Когнитивизм, появившийся в шестидесятые годы благодаря исследованиям У. Найссера, который сделал первую теоретическую формулировку в «Когнитивной психологии» (1967), расширился благодаря исследованиям А. Коллинза, Г.А. Миллера, Д. Нормана, Г. Мандлера, Д.Е. Румельхарта, Дж. Брунера, что привело к появлению первого доктринального корпуса у Г. Гарднера в «Науке разума» (1985) и у М. Минкси в «Обществе разума» (1986), где когнитивистская позиция признает свой долг перед философией, антропологией, нейропсихологией, информатикой и кибернетикой.

Поэтому когнитивизм — это не психологическая школа, а направление, восходящее к различным психологическим школам и течениям, противостоящим, в частности, бихевиоризму. В этой статье мы рассмотрим различные когнитивные теории, их сущность, типы, примеры, определения и авторов.

движение цели

Когнитивные теории обучения

Прежде всего, мы рассмотрим определение обучения с точки зрения когнитивной теории. Согласно когнитивным теориям, обучение — это когнитивный процесс, который берет свое начало в потребности конструировать и структурировать реальное, подразумеваемое во взаимодействии между «я» и средой, и изучается путем анализа изменений, происходящих в когнитивных структурах человека и его личности.

Когнитивная психология, по сути, разделяет с бихевиоризмом убеждение в том, что изучение обучения должно быть объективным и что теории обучения должны вытекать из экспериментальных данных. Однако если бихевиористские теории изучают обучение как «молекулярный» факт, анализируя связи стимул-реакция, то когнитивные теории изучают обучение как «молярный» факт, анализируя изменения в когнитивных структурах субъекта и его личности.

Согласно Джерому Брунеру, когнитивному психологу и педагогу, каждый человек обладает внутренними мотивами к обучению — концепция, которая остается актуальной с учетом феномена познавательной мотивации, которая может быть обусловлена для взрослых. Брунер определил обучение как феномен «получения информации от кого-то, используя чужой ум», акт открытия, а не случайное событие. Это предполагает ожидание найти закономерности и отчеты в окружающей среде, поэтому решение проблем с помощью структурированных исследовательских стратегий является неотъемлемой частью изучения новых понятий. Однако следует добавить, что при изучении взаимосвязи между мотивацией и обучением задействованы многочисленные факторы, которые обуславливают, в зависимости от различных элементов, успешность обучения. Когнитивные теории подчеркивают, в частности, конструктивный характер процесса обучения; гипертекстовые модели позволяют учиться субъекту, который воспринимает себя как конструктора учебной области. В этой статье мы обсудим теории Брунера об обучении.

Когнитивно-матричные методы обучения направлены на то, чтобы дать учащимся возможность наблюдать, изобретать, открывать для себя когнитивные стратегии, адаптированные к данному контексту. Учитель, предлагая идеи, обратную связь, выстраивает структуру, которая будет полезна каждому ученику для автономного управления процессом обучения. Поэтому системы образования и обучения, основанные на когнитивизме, сосредоточены на передаче учеником ментальных моделей, которым он должен следовать, приобретении когнитивных навыков и когнитивном обучении, которые позволят ему действовать эффективно.

В этой статье вы найдете больше информации о когнитивной теории обучения и теории когнитивного развития Пиаже.

Когнитивные теории эмоций

Фриц Хайдер (1958), по-видимому, является пионером когнитивных теорий эмоций, указывая на связь между эмоциями и когнитивными состояниями и подчеркивая их взаимное влияние. Когнитивные процессы обуславливают наши эмоции и наоборот.

  • Например, если человек восхищается (приятная эмоция) другим человеком, он может начать верить (думать), что тот обладает многочисленными достоинствами.
  • И наоборот, если он испытывает, например, зависть (неприятную эмоцию) по отношению к другому, он может приписывать (думать) другому различные негативные характеристики. Таким образом, наше знание может быть обусловлено присутствием эмоции.

Основу современных когнитивных теорий эмоций можно найти в работе Магды Б. Арнольд (1960). Арнольд (1960), который, помимо прямого и косвенного влияния на более поздних теоретиков, предположил, что оценка события является основой любой эмоциональной реакции. Эмоции, со всеми связанными с ними физиологическими изменениями, начинаются с когнитивной оценки происходящего в окружающей среде (ситуационные предшественники), и одна и та же ситуация может вызывать разные эмоции у разных людей, в зависимости от сделанной оценки. Следовательно, когнитивная терапия направлена на изменение интерпретаций, мыслей и убеждений, чтобы соответственно вызвать другие типы эмоций. В этой статье о когнитивно-поведенческой терапии мы обсуждаем когнитивные техники.

В 1980-х годах все больше когнитивистских психологов начали изучать эмоции, до тех пор являвшиеся преобладающим интересом психодинамической традиции. Благодаря такому вниманию, теории оценки эмоций множились, наглядным примером является модель проверки оценки стимула (SEC) Клауса Райнера Шерера (1984). Автор предложил сеть для изучения процесса оценки события-стимула, что очень важно, поскольку эмоциональная реакция будет связана с ним. Множественность элементов, участвующих в процессе оценки события со стороны индивида, объясняет, почему одна и та же вызывающая ситуация может вызывать разные эмоции у разных людей. Впоследствии сам Шерер (2001) пересмотрел свою модель, сформулировав теорию последовательного контроля дифференциации эмоций.

В те же годы Ортони, Клор и Коллинз (1988) изучали вклад знаний в эмоциональные процессы. Из их теории, в которой они также рассматривают отношения между событиями, агентами и объектами, мы выводим идею о том, что существует своего рода цепная реакция, которая начинается с того, что человек (сознательно или бессознательно) фокусируется на событии, которое, вызывая эмоцию, готовит его к действию.

Когнитивные теории мотивации

Теория базовых потребностей Макклелланда стала важной вехой в изучении когнитивных детерминант мотивации. Дэвид Макклелланд выделяет три основные причины:

  • Потребность в успехе (или успешность) отражает стремление к успеху и страх неудачи.
  • Потребность принадлежать сочетает в себе желание защиты и социальности со страхом быть отвергнутым другими.
  • Потребность во власти отражает желание доминировать и страх перед зависимостью.

Люди различаются по силе каждого из этих мотивов, а ситуации различаются по степени их взаимосвязи и стимулирования того или иного мотива.

Значительная роль отводится когнитивным процессам, которые каталогизируют стимулы в связи с мотивами, определяя характер и интенсивность мотивационных векторов, неявные мотивы, побуждающие к действию, берущие начало во внешних стимулах, вызывающих специфические эмоциональные реакции. Впоследствии, по мере обучения, развивается когнитивная схема, которая организует эти эмоциональные реакции в положительные и отрицательные категории, таким образом, определяя, к каким стимулам следует стремиться, а от каких отгонять. С опытом и обучением все большее число ситуаций начинает ассоциироваться с этими сильными стимулами, закрепляя мотив и превращая его в явную мотивацию.

Теория атрибуции Вайнера основана на ретроспективных суждениях о причинах (внутренних или внешних), приписываемых их выступлениям.

  • Люди, которые связывают свои достижения с личными способностями, а свои неудачи — с недостаточной целеустремленностью, выполняют более сложные задачи и упорно держатся, несмотря на неудачи.
  • И наоборот, те, кто связывает свои неудачи с недостатком способностей, а успехи — с ситуационными факторами, будут склонны к заниженным обязательствам и легко сдаваться при первых же трудностях.

Теория ожиданий-ценностей (Дж. В. Аткинсон, В. Х. Врум, Фишбейн и Аджзен) в различных формулировках связывает мотивацию как с ожиданием наступления определенных результатов, так и с привлекательностью этих результатов. Что отличает различные модели, так это тип мотивации, к которому применяется теория: для Аткинсона (переформулировавшего теорию базовых потребностей Маклелланда) мотивация успеха, для Аджзена и Фишбейна — субъективная норма, для Врума — убежденность в том, что поведение достижимо при наличии обязательств. В этой статье мы обсудим теорию ожиданий Врума.

Наконец, теории, ориентированные на осознанные цели, полагаются на способность ставить стимулирующие цели и оценивать собственные результаты в качестве одного из основных механизмов мотивации. Мотивация, выраженная через стремление к стимулирующим стандартам, была подтверждена в области исследования выбора целей (теория целеполагания Эдвина А. Локка и Гэри П. Лэтхема).

Когнитивные теории личности

Когнитивные теории личности начали развиваться во второй половине 59-х годов, широко распространились в 60-х и 70-х годах и затем стали актуальной эталонной моделью также в терапии расстройств личности.

Первой релевантной теорией, частично адаптированной к новым когнитивным подходам, является теория, разработанная Джорджем Р. Келли: его теория личностных конструктов утверждает, что личность — это интегрированная организация, основанная на схемах или конструктах, с помощью которых индивид познает, интерпретирует и изменяет себя по отношению к окружающей среде. Человек — это своего рода ученый, который проживает жизнь как эксперимент, с предсказаниями и проверками последствий собственного поведения. Теория Келли нашла широкое применение в клинической психологии и психотерапии.

Также исследования когнитивных стилей Эрнана Виткина и коллег (1954), Леона Фестингера о когнитивном диссонансе (1957), Джорджа С. Кляйна о когнитивном контроле мотивации и Фрица Хайдера об атрибуции (1958) способствовали когнитивному сдвигу в изучении личности в 1960-х годах.

Внутренние дебаты в теориях личности по поводу заданного рельефа или структуры личности или ситуации окружающей среды сместились в сторону концепции динамического взаимодействия между личностью и окружающей средой под руководством ожиданий, целей, схем, конструктов и саморегуляции личности. Наиболее важный вклад в эту историческую эволюцию в направлении интеракционистской теории когнитивных основ внесли Альберт Бандура и Уолтер Мишель. При таком подходе, в котором личность и социальная среда находятся во взаимодействии, неизбежен перелив психологии личности в социальную психологию, и наоборот.

Теория атрибуции, разработанная Хайдером и развитая несколькими психологами, была предложена одновременно в качестве объяснения как личности, так и социального поведения: тема социальных представлений является примером актуальной области исследований, в которой пересекаются индивидуальные когнитивные процессы и социальные контексты.