Дэвид Пол Аузубел, создатель теории осмысленного обучения, был ведущим психологом и педагогом в области психологии образования и конструктивизма. Благодаря его теории мы понимаем, что осмысленное обучение не так просто, как мы обычно думаем. Речь идет не только о приобретении знаний через учебу или опыт, но и выходит за эти рамки. Это не дихотомический вопрос (все или ничего, мы учимся или не учимся), а вопрос о степени осмысленности нашего обучения, которая зависит от качества и количества связей, которые мы устанавливаем между предыдущими знаниями и знаниями, которые мы изучаем. Другими словами, это континуум от большей значимости к меньшей.

Если вы учитель, родитель или просто интересуетесь вопросами обучения с детства до взрослой жизни, эта статья: Теория осмысленного обучения Аузубела дает вам возможность узнать больше об осмысленном обучении.

Вам также может быть интересно: Виды обучения в психологии

обучение

Теория осмысленного обучения: краткое изложение

Согласно теории Аузубеля, обучение людей, независимо от их возраста, зависит от их предыдущей когнитивной структуры, которая связана с новой информацией. Когнитивные структуры — это ментальные репрезентации (набор идей и концепций), которые человек строит о фрагменте реальности, поскольку он является личным конструктом и, следовательно, не реален.

Аузубель сказал: «Если бы мне пришлось свести всю психологию образования к одному принципу, я бы сказал следующее: Самым важным фактором, влияющим на обучение, является то, что ученик уже знает. Выясните это и обучите его соответствующим образом».

По этой причине крайне важно знать когнитивную структуру учащегося. Вопрос не только в том, сколько информации знает ученик, но и в том, какие понятия и предложения он/она усвоил/а. Этот факт позволяет лучше ориентироваться в учебной задаче, оставляя в прошлом концепцию «пустого ума, tabula rasa или начала с нуля», и принимая во внимание, что предыдущие знания влияют на усвоение новых понятий, и, следовательно, все предыдущие знания должны быть использованы в интересах осмысленного обучения студентов.

Что такое осмысленное обучение?

Люди учатся осмысленно, когда возникает связь между предыдущими знаниями и новой информацией, которую мы изучаем, и после изучения она сохраняется в нашей когнитивной структуре, чтобы впоследствии ее можно было связать с новой информацией. Поэтому предыдущие знания играют роль опорной точки для новой информации.

Поэтому преподаватели должны следить за тем, чтобы учащиеся могли устанавливать связи между тем, что они уже знают, и тем, что им предстоит узнать. Следует отметить, что изменение предыдущих знаний по мере получения новой информации является обычным явлением. То есть, когда предыдущие знания связаны с новыми знаниями, новые знания могут изменить дезинформацию в предыдущих знаниях.

Значимые стратегии обучения

Существуют различные типы стратегий обучения. Здесь мы сосредоточимся на осмысленных стратегиях обучения, которые должны обладать этими тремя фундаментальными условиями:

  1. Материал учебного содержания должен быть потенциально логически осмысленным, отсылающим к присущим изучаемому материалу характеристикам и его природе. Другими словами, содержание должно быть представлено в упорядоченном, структурированном, связном и других видах.
  2. Содержание обучения должно быть потенциально психологически значимым, с учетом уже имеющихся знаний каждого учащегося в классе.
  3. Студенты должны демонстрировать благоприятную предрасположенность к осмысленному обучению.

Согласно условиям осмысленного обучения Аузубеля, роль учителя и взаимодействие учителя с учениками и содержанием не учитываются. Таким образом, если принять во внимание его роль в получении осмысленного обучения, можно сказать, что именно учитель должен представить содержание в упорядоченном, структурированном и связном виде. Кроме того, чтобы усилить связь между знаниями, учитель может, например, предложить деятельность, чтобы выяснить, какие знания учащихся связаны с новым содержанием, и, исходя из этого, знать, как организовать информацию, чтобы адаптировать ее к потребностям каждого ученика. Наконец, учителю может быть полезно содействовать созданию положительного климата в классе, который побуждает учеников к осмысленному обучению.

Стратегии осмысленного обучения: построение когнитивных структур

Как мы создаем когнитивные структуры? Идеальный способ объяснить, как мы строим наши когнитивные структуры, дает механизм уравновешивания Пиаже, в котором ключевыми понятиями являются ассимиляция, аккомодация, адаптация и уравновешивание. Именно процесс обучения способствует созданию этих структур и, таким образом, порождает уравновешивающий механизм теории обучения Пиаже.

Мы обладаем когнитивными структурами в любом возрасте и по отношению к любому содержанию обучения, хотя они могут быть плохими, ошибочными или недостаточными, но существует некая точка связи между предыдущими знаниями и новой информацией.

Имея предварительные знания, мы сталкиваемся с новым содержанием для изучения. На фоне всего этого происходит процесс усвоения, в ходе которого создается связь между предыдущими знаниями и новым содержанием. Но бывают ситуации, когда связь не обнаруживается, и в этом случае мы окажемся в когнитивном дисбалансе, не получив значительного обучения. Это вызывает дискомфорт и тревогу, и поэтому, чтобы уменьшить или устранить эти чувства, начинается процесс аккомодации, который заключается в том, чтобы начать создавать новые схемы, модифицировать предыдущие, расширять их, реструктурировать, устранять и так далее. Другими словами, это реструктуризация когнитивных структур. С другой стороны, если мы обнаружим предыдущие знания, которые соответствуют новой информации, произойдет значительное обучение, которое приведет, как говорил Пиаже, к серьезному восстановлению равновесия, то есть к более высокому уровню.

Необходимо подчеркнуть, что не существует аккомодации без ассимиляции, поскольку аккомодация — это перестройка ассимиляции, а баланс между ними — это адаптация.

Пиаже не делает акцент на своей теории осмысленного обучения, по его словам, речь идет о расширении знаний. В этом смысле увеличение знаний (осмысленное обучение) происходит только тогда, когда схема ассимиляции представляет аккомодацию.

Если вы хотите узнать больше о стратегиях обучения, здесь вы найдете навыки и метакогнитивные стратегии в обучении.

Примеры осмысленного обучения

Ниже мы покажем ситуации, которые можно взять в качестве примеров осмысленного обучения, чтобы лучше понять, что представляет собой этот тип обучения, как у детей, так и у взрослых.

Примеры осмысленного обучения у детей

На занятиях в детском саду они начинают работать с овощами. В предварительных знаниях ребенка есть представление о том, что брокколи — это зеленый овощ, и он может ошибочно обобщить это знание на все овощи, думая, что все овощи зеленые. Когда учитель объясняет, что цветная капуста — это овощ, ученик изменяет свою схему (аккомодацию), добавляя, что овощи не все зеленые и включают все овощи, упомянутые учителем.

С другой стороны, если ученик знал, что существует много овощей разного цвета, и один из них белый, круглый и с зелеными листьями, когда учитель описывает цветную капусту, ученик найдет связь между предыдущими знаниями и новыми знаниями, так что он/она изменит только название овоща, характеристики которого он/она знал, но не название, что приведет к осмысленному обучению.

Примеры осмысленного обучения у взрослых

На теоретическом занятии в автошколе рассказывают о дорожных знаках. На доске появляется знак опасности коровы, и предварительные знания ученика автоматически связываются с тем, что он видит на знаке. Ее предварительные знания включают, отдельно, физические характеристики коровы и тот факт, что треугольник на дороге означает опасность. Таким образом, она понимает, что этот знак означает, что она в опасности, потому что на дороге ей могут встретиться коровы, и поэтому она должна следить за скоростью.