На протяжении истории появились различные модели для объяснения человеческого поведения и того, как человек относится к окружающей среде (поведенческая, когнитивная, конструктивистская, динамическая и т.д.), но все они открыты для критики и возражений со стороны других авторов, все они предлагают частичные объяснения и могут быть действительными для объяснения только конкретных аспектов поведения, но не в глобальном смысле. Тогда возникает вопрос: существует ли какая-либо модель, которая сама по себе может охватить всю совокупность сложного человеческого поведения и способна объяснить его на таком уровне эффективности, который позволяет достичь высокой степени единодушия среди ученых?

В этой статье мы поговорим о системном интеракционистском подходе и функциональной модели разума.

психология

Концептуальные рамки

Если мы наблюдаем за явлениями окружающей нас среды, то можно не обсуждать тот факт, что если мы бросим камень в воздух, то он упадет на землю из-за гравитации, или если мы опустим руку в горячую воду, то обожжемся из-за теплообмена, потому что оба события регулируются законами природы, которые являются императивными и не меняются в зависимости от места и времени. Поэтому, если бы мы приняли в качестве референтной системы законы природы, известные и объясняемые наукой (физикой, химией и биологией), и стратегии, используемые наукой (адаптация, разнообразие, отбор, сотрудничество, конкуренция, полезная работа и др. ) в качестве референтной системы, чтобы объяснительные модели поведения, созданные человеком, основывались на них, позволяя нам воспринимать и понимать человеческое поведение таким, какое оно есть, без культурных, идеологических, политических или религиозных коннотаций, которые искажают реальность в своих интересах и являются семенем психологических нарушений, возникающих в нашей повседневной жизни.

Одной из таких моделей является системно-интеракционистский подход, который возник на основе слов Ньютона: «Страницы природы открыты для того, кто достаточно умен, чтобы читать их», и который использует функциональную модель разума в качестве основного инструмента для объяснения человеческого поведения.

Системный интерактивный подход

Краеугольным камнем системного интерактивного подхода является то, что он рассматривает человека как сложную биологическую систему, тесно связанную с окружающей средой, образуя суперсистему «человек-окружающая среда» (SH-E), с которой он обменивается веществом, энергией и информацией. В этой суперсистеме существует бесчисленное множество взаимодействий между различными ее компонентами (людьми, другими живыми существами, объектами, экосистемами и т.д.). Точно так же, в контексте биологической системы человека, существуют многочисленные взаимодействия между многими подсистемами, из которых она состоит (нервной, эндокринной, иммунной и т.д.).

Оба типа взаимодействий поддерживают тесные и взаимодополняющие отношения, поэтому поведение человека можно объяснить, анализируя эти отношения. В результате таких взаимодействий происходят события или создаются ситуации, которые определенным образом влияют на человека и среду, в которой он живет (в семье, на работе и т.д.), и когда результат взаимодействия оказывается вредным (вредным, неприятным, опасным, угрожающим и т.д.) или не таким, как хотелось бы человеку, возрастает вероятность психологического дисбаланса и, как следствие, разочарования, фрустрации и беспомощности, которые являются триггерами психологических нарушений. Наличие этого риска свидетельствует о необходимости знать, как возникают и развиваются эти отношения, чтобы предотвратить их провоцирование событий или ситуаций, нарушающих стабильность и психофизическое равновесие биологической системы человека.

Взаимодействия в суперсистеме SH-E регулируются инструкциями, которые сгруппированы и организованы в различные программы действий, специфичные для каждого типа взаимодействия: физические законы, социальные нормы, обычаи, мода и т.д. во взаимодействиях SH-E, и программы ментальных действий в системе человеческого мозга.

В повседневной жизни людей в рамках суперсистемы SH-E обмен веществом (товарами и услугами), энергией (пищей) и информацией (знаниями) являются основными элементами, поддерживающими взаимодействие, но, хотя все они действуют вместе и дополняют друг друга, данный подход фокусируется только на обмене информацией, то есть на анализе информации, возникающей из фактов и ситуаций, порождаемых взаимодействием человека с человеком и человека с окружающей средой (можно согласиться с несколькими мнениями: одни первичные, другие вторичные) и которые при обработке через различные структуры мозга (посредством соответствующих психических программ) могут быть квалифицированы как «вредные» и порождать психологические нарушения, негативно влияющие на человека в его повседневной жизни.

Основные черты этого подхода в отношении психологических расстройств заключаются в следующем:

  • Во взаимодействии необходимо различать факт или ситуацию, которая возникает в результате него (реальность), и ментальное представление о нем, которое формируется у человека при его интерпретации и придании ему смысла и оценки, поскольку психологическое нарушение возникает из этого ментального представления, а не из самого факта; поэтому можно сказать, что беспокоящий стимул имеет психологическую (субъективную), а не физическую (объективную) природу, и именно эта субъективность оправдывает то, что один и тот же стимул вызывает беспокойство у одного человека и не вызывает его у другого.
  • Этот подход фокусируется в первую очередь на тех отношениях, элементах и обстоятельствах взаимодействия, которые связаны с психологическим нарушением, порождаемым взаимодействием. Она изучает конкретные факторы и характеристики человека и его окружения, которые задействованы, оставляя в стороне те, которые не влияют на взаимодействие.
  • Взаимодействия создают связи когнитивного и эмоционального характера с другими компонентами среды, а страх потерять их, если они выгодны, или неконтролируемое желание получить их, если они недоступны, составляет один из самых важных источников беспокойства в повседневном существовании.

Следуя этому подходу, S-I подход опирается на функциональную модель разума и различные ментальные программы, которые направляют обработку информации в мозговой системе, чтобы выполнить свою аналитическую функцию психологических нарушений и предложить меры по их устранению. Программы содержат необходимые инструкции для осуществления этой обработки (каждая психическая функция имеет специфическую программу), и их важность заключается в том, что часть психологических дисбалансов обусловлена либо органическими и/или функциональными недостатками структур мозга или процессов, которые поддерживают эти программы, либо ошибками или аномалиями в них: неполноценное восприятие и внимание, ошибки интерпретации, сбои в обучении и памяти и т.д.

Применение функциональной модели разума

Функционирование любой живой системы зависит от двух факторов: органической структуры и состава и операционной инструкции или «программы» действия. В области биологической системы человека функции мозга также зависят от этих элементов, поэтому недостатки в его функционировании могут быть обусловлены двумя основными причинами:

  • Повреждение органов, структур и процессов головного мозга вследствие генетических дефектов, травм, инфекций, токсических агентов, заболеваний и т.д. (шизофрения, СДВГ, болезнь Альцгеймера, глубокая депрессия, биполярное расстройство и т.д.).
    Аномалии и недостатки в системах обработки информации мозга, в основном в программах умственных действий, которые содержат инструкции для функционирования этих систем.
  • Применение MFM в основном сосредоточено на изменениях психологического баланса, которые происходят из-за недостатков или аномалий в обработке информации когнитивными и эмоциональными системами мозга, без обязательного (хотя и возможного) органического или структурного повреждения и при правильном функционировании основных биологических процессов. Хотя она в значительной степени опирается на эти процессы, следует подчеркнуть, что основное внимание уделяется психическим явлениям, которые возникают в результате таких процессов при обработке информации в четко определенных структурах мозга: мышление, эмоции, память, сознание, интроспекция и т.д.

Схематическое представление фаз обработки информации, содержащейся в стимуле, согласно MFM, таково:

ВОСПРИЯТИЕ => ИНТЕРПРЕТАЦИЯ => ВЫБОР => ВОЛЕВОЙ ИМПУЛЬС

Использование этой модели преследует две цели:

  • Выяснить, почему определенная информация, поступающая от внешнего стимула (факт или ситуация, возникшая в результате взаимодействия), при обработке с помощью этих ментальных программ преобразуется во внутренний стимул (мысль, идея, желание, эмоция и т.д.), способный вызвать психологическое нарушение, Сюда также входят внутренние стимулы, генерируемые с помощью этих ментальных программ самостоятельно, без вмешательства внешних стимулов и с использованием только информации, хранящейся в памяти (воспоминания о фактах).
  • Определите стратегию, которой следует придерживаться, чтобы выбрать подходящую информацию для замены той, которая вызвала нарушение, и способ введения ее в систему обработки мозга (через идею, событие, поведение, символ и т.д.), чтобы попытаться изменить инструкции ментальной программы, связанной с нарушением, и восстановить психологическое равновесие.

Учитывая, что взаимодействие происходит между двумя элементами: человеком и средой, модель анализирует информацию, поступающую от обоих компонентов, принимая во внимание в качестве основных осей психологические характеристики человека, вовлеченного в нарушение (личностные черты, когнитивные искажения, эмоциональные предубеждения, модели интерпретации и поведения и т.д.) и пространственно-временной-культурный контекст, в котором происходит взаимодействие (последний включает социальный, нормативный, моральный и т.д.).

Согласно этой модели, психологическое расстройство может быть вызвано:

Аномалии или недостатки в психических программах

трудности в восприятии и/или интерпретации информации или в том, чтобы делать это правильно (человек испытывает трудности в понимании реальности); неспособность выбрать ответ на стимул (из-за «ментального блока», или не найдя приемлемого ответа, или не решив выбрать из имеющихся); выбор неадекватных ответов, которые приводят к неадекватным действиям в силу характеристик стимула и контекста, в котором это происходит. Если аномалия приводит к ситуации, которую человек квалифицирует как вредную и имеющую отношение к его существованию, это приведет к возникновению психологического расстройства.

Автономная активация эмоциональной системы

Бывает, что обработка информации происходит правильно, но из-за особенностей стимула (ситуация горя, потеря чего-то ценного, межличностный конфликт и т.д.) человек испытывает изменение эмоционального состояния и воспринимает неприятные и раздражающие телесные ощущения, которые сопровождают его, также влияя на когнитивную систему: отсутствие концентрации, нарушение мышления, трудности в рассуждениях и т.д. Аналогичным образом, он может активизироваться непроизвольно, когда в памяти всплывает тревожное событие прошлого или когда появляется мысль о вредном событии, которое может произойти в будущем.

Специфическое неадекватное поведение

Без «отклонений» в когнитивных и/или эмоциональных функциях. Человек обычно осознает, что его поведение неадекватно (зависимость, ритуалы, мании или неадекватные привычки, неконтролируемые импульсы и т.д.), но не в состоянии контролировать его, поскольку поведение подкрепляется получением приятных ощущений (удовольствие, облегчение, спокойствие и т.д.), хотя он знает, что в среднесрочной или долгосрочной перспективе это может причинить ему вред и страдания.

Одним из ключевых элементов MFM являются ментальные программы, делающие возможной обработку информации, которые подразделяются на следующие:

  • программы восприятия (внимание и мысленное конструирование воспринимаемой реальности).
  • программы интерпретации и выбора ответа.
  • программы побуждения к действию (ее основной элемент — мотивация).

Задача программы восприятия — собрать всю возможную информацию о стимуле (данном факте или ситуации), чтобы построить с ее помощью реальность, т.е. получить, сгруппировать и упорядочить последовательным и логичным образом информацию, необходимую для получения максимально реалистичной мысленной репрезентации того, что воспринимается, и позиции человека по отношению к этому. Основными процессами этой программы являются внимание, которое отбирает элементы среды для восприятия, и сравнение, которое соотносит их с информацией, хранящейся в памяти, чтобы получить ее представление (это необходимо для узнавания и «понимания» стимула).

Программа интерпретации и выбора ответа (SOM) отвечает, с одной стороны, за интерпретацию стимула, чтобы придать ему смысл и предсказать его возможные последствия, а с другой — за выбор ответа на этот стимул. Его оперативник:

a) «Если это воспринимается, то это означает то-то и то-то, и это приводит к таким-то последствиям».

б) «В таком случае я должен действовать таким образом».

Первая часть относится к восприятию и интерпретации стимула, так что на основе того, что человек воспринимает (и что в некоторых случаях может не соответствовать реальной объективной действительности), программа создает интерпретацию события и придает ему значение (которое по своей природе нейтрально), которое она квалифицирует как вредное (вредное, угрожающее, опасное и т.д.), приписывая ему предсказуемые прогнозируемые последствия. ), приписывая ему предсказуемые негативные последствия, вызывая эмоциональное расстройство и активируя физиологическую систему тревоги с характерными для нее неприятными и раздражающими физическими симптомами. Вторая часть касается выбора реакции на тревожный стимул, поскольку даже если интерпретация и ее последствия окажутся верными, выбранная реакция может оказаться неверной и привести к неожиданному результату, вызывающему фрустрацию или ухудшение ситуации. Если тревожное событие повторяется регулярно, оно может породить модель интерпретации и поведения, которая повторяется в том же духе.

В этой программе наиболее значимым процессом является логическое мышление (понимаемое как последовательная обработка информации, т.е. вывод заключения из ряда предпосылок), которое интерпретирует стимул, создавая значение и приписывая ему последствия, и в силу этого выбирает конкретный ответ и дает импульс поведенческой фазе, которая реализует его на практике добровольно и преднамеренно. Однако существуют поведенческие реакции, при которых когнитивная фаза очень ограничена.

Программа побуждения к действию подготавливает человека к выполнению выбранного действия. Его задача — создать достаточную готовность и психическую силу для преодоления лени, слабости, нежелания и т.д. Основные процессы этой фазы относятся к отношению, воле и мотивации.

Одним из наиболее значимых аспектов ментальных программ является психический феномен убежденности, т.е. бесспорное принятие того, что восприятие, интерпретация и оценка стимула человеком совпадает с реальностью. Аналогичным образом, чтобы поведение человека было правильным, оправданным и соразмерным обстоятельствам.

Феномен убежденности — это эмерджентное свойство разума, возникающее, когда уровень соответствия и близости обрабатываемой информации по отношению к той, что хранится в памяти (знания, эмоции, опыт, цели и мотивация), достигает определенного порога согласованности, спонтанно порождая убежденность в том, что вывод, сделанный при обработке информации, является правильным.

Чем больше аргументов мы находим в пользу одной интерпретации/оценки и против противоположной, тем легче нас убедить.

Выводы

В силу вышесказанного, можно сделать вывод, что анализ психологических нарушений на основе МФМ фокусируется на изучении взаимодействия различных подсистем, составляющих биологическую систему человека (в основном тех, которые обрабатывают информацию: нервной, эндокринной и иммунной), и взаимодействия последних с окружающей средой, как определяющих факторов в изменении психологического баланса, который омрачает повседневное существование людей. Такие взаимодействия следуют инструкциям, содержащимся в ментальных программах каждого человека, поэтому в центре внимания находятся те функциональные недостатки и аномалии, которые берут свое начало в одной из ментальных программ, ответственных за сбор и обработку информации, влияющей на основную ось человеческого поведения: мысль-эмоция-действие, и которые порождают:

  • Нарушения когнитивных функций: ошибки восприятия; неправильные, нелогичные или иррациональные рассуждения; неадекватные решения; навязчивые мысли; нарушения памяти; отсутствие концентрации; забывчивость; рассеянность; навязчивые негативные мысли и т.д.
  • Нарушения эмоционального баланса, вызванные ситуациями, квалифицируемыми человеком как «вредные» и порождающие аффективные эмоциональные состояния (печаль, разочарование, бессилие, неуверенность, безнадежность и т.д.) или экзальтированные и резкие эмоциональные состояния (страх, гнев, обида, ненависть и т.д.), которые сопровождаются неприятными и раздражающими физическими симптомами.
  • Неадаптивное поведение: неадаптивные привычки; поведенческие тики и «ритуалы»; обсессивно-компульсивные черты; зависимости; действия, связанные с высоким риском; чрезмерное потребление пищи; импульсивное и/или агрессивное поведение; злоупотребление психоактивными веществами и т.д.