Ноам Хомский — известный американский лингвист, прославившийся своими психологическими исследованиями языка, и один из великих мыслителей современной эпохи. С самого начала своей карьеры Хомский оказался противоречивой фигурой из-за своих политических пристрастий и карьеры известного социалистического активиста.

Среди множества опубликованных статей и книг, Хомский известен в мире психологии своей знаменитой теорией овладения языком. В этой лингвистической теории он утверждает, что мы рождаемся с врожденной способностью говорить и что процесс овладения языком основан на изучении языковых структур и грамматики. Хотите узнать больше о Ноаме Хомском и теории языка? Тогда мы рекомендуем вам продолжить чтение этой статьи.

Вам также может быть интересно: Отношения между когнитивной психологией и прикладной психологией

психолог

Кто такой Хомский: биография и идеология

Авраам Ноам Хомский родился в 1928 году в Филадельфии, США. Сын украинских иммигрантов, Ноам решил направить свою жизнь и карьеру на изучение лингвистики. Он изучал философию, лингвистику и математику в Пенсильванском университете, а спустя годы был назначен почетным профессором Массачусетского технологического института (MIT).

В 1949 году Ноам женился на Кэрол Шатц, более известной как Кэрол Хомский, известном лингвисте, которая развивала свои исследования по овладению языком параллельно с исследованиями своего мужа. В 1957 году Ноам Хомский опубликовал первую книгу, которая произвела революцию в толковании языка научным сообществом: «Синтаксические структуры». С этого момента он начал готовить публикации, исследования и книги на ту же тему.

С другой стороны, Ноам Хомский также имеет сильную репутацию активиста и критика капиталистической системы, его идеология часто подвергалась критике за симпатии к социалистическим идеям. Он выступил против войны во Вьетнаме и с тех пор продолжает публиковать политические работы с резкой критикой существующей системы.

Теория развития языка Ноама Хомского

Теория Хомского также известна как биолингвистическая. Она утверждает существование определенных структур в нашем сознании, которые позволяют как создавать язык, так и понимать сообщение, каким бы языком оно ни было.

Как происходит усвоение языка, согласно Хомскому?

В своей первой публикации: Синтаксические структуры» (1957)[1], Ноам Хомский предлагает революционную теорию. В ней знаменитый лингвист утверждает, что в человеческом сознании существует элемент, называемый устройством приобретения языка (LAD), который врожденно облегчает знание основных структур родного языка.

Таким образом, относительное сходство в изучении языка в разных культурах и легкость изучения родного языка в детстве объясняется врожденной способностью понимать общие языковые структуры, такие как SVO (субъект — глагол — объект).

Лингвистическая теория Хомского

Таким образом, теория языка Хомского считает, что ребенок не учится языку путем воздействия и подражания, а учится соотносить свои врожденные знания о синтаксических структурах языка с ограниченным набором слов (также известным как лексикон), содержащихся в его родном языке. Эта теория, положившая начало новой концепции лингвистики, была пересмотрена и изменена самим Хомским, чтобы прийти к теории универсальной грамматики (УГ).

Теория универсальной грамматики

Согласно лингвисту Ноаму Хомскому, существует ограниченный набор правил и характеристик, общих для построения всех языков, известный как универсальная грамматика, врожденная для человеческих существ. Таким образом, существует «определенная ментальная структура, сформированная системой правил и принципов, которая порождает и связывает ментальные репрезентации различных видов»[2].

Таким образом, усвоение основных правил языка происходит бессознательно, и Универсальная грамматика устанавливает начальное состояние психологического процесса обучения ребенка. Получая информацию из слов, содержащихся в родном языке, ребенок строит специфический лексикон, к которому он применяет набор признаков Универсальной грамматики. Таким образом, с самого рождения Универсальная грамматика позволяет ребенку бессознательно знать, что есть слова, которые ведут себя как глаголы, другие — как существительные, и что существует ограниченный набор возможностей упорядочить эти категории для формирования предложения.

Модификации теории: более открытый подход

Несколько лет спустя Ноам Хомский заявил, что можно предложить натуралистический подход к его теории. Такой подход показывает, что целью врожденной теории является не сведение приобретения к чисто биологическому факту, а объединение принципов когнитивного мышления с анатомическими и физиологическими исследованиями. В широком смысле натуралистический подход направлен на выяснение того, в какой степени сущность языка и его усвоение зависят от врожденных ментальных операций.

Лингвистическая теория Хомского: язык и мышление

Короче говоря, согласно врожденной теории Хомского, язык — это свойство, которым обладают все люди еще до рождения. Эта теория полностью противоречит бихевиоризму Скиннера, поскольку бихевиористская теория утверждает, что язык приобретается путем обучения и повторения.

Согласно лингвистической теории Хомского, усвоение языка основано на следующих принципах:

  • Только человеческий вид может научиться общаться, изучая язык.
  • Имитация и повторение не мешают усвоению языка.
  • Когда ребенок начинает издавать звуки, он делает это не путем повторения или обучения, а путем активации своего аппарата приобретения.
  • Развитие языка — это свойство, которое действует независимо от интеллекта.
  • Критика теории Хомского: язык и мышление
  • Он не объясняет, как язык производится и воспринимается в реальной, повседневной среде. Его исследования сосредоточены на контролируемых,
  • нереалистичных сценариях.
  • Многие эксперты утверждают, что это простая, редукционистская теория и что она не учитывает такие важные факторы, как обучение и социальное окружение.
  • Эмпирических доказательств, подтверждающих эту теорию, недостаточно, идеи Ноама Хомского и его теория овладения языком довольно абстрактны по тону, и, хотя они пытаются объяснить такие важные процессы, как овладение языком, они нуждаются в дополнительных исследованиях, чтобы доказать их обоснованность.

Ноам Хомский: книги

Можно выделить две четко различающиеся редакционные линии: его политические эссе и исследования по лингвистике. Ниже мы выделим его самые знаковые работы, классифицированные по темам и расположенные в хронологическом порядке.

Книги по теории языка Хомского

  • 1955: Логическая структура лингвистической теории (неопубликованная до 1975 года).
  • 1957: Синтаксические структуры.
  • 1965: Аспекты теории синтаксиса.
  • 1965: Картезианская лингвистика.
  • 1968: Язык и разум.
  • 1968: Звуковой рисунок английского языка (совместно с Моррисом Халле).
  • 1970: Актуальные вопросы лингвистической теории.
  • 1972: Исследования по семантике в генеративной грамматике.
  • 1975: Размышления о языке.
  • 1977: Эссе о форме и интерпретации.
  • 1980: Правила и представления.
  • 1981: Лекции о правительстве и переплете: Пизанские лекции.
  • 1984: Модульные подходы к изучению разума.
  • 1986: Барьеры.
  • 1986: Знание языка: его природа, происхождение и использование. (1986: Знание языка: его природа, происхождение и использование).
  • 1995: Программа «Минимализм». Ноам Хомский: политические книги и эссе.
  • 1996: Откат (Как делится пирог: политика США в конце тысячелетия).
  • 1997: Глобальная деревня
  • 1997: Классовая война.
  • 1997: Мировые порядки, старые и новые.
  • 2002: Пропаганда и общественное сознание.
  • 1983-1999: Роковой треугольник: Соединенные Штаты, Израиль и палестинцы.
  • 2003: Классовая борьба
  • 2006: Природа человека: справедливость против власти, дебаты с Мишелем Фуко
  • 2008: Интервенции
  • 2013: Об анархизме.
  • 2016: Кто правит миром?
  • 2017: Реквием по американской мечте