Будучи одной из многочисленных задач человека, музыка в своих многочисленных и разнообразных формах выражала не только социальную потребность, но и один из самых трансцендентных аспектов человеческого творчества. Например, печатный образ великого «гештальта» Творца, который должен был реализовать свою вселенскую работу из самого Слова. То, что искусство имеет своими дочерьми все живописные, скульптурные, литературные, музыкальные, театральные, танцевальные и т.д. творения, является неоспоримым фактом с начала времен, когда человек был «брошен в мир», по словам Кьеркегора, и оказался вовлеченным в Природу, которая с тех пор и навсегда составила существенную часть его Жизни. Вся Вселенная, согласно моему конкретному опыту, образует великое созвездие ритмов, мелодий и гармоний, как будто это великий вечный концерт.
В этой статье мы рассказываем о теоретических аспектах творчества.
Творчество: определение и значение
Творчество, будучи одним из самых сложных и структурированных психических процессов, позволяет реализовать самые разные, сложные и трансцендентные виды человеческой деятельности. В этот творческий процесс вовлечена вся наша личность.
Благодаря своей артикуляции с человеческой природой, творчество является незаменимым источником, из которого можно черпать, чтобы реализовать на практике самым конкретным образом все то богатство ресурсов, которое «дремлет» в нашей психике. Возможно, нам следует обращаться к этим потенциальным ресурсам в любой момент нашей жизни, когда происходят изменения весьма значительного содержания.
Творчество или акт творчества является неотъемлемой характеристикой человека. Это одна из тайн, которые лежат глубоко в нашем бессознательном. Именно в творении появляется «нечто», чего не было, и именно человек обладает властью создавать и изменять природу вещей, которые будут служить ему ежедневным и трансцендентным «пропитанием».
Анализируя историю творчества, мы удивляемся огромному прогрессу, проявившемуся в 20 веке: атомные теории, относительность, квантовая механика, ядерная физика, генетика, иммунология, кибернетика, радиоастрономия, в этих открытиях человек осознает интимную природу вещей, которые, как всегда, никогда не бывают такими, какими они полностью представляются нашим чувствам. Создавая, человек приближается к сущности, но, повторяя, он приходит лишь к видимости.
Она будет в произведении искусства как таковом (искусство от латинского «artao»: соединять части), она объединит космически (упорядоченно) все, что человеку кажется хаотичным. Таким образом, искусство (хотя и не всегда) демонстрирует тот организующий аспект, ту тенденцию к балансу и гармонии, которая присуща человеческому сознанию. Мы также можем говорить о «другом порядке» или «новом порядке», когда произведение искусства или технология — поскольку оба эти понятия дополняют друг друга — представляют формы, которые отходят от классических представлений. Неопределенность, характерная для конца века, и здесь дает о себе знать.
Все человеческое творчество прогрессирует в смысле увеличения порядка и упорядочивания неравномерного, даже если некоторые беспорядки доставляют нам огромное эстетическое удовольствие. Человеческое творение развивается и будет развиваться в смысле наполнения жизни смыслом.
Однако творчество не развивается постоянно. В его появлении есть определенные неточности. Есть исторические времена, в которые творчество проявляется более глубоко, и другие, в которых оно не проявляется. В этом смысле можно сказать, что творчество, как в творце, так и в историческом творении, развивается скачками. Прыжки эпистемологического характера. Это можно наблюдать как в создании техники, так и в художественном творчестве, будь то музыкальное, литературное или живописное.
Одно творение следует за другим, как в нитке настоящих жемчужин, между которыми существует необходимое разделение во времени и пространстве. Их единство придаст достоверность и уверенность их содержанию.
Именно в настоящем человеческом творчестве мы найдем эти четыре характеристики:
- Они имеют высокий и сложный уровень,
- почти все создатели мертвы,
- все эти изменения затрагивают часть человеческой природы, и
- она растет неравномерно (наша физика будет лучше, чем физика Аристотеля, но современная скульптура не превзойдет классическую). Музыка Моцарта,
Бетховена или Брамса сохраняет свою органическую и структурную актуальность даже в те времена, в которые мы живем.
Цели
Принимая во внимание некоторые из вышеперечисленных и других факторов, мы можем считать эту статью важной для любой деятельности, в которой технические и художественные факторы объединяются. На данный момент мы предлагаем четыре существенные цели:
- Размышлять о собственных творческих возможностях, зная, свидетельствуя и действуя в соответствии с тем, что каждый человек может и хочет делать. Сила и воля неразрывно связаны между собой.
- Поощрять подлинное творчество, объединяя врожденные ресурсы, которыми обладает каждый человек, демистифицируя легкие ресурсы плагиата и копирования.
- Предложить способ индивидуального и группового творчества, учитывающий не только потребности творца, но и потребности исторического момента, в котором он живет.
- Установить восстановление этики, которую предлагает каждый творческий акт, если он подлинный и служит Общему Благу.
Именно в музыке творчество, по-видимому, получило наиболее сильное воплощение. Музыкой занимаются все народы мира. Популярная или профанная музыка, а также религиозная музыка, обе сопровождают непрерывную эволюцию человечества.
Теоретические аспекты творчества/креативности
С незапамятных времен творчество занимало умы человечества. Вопросы о творении всегда вызывали у человечества самые разные вопросы. Таким образом, мифы, легенды и фантастические толкования о том, когда, зачем и для чего был создан человек, породили герменевтику, за пределами которой оказались все науки в соответствии со своими областями исследований.
Но именно религия с самого начала имеет творение как отправную точку всего творения. Творение не было завершено, но продолжается в глубоком процессе воссоздания. Этот процесс воссоздания будет учитываться Творчеством.
Согласно нашим критериям, Творение будет соответствовать божественному плану, а Творчество — человеческому. Таким образом, мы разделяем плоскости применения обоих слов, хотя хотим уточнить, что Творчество на самом деле происходит от самого Творения.
Но чтобы получить доступ к креативности в соответствии с артикуляцией, которую я разработал в спортивной психологии, мы будем использовать специализированную область науки о человеке. Это возможно и в других областях прикладной психологии.
Для этого самым искренним методом будет поиск прочных оснований путем сбора как можно большего количества информации на основе афоризма, предложенного Гуссерлем, т.е. «вернуться к самим вещам». С этой целью, если мы вернемся в историю, мы найдем людей, которые внесли исключительно важный вклад в различные сферы деятельности нашего вида. Художники, техники, визионеры, новаторы во всех областях оставили убедительные свидетельства высокой символической способности, которой обладают люди и которая сама по себе обозначает пропасть между тем, что является чисто человеческим, и предполагаемой эволюцией от животного мира, даже если это поддается проверке. Очевидно, что если мы все разделяем этот мир, то у нас есть похожие «вещи», чтобы населять его. Но тот факт, что мы называем нашу нейро-вегетативную систему именно так, и что время от времени мы встречаем людей, которых не без некоторого предубеждения называем «овощами», означает, что мы вряд ли сможем приравнять овощ к той замечательной и чудесной «машине», которой является человек. Очевидно, что у овощей есть своя фишка! А что уж говорить о деревьях, наших самых старых и безмятежных друзьях!
Акт творения является сугубо человеческой характеристикой, и только человек может осуществить этот бесконечно творческий акт, который и сегодня представляется нам своего рода тайной из-за своего значения и связи с самым глубоким, чем мы обладаем, — нашей трансцендентностью.
Слово и жест творения
Именно через слово или через творческий жест индивид или группа людей совершают так называемый творческий акт, который с нашей точки зрения мы будем называть «творческим актом». Именно благодаря этому типично человеческому действию появляется нечто, чего раньше не существовало, или обнаруживается в другой форме. Этот акт, как показывает антропология, имеет структурную и символическую характеристику и регистрируется в области человеческого.
Но что-то случилось с «древними», которые и сегодня демонстрируют нам свою культуру. Что можно наблюдать, что дает повод для различных интерпретаций, так это то, что, как указывает Д. Моррис (l989), они являются «отстающими». Их культура не продвинулась вперед. Но, можно спросить, так ли это необходимо?
Когда мы подходим к этим «примитивным» культурам с должным уважением, мы обнаруживаем, что эти «остатки», которые были изолированы и даже сдерживались так называемой цивилизацией, изобрели образ жизни, языки, искусство, культы, которые при ближайшем рассмотрении оказываются поразительно оригинальными.
Учитывая, что возраст нашей планеты составляет около трех миллионов лет, человечество за очень короткое время совершило огромную и глубокую историю. Если эта символическая сила так богата, то как может не быть ее непосредственного следствия — творчества?
Замечательное открытие, что человек своей необычностью представляет саму Вселенную, будучи создан из той же материи, которой обладает Вселенная, способствует нашему просвещению. Можно ли в этот момент думать о человеке как о результате невероятной череды совпадений? Не находимся ли мы здесь в рамках одного из многочисленных мифов, которые были необходимы некоторым ученым для доказательства их собственного атеизма?
Разве человек не является вероятным и логичным проявлением, порожденным разумным и упорядоченным «процессом»? П. Патнэм («Будущее Земли, основанной на ядерном топливе», 1950) подсчитал, что если бы наш вид произошел от пары, жившей за десять тысяч лет до нашей эры и регулярно увеличивавшейся со скоростью 1 на 100 в год, то масса человеческой плоти образовала бы сферу диаметром в несколько тысяч световых лет. Очевидно, что это арифметический расчет, но он дает хорошее представление о расширяющихся свойствах живой материи, даже если такие расчеты кажутся парадоксальными и абсурдными в то время.
С другой стороны, почему биологи вынуждены говорить, что организмы — это крайне невероятные объекты, что эволюция — это система, порождающая высокие степени невероятности? Не является ли это также мифической необходимостью в угоду модной парадигме?
Теории
Согласно большинству преобладающих теорий древности, материя, будучи созданной, будет деградировать до конца («Эсхатон»), после которого она умрет. Эти исследования всегда проводились в закрытых системах и на молекулярном уровне, и поэтому были подвержены большим ошибкам в результатах. Эти процессы постепенно вдохновили на такие формулировки, как «ничто не создается, ничто не теряется, все трансформируется».
Этот взгляд, который прежде всего характеризовал прошлое столетие, был существенно изменен исследованиями и открытиями 20-го века. Радиоактивность, теория относительности, квантовая механика, ядерная физика, кибернетика, астрономия и т.д. — все они смогли по-своему показать, что энергия не создается и не теряется, и что во Вселенной нет реального разложения материи.
С другой стороны, согласно А. Дюкропу (Le roman de la matiere, 1970), он уточняет, что «энергетические транзакции, происходящие на тонком, атомном, корпускулярном, инфракорпускулярном уровнях, управляются тем, что кибернетика называет позитивной ретроакцией».
Короче говоря, великим законом Вселенной будет не деградация, а регулярная оценка ее сущности.
Материя призвана порождать все более и более развитые ассоциации. В начале цепочки были частицы. На другом конце мы найдем жизнь. Кибернетика станет архитектором эволюции.
Г. Браун (Вызов будущего человека, 1954) отмечает, что «если количественно жизнь образует лишь очень тонкую пленку на поверхности планеты, которая ее поддерживает, то, тем не менее, она существовала на протяжении большей части истории Земли, а качественно человеческая нервная система представляет собой самую высокую наблюдаемую организацию материи».
Также именно в этом веке образ Фрейда с его открытием законов, регулирующих бессознательные процессы, обосновал сверхдетерминацию ими всего нашего поведения. К этой крайней позиции добавилась позиция Маркса, который, в свою очередь, считал, что из экономических отношений вытекает другая детерминистская причинность.
Каждый по-своему, и принимая во внимание тех авторов, которые также придерживались этой радикальной позиции, мы видим, что все они полагали найти в детерминистических принципах знание всех причин явления, чтобы мы могли абсолютно точно предсказать его.
Этот принцип детерминизма был выведен за скобки теорий Эйнштейна, Гейзенберга и Винера. Какую важную параллель мы могли бы провести между этими учеными и музыкальными творениями Шонберга, Даллапиколы, Веберна, Хоннегера и многих других, которые ввели новые парадигмы, положившие начало новым способам слушания.
Казалось бы, все указывает на то, что человеческое творчество (креативность) развивается в одном направлении: группировать и увеличивать различные порядки, в которых проявляется сама Жизнь. Музыка — постоянный свидетель смены времен и поэтому проявляется в различных структурных модификациях, к которым «ухо» должно привыкнуть, как привыкли во времена Бетховена несколько слушателей к трелям, которые считались не очень «святыми».
Такой неубедительный способ закончить статью не случаен, но также мотивирован необходимостью, чтобы она оставалась такой же неопределенной и колеблющейся, как вибрация Вселенной, которая в своем «бесполезном» расширении ясно показывает, что Творение, по крайней мере, еще не закончило свое существование.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.