Суеверия, ритуалы и молитвы — все это примеры магического мышления. Ниже приведены примеры того, как человек применяет магическое мышление, чтобы вызвать определенную реакцию в физическом мире:
Мария готовится к завтрашнему важному собеседованию. Она достает свое счастливое ожерелье, которое надевала на все важные собеседования, выпускные экзамены и тесты. Она знает, что оно принесет ей удачу, как это всегда и происходит. Надев его, она сразу же чувствует умиротворение.
Соня беспокоится о своей матери и ее недавнем диагнозе рака. Перед тем как лечь спать, она произносит защитную молитву за свою мать. Она молится о скорейшем выздоровлении матери и о том, чтобы она не испытывала боли во время болезни раком. Она чувствует себя лучше, зная, что высшие силы повлияют на медицинский диагноз ее мамы.
Настал день игры, и Деннис готов к победе «Патриотов». Он достает свою счастливую майку. Это та самая майка, которую он надевает каждый игровой день, и он знает, что она поможет его команде победить. Он надевает ее и обязательно садится на то же место на диване, что и во время каждой игры. Эти ритуалы важны для него, и он знает, что они влияют на то, чтобы его команда принесла домой еще одну большую победу.
Магическое представление образов приносит человеку комфорт. Человек выполняет определенное действие, желание или мысль, чтобы вызвать реальный отклик в окружающем мире. Человек искренне верит, что его действия или мысли повлияют на физический мир.
В психологии
Магическое мышление было объяснено двумя известными психологами, Зигмундом Фрейдом и Жаном Пиаже.
Зигмунд Фрейд считал, что мыслительный процесс делится на два компонента: первичный процесс и вторичный процесс. Фрейд считал, что первичный процесс — это форма мыслительный процесса, которая движима удовольствием без созерцания препятствий со стороны физического мира. Магический мыслительный процесс не является рациональным или научно обоснованным, и Фрейд считал, что оно развивается в детстве.
Фрейд считал вторичный процесс — концепцию того, что мысль основана на реальности — более зрелым, чем первичный процесс. Вторичный процесс был более приспособлен к мыслительным моделям взрослых. Жан Пиаже согласился с Фрейдом в том смысле, что магическое представление тесно связано с образом мыслей детей, особенно младше 7 лет. Пиаже считал, что в этом возрасте дети не способны твердо усвоить физический мир и применяют магическое образное представление к этой сфере.
Магическое мышление — это вера в то, что не связанные между собой события причинно связаны, несмотря на отсутствие какой-либо правдоподобной причинно-следственной связи между ними, особенно в результате сверхъестественного воздействия.
Вера в эти магические и суеверные формы основана на форме мышления, называемой предлогикой. В своих исследованиях когнитивного развития Пиаже (1926) обнаруживает магическое мышление на дооперациональной стадии, когда дети конструируют реальность на основе таких убеждений, как анимизм, реализм и магическое участие.
Анимизм определяется как склонность детей приписывать душу, как у живых существ, всем объектам, одушевленным и неодушевленным.
Реализм, с другой стороны, заключается в стирании различий между внешней и внутренней реальностью.
Магическое участие — это вера в то, что, выполнив определенный жест, человек повлияет на наступление какого-либо события. На этом этапе принципы причинности, понимаемые рациональным мышлением, еще не структурированы, но основаны на различных отношениях, таких как сходство и смежность.
Существует множество теорий, объясняющих магическое мышление. Например, для социокогнитивистов такая форма мышления объясняется недостатком логических процессов, обусловленным незрелостью когнитивных структур, характерных для детей и примитивных народов. Иной позиции придерживается Московичи (1997), по мнению которого осознанность примитивных людей обусловлено иной глобальной культурой, в рамках которой они находятся: у примитивных людей, например, не существует полярностей, которые мы считаем основой нашего мышления, например, между материальным и духовным.
Характеристики магического мышления
Среди принципов и характеристик магического мышления мы находим:
- Участие. Она представляет собой центр, вокруг которого вращается все функционирование этой формы мышления, поскольку через нее воспринимается связь между двумя явлениями, которые в действительности абсолютно не существуют и не реальны. Магия мысли возникает из иллюзии, которая устанавливается у человека, который, более или менее бессознательно, убеждает себя, в силу этих фиктивных отношений, что он может изменять реальность.
- Непроницаемость для опыта. У людей, в сознании которых преобладает магический способ рассуждения, когда опыт противоречит их мышлению, нет необходимости объяснять неудачу. Таким образом, неудачи магического ритуала могут быть объяснены ошибкой памяти, ошибкой в исполнении ритуала, волей духов или контрмагией.
- Нарушение пространственно-временной организации. Она представляет собой главное отличие магического мышления от логического, она действует, делая возможной искусственную, нелогичную и парадоксальную причинность. По сравнению с пространственной логикой, разрыв, вызванный магическим мышлением, заключается в создании совпадения между целым и его частями, даже когда они разделены. Следовательно, например, тот, кто владеет незначительной частью тела человека, например, волоском или ногтем, может убедить себя, что он может действовать на него, действуя на человека.
- Предсимволизм. Магическое мышление тесно связано с примитивным использованием символов, и магия находится в промежуточной области эволюции символов, в которой символы все еще привязаны к вещам, хотя они уже частично отделены. Поэтому символы в магическом мышлении все еще воспринимаются как участие в вещах и используются на досимволической стадии.
Функции магического мышления
Преобладающее присутствие магического мышления в психической жизни детей и его сохранение во взрослой жизни обосновывается тремя основными функциями (Bonino, 1994), которые частично совпадают:
- Защитная функция, основанная на убеждении, которое питает это мышление, в том, что оно способно контролировать реальность; эта функция является основополагающей в эволюционную эпоху для противостояния ситуациям, которые вызывают страх или неуверенность. Это также является причиной того, что в проблемных ситуациях некоторые взрослые отступают, прибегая к такому образу мышления, чтобы не принимать и не смотреть в лицо реальности.
- Разрешающая функция, основанная на убеждении, что существуют силы, регулирующие события, которая реализуется во всех условиях, в которых человек действует с учетом этих сил.
- Когнитивная функция, благодаря которой магическое мышление заполняет пробелы других форм мышления и открывает то, что невозможно познать с помощью логики.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.