дать студентам возможность подумать над возникающей
  • проблемной ситуацией (двусмысленность), а также создать атмосферу, в которой передаваемые знания не являются неизменными и статичными (неопределенность).
  • развивать волю к преодолению препятствий и настойчивость
  • развивать уверенность в себе и убежденность
  • формирование рабочей культуры для развития творческого и рефлексивного мышления
  • предложить учащемуся выйти за рамки настоящего и разработать проект будущего
  • научиться верить в потенциал, а не только в реальность
  • преодоление страха быть осмеянным и совершать ошибки
  • полномочия по подтверждению знаний должны основываться на социальном, диалоговом и творческом процессе.
  • при создании творческого климата должна присутствовать внутренняя мотивация и мотивация достижения
  • контекстуализация знаний и навыков критического и творческого мышления
  • фундаментальные потребности обучающегося связаны с обучением его творческому и рефлексивному мышлению, т.е. умению мыслить превосходно
  • творческое и рефлексивное мышление со стороны учащегося может происходить только в устной форме от учителя к учащимся
  • превращение классных комнат в пространство для чудес, экспериментов и исследований
  • студенты должны относиться друг к другу как к людям, т.е. иметь хорошее общение, когда они творят или думают.
  • постановка вопросов — отличный показатель того, что идет работа над творческим и критическим мышлением
  • единство когнитивного и аффективного в каждом сеансе творческой атмосферы.

Так же, как мы находим предложения по творческому обучению, мы находим и блоки, препятствующие развитию творчества:

  • Перцептивный блок: когнитивные аспекты, которые не позволяют нам понять, что представляет собой проблема, увидеть ее во всех измерениях. В этой блокировке можно увидеть различные аспекты:
  • трудности в изоляции проблемы, мы зацикливаемся на одном аспекте, теряя глобальное видение проблемы.
  • блокирование ограничением проблемы, мы уделяем мало внимания всему, что находится вокруг проблемы
  • трудности в восприятии отдаленных отношений; неспособность определить термины, неспособность установить связи между элементами проблемы
  • принимать очевидное как должное; признавать истинность очевидного, не сомневаясь в нем
  • перцептивная ригидность: не позволяет нам использовать все органы чувств для наблюдения
  • трудности в проведении различия между причиной и следствием
  • эмоциональная блокировка: неуверенность человека в себе:
  • психологическая неуверенность
  • страх ошибиться
  • цепляться за первую пришедшую в голову идею
  • желание быстро добиться успеха
  • эмоциональные нарушения и недоверие к начальству
  • отсутствие стремления довести проблему до конца
  • Социокультурные блоки: это связано с усвоенными ценностями:
  • формирование поведенческих моделей
  • социальная переоценка интеллекта
  • переоценка компетентности и сотрудничества
  • ориентация на успех
  • чрезмерный акцент на гендерных ролях

Творчество также может быть связано с интеллектом, и в связи с этим мы видим, что дети ведут себя по-разному в зависимости от степени развития творческих способностей и интеллекта:

  1. Высокая креативность — низкий интеллект:
  2. неодобряемое поведение в классе
  3. низкая концентрация и внимание
  4. низкая самооценка из-за чувства отверженности
  5. социальная изоляция
  6. хорошая способность устанавливать связи между фактами
  7. пострадавших на экзаменах из-за плохой успеваемости.
  8. Низкая креативность — высокий интеллект:
  9. ориентированные на успех в школе
  10. чувствовать социальное превосходство
  11. проявлять высокую концентрацию и внимание на занятиях
  12. не решаются выразить свое мнение
  13. хотя они ищут их, но обычно держатся сдержанно.
  14. склонны к традиционности в своих достижениях
  15. страх совершить ошибку, удержать поведение в рамках нормы
  16. высокая креативность — высокий интеллект
  17. уверенный в себе
  18. высокая степень концентрации и внимания
  19. склонны легко заводить друзей
  20. склонность к различным формам поведения
  21. легко связывать и ассоциировать факты
  22. эстетическая чувствительность
  23. отсутствие чувства риска
  24. легкость в аффективных отношениях
  25. низкая креативность — низкий интеллект
  26. социально экстравертированный
  27. более уверенные в себе, чем группа 1
  28. низкая эстетическая чувствительность
  29. их школьные неудачи компенсируются их социальной жизнью.

Благодаря этим поведенческим различиям мы еще раз убеждаемся, насколько важно воспитывать креативность в школах. Видно, что поведение, принятое детьми, в зависимости от степени их креативности, непосредственно влияет на их школьную жизнь, а также на их повседневную жизнь, и что наиболее адаптивное поведение наблюдается у детей с более высокой степенью креативности, поэтому важно, чтобы дети учились быть креативными, и образование должно быть направлено на это.

Развитие креативности. Важным мотивом для изучения творчества является желание побудить человека быть более изобретательным во всех аспектах жизни, как на благо общества, так и для собственной самореализации. Можно научиться конкретным стратегиям, полезным для решения проблем, схожих с учебными (такие области, техники, как математика, инженерное дело и дизайн), но важно научить творческому решению проблем (Mayer 1983).

Однако существует несколько техник или способов стать более креативным решателем проблем, например, избавиться от «концептуальных блоков», ментальных стен, которые блокируют способность человека воспринимать проблему или представлять себе ее решение. Это могут быть эмоциональные, культурные, интеллектуальные или экспрессивные блоки. Для развития креативности предлагаются следующие пункты:

  • Думать и понимать проблему вовремя
  • Определите наиболее важные факты
  • Будьте сознательно оригинальны
  • Действительно устранить проблему
  • Будьте объективны
  • Ищите различные способы решения проблемы.

В этом смысле, некоторые условия, которые могут способствовать воздействию методов развития креативности, таковы:

  1. Способность или умение ставить, определять, выявлять или предлагать проблемы.
  2. Она является целостной. В процессе, характеристика личности и продукт, существующий в определенном контексте. Люди, которые делают творческие вещи (продукты), делают это с помощью определенных процедур (процесс) и действуют определенным образом (личность и характеристики).
  3. Целенаправленное творчество. Человек творческий там, где он может быть творческим. Это также связано со способами фокусировки внимания.
  4. Обучение и последовательные приближения. Это связано с тем, что люди склонны увеличивать поведение, которое вознаграждается.

Развитие осознанности является независимой переменной, связанной с творческими способностями. Можно утверждать, что изменения в работе мозга влияют на восприятие реальности; а изменения в восприятии являются основополагающими для творческой деятельности.

Выводы

Первое, что бросается в глаза после теоретической основы, это то, что творчество — не такой простой процесс, как принято считать. Разнообразие подходов заставляет нас задуматься о количестве моментов, которые заслуживают внимания при изучении творческого процесса. Как и любой процесс, он состоит из фаз, начиная от восприятия мира и заканчивая проверкой творческого поведения в реальном мире. Несмотря на различия, предлагаемые в разных подходах, все они утверждают, что творчество присуще человеку и проявляется в его повседневной жизни.

Когда она позитивно ориентирована, она конструктивно применяется к человеческим достижениям в различных областях, тем самым обогащая человеческую личность. Ориентация на творчество позволяет, начиная с раннего детства, проявлять большую гибкость в повседневных жизненных ситуациях, управлять потенциальными возможностями, которые будут развивать формирующую активность личностной проекции и открытость к окружающей среде. Осознание проблемы, правильное ее понимание, знание основных аспектов, которые могут направлять творчество, позволит будущим педагогам направлять действия, которые будут проецироваться как позитивный вклад в окружающую среду.

Важно помнить, что творчество проявляется не только в художественных сферах жизни, но и во всех ее аспектах. Таким образом, творческий человек сможет найти гениальные ответы на самые разные ситуации, например, на математическую задачу или на то, как решить семейный вопрос. С этой точки зрения, творческий человек имеет преимущество перед нетворческим.

Творчество — это инструмент, который дает свободу и стимул для наиболее полного раскрытия потенциала человека. Человек, не владеющий своими творческими возможностями и обладающий ограниченным воображаемым миром, не может даже желать другого образа жизни. Поскольку творческий человек является творческим во всех аспектах жизни в той же мере, что и нетворческий, мы можем утверждать, что творчество является аспектом, определяющим личность субъекта, поскольку, если рассматривать личность как способ мышления, чувствования и действия индивида более или менее последовательным образом с течением времени, творчество будет выражено в каждом из компонентов личности.