С точки зрения психобиологического подхода, принятие травматического события — это психическое явление, при котором достигается полная убежденность в реальности воспринятого события, его значении и последствиях. Но это не означает соответствия ему, поскольку травматическое событие по определению является вредным и нежелательным.

Научиться принимать травматическое событие означает признать, что конкретное событие разрушило состояние равновесия и гармонии, которое мы имели, что произошло пагубное изменение в восприятии себя и/или своего жизненного окружения и, скорее всего, изменение отношений, которые мы имели в семье, социальной или рабочей среде, что вызвало чувство боли и страдания. Это также подразумевает предположение, что мы не можем вернуться в прошлое, поэтому не стоит продолжать стремиться к тому, чтобы все было как прежде, и сопротивляться очевидному и непоправимому факту.

Вам также может быть интересно: Что такое психологическая травма?

преодоление боли

Преодоление эмоциональной травмы: необходимость принятия

Природа учит нас, что адаптация любой живой системы к изменениям в окружающей среде является необходимым условием ее выживания. Для того чтобы эта адаптация происходила стабильно и гармонично, необходимо, чтобы в системе поддерживалось состояние равновесия, как того требует принцип термодинамики:

«Открытые системы имеют тенденцию поддерживать инерционное состояние сопротивления изменениям, что придает им стабильность. В этом смысле любая система стремится достичь так называемого «устойчивого состояния», в котором все переменные остаются стабилизированными или колеблются в пределах безопасных границ, так что на любое внешнее возмущение система попытается отреагировать восстановлением устойчивого состояния».

Биологическая система, отвечающая за достижение и поддержание этого состояния, — это гомеостаз. В системе человеческого мозга психологические гомеостатические механизмы эффективны перед лицом тревожных событий, которые вызывают незначительные изменения, и мы адаптируемся к ним без особых усилий; но когда дело доходит до неожиданных событий, которые влияют на физическую и/или психологическую целостность и имеют драматические последствия для человека, эти гомеостатические механизмы не столь эффективны и не могут предотвратить их разрушительные последствия.

В таких случаях первой защитой, которую приводит в действие гомеостатический механизм, является рассмотрение травматического события как чего-то чуждого реальности, мнение, что событие не произошло или что оно не влияет на нас, так что до тех пор, пока мы не принимаем реальность, мы не можем восстановить утраченное психологическое равновесие и эмоциональную стабильность (устойчивое состояние, требуемое термодинамикой). Если нет принятия, то не может быть и адаптации, которая создает психологическое благополучие (может быть принятие через пассивную покорность, но без благополучия). Поэтому можно сказать, что принятие новой жизненной ситуации, навязанной травматическим событием, является частью механизма психологического гомеостаза.

Можно ли преодолеть травму?

Процесс принятия травматического события является сложным и болезненным для большинства людей, переживших его. Нам очень трудно принять тот факт, что у нас больше не будет того, что было до сих пор (здоровья, семьи, друзей, работы и т.д.), или что у нас больше не будет того, что мы хотели бы иметь, поэтому первая реакция на травматическое событие — отрицание или рационализация, чтобы сохранить ту модель мира, которая у нас была.

Для человека, пережившего травму, идея сдаться, уйти из семьи, профессионального или социального мира, не быть вовлеченным в окружающий мир (мир, который его подвел или предал) привлекательна и возникает с огромной силой, и еще больше усложняется, если событие вызвало чувство вины или слепое желание отомстить, если они приписывают вину кому-то другому.

С другой стороны, принятие с последующей пассивной адаптацией к новой ситуации, т.е. ведение повседневной жизни с покорностью и готовностью принять фрустрацию и страдания, вряд ли можно считать истинной адаптацией, поскольку она должна обеспечивать отсутствие психических расстройств и создавать психологическое благополучие. Кроме того, она должна сопровождаться положительной мотивацией на будущее (например, иллюзией достижения желаемой цели).

Необходимо учитывать, что когнитивное противоречие, возникающее в травматическом событии, является внутренним, это борьба, происходящая в нашем сознании, а не в окружающей среде, что подразумевает борьбу с самим собой, в которой модель, которую мы имели о себе и мире (то, что должно быть), исчезает, и мы внезапно вынуждены заменить ее новой (то, что есть). Эта внутренняя борьба является фундаментальной основой трудности принятия, поскольку она требует процесса рассуждения, чтобы понять, что произошло, а затем выработать соответствующую реакцию, которая не приведет к дезадаптивному поведению. В этом смысле Леон Фестингер (1959) указывает: «У индивидов есть сильная внутренняя потребность, которая толкает их на то, чтобы убедиться, что их убеждения, установки и поведение согласуются друг с другом».

Сложность процесса приемки.

Понятно, что человек не проходит путь от возникновения травматического события до его принятия прямо и одновременно, но проходит через процесс нескольких стадий, в котором принятие является конечной стадией, достигнутой, когда человек признает и принимает реальность новой ситуации (описательное приближение этих стадий можно найти в модели пяти стадий изменений Элизабет Кюблер-Росс).

Сложность ментального процесса принятия заключается в его сложности, и один из способов разгадать эту сложность — разбить и проанализировать процесс на части. Исходя из описанных выше характеристик, определяющих событие как травматическое, анализ процесса может быть разбит на различные частичные акцепты:

  • Принятие возможности того, что травмирующее событие может произойти с нами.
  • Принятие существования недостатков в нашей модели мира.
  • Принятие порожденных страданий.
  • Принятие нашей биологической природы.

Процесс принятия травмы

Принятие требует времени и усилий, особенно с учетом перегруженного эмоционального состояния, вызванного стрессом момента, который накладывает ограничения на эффективность процессов рассуждения (в основном потому, что внимание сосредоточено почти исключительно на событии и его последствиях, оставляя в стороне другие обстоятельства окружающей среды). Более того, в этой борьбе противодействующим фактором является то, что разум может обманывать нас с помощью рационализаций, измышлений, проекций, диссоциаций или отрицаний, чтобы оправдать интересующую нас позицию.

Однако наш разум обладает достаточными ресурсами для эффективного осуществления этого процесса, если мы знаем, как правильно их использовать. Как отмечает В. Рамачандран (2011), «разум обычно не приемлет несоответствий и поэтому направляет необходимые когнитивные ресурсы на их уменьшение или минимизацию, но только тогда, когда ситуация достаточно релевантна, то есть когда она имеет достаточное эмоциональное содержание».