Карл Роджерс — один из самых влиятельных теоретиков, терапевтов и исследователей в области психологии. Его подход к терапии заключается в том, чтобы позволить пациенту, которого он предпочитает называть клиентом, контролировать свою собственную терапию. Первоначально он назвал ее недирективной терапией, поскольку считал, что терапевт должен держаться подальше от активных попыток помочь клиенту. Вместо этого, терапевт должен быть сочувствующим, слушающим помощником.

психолог

Терапия, ориентированная на клиента

Умение слушать — это один из тех навыков, о которых все думают, что они ими владеют, но мало кто делает это на самом деле. Роджерс ввел «технику», известную как отзеркаливание: терапевт слушает клиента и «отзеркаливает» значимые мысли и чувства, рассказывая клиенту то, что он слышал от него.

Некоторые терапевты делают это механически, что делает их похожими на попугаев с дипломом психолога, но это не то, чего хотел Роджерс. Это должно быть искреннее общение, выражающее понимание и заботу. Сегодня зеркальное отражение — это лишь одна из составляющих того, что называется активным слушанием. Роджерс считает, что работа терапевта заключается не столько в том, чтобы делать то или иное, сколько в том, чтобы «быть» определенным образом для клиента. Он говорит о трех качествах, которые терапевт должен проявлять во время терапевтических сессий:

  • Он или она должны быть конгруэнтными. По сути, это сводится к тому, чтобы быть честным, а не неправдивым. Роджерс был особенно озабочен тем, что терапевт должен быть честен в своих чувствах. Он считал, что клиенты всегда могут определить, когда вы притворяетесь, поэтому для построения доверительных терапевтических отношений конгруэнтность необходима.
  • Он или она должны обладать эмпатией. Терапевт должен уметь сопереживать клиенту, понимая его не столько как психолог, сколько как человек, который тоже видел часть его проблем. Терапевт должен уметь смотреть в глаза клиента и видеть себя. Активное слушание — это способ, с помощью которого терапевт может показать, что он или она действительно пытается понять клиента.
  • Он или она должны демонстрировать клиенту безусловное позитивное отношение. Это не означает, что терапевт должен любить клиента или даже нравиться ему. Это означает, что он или она должны уважать их как людей, а не осуждать их. Это может быть самым трудным для терапевта, но Роджерс считает, что только почувствовав уважение, клиент может стать лучше.

Равные консультационные отношения

В более ранних теориях терапевт автоматически занимал «уникальную» позицию в терапевтических отношениях. Подумайте о качелях, где терапевт находится выше, чем клиент. В отношениях консультирования присутствует неотъемлемый «эксперт». Роджерс выступал за более равноправные отношения между психологом и клиентом. Теперь психолог и пациент на качелях могли смотреть прямо друг на друга. Роджерс также был одним из первых терапевтов, который использовал термин «клиент» вместо термина «пациент».