Пиаже и Выготский были двумя исследователями, интересовавшимися вопросами образования. Оба внесли свой вклад в исследования обучения и когнитивного развития детей, создав теории, которые с того времени и до сегодняшнего дня остаются в мире образования.

Поэтому мы хотим предоставить вам возможность узнать о двух наиболее признанных теориях обучения, а также об их сходствах и различиях. Для этого не поленитесь продолжить чтение этой статьи о Пиаже и Выготском: различия и сходства между их теориями.

Вам также может быть интересно: Теория когнитивного развития Пиаже

психологи

Теория обучения Пиаже: краткое изложение

Пиаже изучал когнитивное развитие детей, основываясь на своей конструктивистской теории, в которой подразумевается, что дети конструируют свое собственное обучение через активный контакт с тем, что они уже знают, и интерпретацию новых фактов и/или объектов. Другими словами, Пиаже изучал когнитивное развитие людей, сосредоточившись на том, как новые знания приобретаются по мере развития человека.

Поэтому Пиаже разделил когнитивное развитие детей на 4 основные стадии:

  • Сенсорно-двигательный (0-2 года)
  • Дооперациональный (2-7 лет)
  • Бетонные работы (7-11 лет)
  • Официальная деятельность (+12 лет)

На каждом из этих этапов Пиаже обращал внимание на изменение качественного мышления детей, поскольку предполагается, что каждый из этих 4 этапов представляет собой постепенный переход к более сложному и абстрактному способу получения знаний.

Согласно Пиаже, дети развиваются, постепенно проходя эти 4 стадии. В начале этих стадий язык и мышление детей не могут быть изменены, поскольку и то, и другое появляется на протяжении развития этих стадий и формируется вместе с символическим поведением.

Более подробную информацию вы можете найти в статье «Теория обучения Пиаже».

Теория обучения Выготского: краткое изложение

В социокультурной теории Выготского изучалось, как дети учатся по мере своего развития. Однако, придавая значение отношениям между ребенком и его взаимодействием с предметами и окружающей средой, Выготский придает большее значение третьему лицу, т.е. в теории Выготского считается, что для того, чтобы дети развивали свое обучение, участие третьего лица, на которого падает вся важность, является основополагающим. Другими словами, без этого третьего человека отношения детей с окружающей средой и развитие их обучения были бы невозможны или были бы более сложными.

Следует отметить, что Выготский считал, что для проведения исследования развития детей необходимо проводить его в реальных и естественных контекстах, таких как, например, в школе, дома или в семейных ситуациях, с друзьями и т.д. Напротив, проведение исследований в искусственных пространствах (кабинет врача, офис, лаборатория…) может привести к снижению надежности исследования. Кроме того, Выготский также подчеркивает, что дети созревают и развиваются в соответствии с тем, чему они учатся, независимо от их возраста, а также при помощи и поддержке других людей с большими способностями.

Согласно Выготскому, при проведении таких исследований следует учитывать три уровня:

  • Непосредственный интерактивный уровень
  • Структурный уровень
  • Культурный уровень (то, как мы общаемся).

Согласно Выготскому, мы способны общаться с помощью социального языка с самого рождения, и со временем мы укрепляем наш внутренний язык.

Вы можете узнать больше, прочитав статью Лев Выготский и истоки языка.

Пиаже и Выготский: сходство

После краткого изложения теорий Пиаже и Выготского мы представим основные сходства между этими теориями:

  • Интересы: главное сходство, которое мы находим, касается того, что и Пиаже, и Выготский разделяют большой интерес к изучению когнитивного развития людей с момента их рождения.
  • Постоянное обучение: теории обоих исследователей понимают, что обучение людей никогда не прекращается, поскольку развитие людей позволяет им продолжать учиться. Таким образом, обучение никогда не заканчивается, поскольку люди живут в постоянном развитии.
  • Конструктивизм: оба исследователя выдвигают свои теории в рамках конструктивистской парадигмы. Из конструктивизма следует, что для процесса обучения важно, чтобы субъекты были партисипативными, динамичными и интерактивными. По этой причине они считают, что социальное взаимодействие (с окружающей средой, с окружающими людьми и предметами) способствует и благоприятствует обучению людей, хотя ниже мы увидим небольшую разницу в отношении взаимодействия.

Пиаже и Выготский: различия

Вы хотите узнать основные различия между теориями Пиаже и Выготского? Мы приводим их ниже:

1. индивидуальное действие против взаимодействия

Как мы уже говорили выше, оба исследователя считают, что социальное взаимодействие способствует развитию личности. Однако в этом сходстве мы находим и различие:

  • С одной стороны, Пиаже считает, что дети могут учиться автономно, без необходимости взаимодействия, хотя взаимодействие может этому способствовать.
  • С другой стороны, Выготский считает, что для того, чтобы учиться, детям необходимо взаимодействие с другими людьми.

Так, Пиаже придает большее значение индивидуальным действиям, понимая социальные взаимодействия как переменные, влияющие на обучение, в то время как Выготский придает большее значение взаимодействию.

2. Язык

Язык — еще одно различие между теориями Пиаже и Выготского:

  • Выготский считает, что язык существует с момента нашего рождения, называя этот язык социальным языком, который позволяет нам взаимодействовать с окружающей средой, чтобы выразить себя (например, когда мы плачем, мы общаемся). Со временем, согласно Выготскому, у нас развивается интернализованный язык, который позволяет нам мыслить словами и более развернуто выражать то, что мы хотим объяснить.
  • Напротив, Пиаже считает, что вначале у детей развивается эгоцентрический язык, то есть с таким языком дети не способны воспринимать вещи с точки зрения, отличной от их собственной, что затрудняет социальное взаимодействие. Таким образом, согласно Пиаже, со временем у детей развивается социальный язык.

3. Возраст

  • С одной стороны, Пиаже считает, что дети учатся в определенном возрасте, разделенном на 4 уже упомянутые стадии.
  • С другой стороны, согласно Выготскому, дети развиваются в соответствии с тем, чему они учатся, независимо от их возраста.

Другими словами, для Пиаже возраст обуславливает обучение, а для Выготского именно обучение обуславливает зрелость.

4. Тип обучения

  • По мнению Пиаже, тип обучения, который дети используют для развития своего интеллекта, — это обучение через открытие, то есть обучение, в котором дети принимают более активную и экспериментальную роль, без необходимости поддерживать контакт с другими людьми.
  • В отличие от этого, для Выготского, тип обучения, который дети используют для развития, — это совместное обучение, которое требует социальных взаимодействий как с окружающей средой, так и с окружающими людьми.