Хотя теория когнитивного диссонанса вдохновила многих исследователей, даже более простая теория может объяснить связь между поведением и установками. Подумайте, например, об инсинуациях, которые мы делаем об установках других: мы видим, как человек действует в конкретной ситуации, а затем приписываем это поведение своим чертам и установкам или силам окружающей среды.

Если мы видим, как родители заставляют своего 10-летнего ребенка извиняться, мы приписываем извинение ситуации, а не их личному сожалению. Теория самовосприятия предполагает, что мы делаем аналогичные выводы, наблюдая за своим поведением. В этой статье мы увидим, что такое самовосприятие, теории о нем и несколько примеров для его улучшения .

Вам также может быть интересно: Внутриличностный интеллект: что это такое, примеры и действия по его совершенствованию.

мозг
Что такое самовосприятие

Когда наше отношение слабое или двусмысленное, мы ставим себя в положение того, кто наблюдает за нами со стороны. Когда мы слушаем друг друга, когда кто-то говорит, мы информируемся о нашем отношении, то есть наблюдение за своими действиями дает нам ключ к пониманию твердости моих убеждений.

Это особенно верно, когда мы не можем легко приписать наше поведение внешним ограничениям. Действия, которые мы совершаем преднамеренно, совершаются сами по себе. Следовательно, теория самовосприятия состоит в том, что когда мы не уверены в своих установках, мы выводим их, наблюдая за своим поведением и обстоятельствами, в которых оно происходит.

Разница между самооценкой и самовосприятием

Под я-концепцией мы подразумеваем образ, который мы создали о себе: не просто визуальный образ, а набор идей, которые, как мы верим, определяют нас, сознательно и бессознательно . Сюда входит почти бесконечное количество понятий, которые можно было бы включить в этот «образ» о нас самих, поскольку каждое представление может содержать внутри себя еще много других, создавая системы категорий, находящиеся одна внутри другой.

Таким образом, я-концепция представляет собой набор характеристик (эстетических, физических, аффективных и т. д.), которые служат для определения образа самого себя. Вместо этого через самовосприятие мы определяем восприятие собственных психических состояний , достижимое путем наблюдения за своим поведением, как если бы он был внешним наблюдателем, или путем самоанализа.

Основные теории самовосприятия

Двумя наиболее известными теориями, касающимися концепции самовосприятия, являются теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера и теория самовосприятия Дэрила Дж. Бема.

Теория когнитивного диссонанса Фестингера

Эта теория говорит о неудобных ситуациях, когда мы чувствуем, что непоследовательны, то есть когда мы вступаем в конфликт с самими собой. В частности, эта точка зрения рассматривает отношения устойчивых предрасположенностей, таких как идеи, мысли или убеждения. В этой статье вы найдете больше информации о теории когнитивного диссонанса .

Теория самовосприятия Бема

Теория самовосприятия идет на шаг дальше, чем теория когнитивного диссонанса. Согласно этой концепции, наблюдая за тем, что мы делаем, мы делаем вывод о том, что нам нравится и что мы об этом думаем . Эта теория приводит к тем же предсказаниям, что и теория когнитивного диссонанса Фестингера, но подчеркивает, что отношения — это просто случайные утверждения, продукты, основанные на поведении, которое у нас было до сих пор.

Что такое самовосприятие? Это процесс, посредством которого мы переходим от идеи удовольствия, производя поведение, к идее обязанности. Например, я играю в теннис, потому что мне это нравится, но если мне за это платят, это становится обязанностью, а не страстью.

Вопреки представлению о том, что вознаграждение всегда повышает мотивацию, Бем утверждает, что ненужное вознаграждение может иметь скрытую цену. Вознаграждение людей за то, что они уже делают с удовольствием, может побудить их приписать свои действия вознаграждению ( внешняя мотивация ), тем самым ослабляя самооценку того, что они делают это ради удовольствия ( внутренняя мотивация ). Имеется в виду эффект чрезмерного обоснования.

Примеры самовосприятия

Теория самовосприятия имела важные последствия в маркетинге и исследованиях потребителей. Например, хорошо известная техника «нога в двери », при которой убеждение клиента согласиться на небольшую просьбу увеличивает шансы на то, что он согласится на более крупную просьбу в будущем, некоторые исследователи объясняют как сам процесс восприятие себя.

Как отмечает Ассоциация исследований потребителей (1976), «нога в дверь» должна быть эффективной, потому что люди используют свое поведение в качестве отправной точки для своих склонностей. Поскольку внешнее давление на первоначальное поведение считается минимальным, люди делают вывод о положительном отношении из своего конформного поведения, которое, в свою очередь, стимулирует последующие действия.

Другим примером самовосприятия может быть ситуация, когда мы не уверены, что наше отношение может оскорбить кого-то, и, анализируя свое поведение , мы пытаемся заставить этого другого человека не чувствовать себя плохо, потому что он важен для наших родителей. Если мы достигнем своей цели, у нас будет хорошее самовосприятие, поскольку нам удалось избежать конфликта и выполнить свою миссию.

Как улучшить самовосприятие

Как мы видели ранее, самовосприятие меняется в зависимости от того, как мы ведем себя в каждый момент времени. Вот два способа улучшить самовосприятие:

  • Тренировка самовосприятия без беспокойства по поводу производительности . Для тренировки восприятия необходимо сознательное восприятие, поскольку мы не можем исходить из предположения, что оно тренируется имплицитно. Чтобы сосредоточиться на восприятии, требуется время и большая концентрация, без отвлекающих факторов. Поэтому упражнения следует выполнять без беспокойства за результат и без какого-либо соревновательного намерения, чтобы сосредоточиться на себе, а не на результатах.
  • Интенсивное наблюдение : упражнения на релаксацию особенно показаны для осознанного восприятия себя; Они также служат для того, чтобы чувствовать то, что приятно, и обострять чувства. Интенсивное наблюдение за собственными телесными сигналами, чувствами и мыслями является необходимым условием эмпатического поведения. Тем, кого слушают и ценят, легче воспринимать и обращать внимание на других, их чувства и их требования.