Теория разума относится к способности человека воспринимать и предсказывать, что у других людей тоже есть свои идеи, мысли, чувства и что, как и у нас, у них тоже есть внутреннее состояние.

В этой статье мы расскажем, в каких случаях может наблюдаться дефицит этой способности, и, наконец, объясним некоторые упражнения, чтобы вы могли знать, как шаг за шагом работать над теорией разума.

Вам также может быть интересно: Как работает человеческий разум?

мышление

Что такое теория сознания?

Считается, что у человека адекватно развита теория мышления, если он способен понять, что у другого человека есть свои собственные ментальные состояния и что они могут отличаться от его собственных. Эта способность развивается с 4 или 5 лет, когда другие основные когнитивные способности уже развиты.

Эта теория чрезвычайно важна, поскольку необходимо развивать эту способность для того, чтобы иметь возможность взаимодействовать с другими людьми, уметь сопереживать им и понимать, что происходит в их внутреннем мире, а также то, как они действуют и ведут себя. Но что происходит, когда этот навык не развивается должным образом?

В некоторых случаях могут возникнуть трудности с адекватным развитием теории мышления, наиболее распространенный случай — люди с расстройством аутистического спектра.

Развитие теории мышления у детей с аутизмом

Люди с расстройством аутистического спектра (РАС) не могут отличить, что происходит в их внутреннем мире и что происходит во внутреннем мире других людей. Именно по этой причине им крайне сложно адекватно взаимодействовать с другими людьми, так как им не хватает эмпатии.

Среди основных трудностей, которые проявляются у людей с расстройством аутистического спектра, можно назвать следующие:

  • Трудности с осознанием истинных намерений других людей.
  • Трудность в понимании эмоций и чувств других людей, поэтому эмпатия не может существовать в узах.
  • Трудности в прогнозировании и понимании поведения других людей.
  • Трудности в осознании того, как его комментарии и действия влияют на то, что о нем думают другие.
  • Трудности с пониманием причин социальных взаимодействий.
  • Трудности в осознании того, обманывают их или нет, а также во лжи.

Если вы хотите узнать, как правильно развивать их навыки, рекомендуем вам прочитать следующую статью: Теория ума у детей с аутизмом.

Как работать над теорией разума шаг за шагом: упражнения и примеры

Здесь мы покажем вам несколько упражнений, которые можно применять к детям с расстройством аутистического спектра и которые помогут им постепенно наладить контакт с собой и другими людьми, а главное — развить теорию мышления.

Упражнения для облегчения их взаимоотношений с окружающей средой
Это упражнение позволит им познакомиться с использованием глаголов, связанных с каждым чувством (зрение, слух, вкус, осязание и обоняние). Вот как это сделать.

  • Чувство зрения: глагол — видеть. Положите 3 предмета на стол перед ребенком и спросите его, что он видит на столе. После того как он ответит, что видит, задайте вопрос: «Что я вижу на столе?» и подождите, пока ребенок ответит правильно. Таким же образом можно менять предметы или увеличивать их количество, можно даже размещать разные предметы перед ребенком и перед собой. После выполнения этого упражнения проводятся другие упражнения, в которых предметы распределяются в комнате и ребенку задаются подобные вопросы, а также это упражнение можно провести на улице или увидеть через окно, то есть чтобы они находились далеко друг от друга.
  • Обоняние: глагол-олень. Ребенку показывают различные предметы, которые он должен понюхать и ответить на вопрос: «Чем ты пахнешь?», а затем ответить на вопросы типа: «Чем я пахну?
  • Чувство вкуса: глагол-знание. Ребенку дают попробовать сладкие, соленые, кислые, острые и т.д. продукты и спрашивают, каков каждый из них на вкус. Мы также можем использовать вспомогательный материал, который позволит ребенку графически увидеть, что едят, и выражение лица, которое обычно делает человек, пробуя различные вкусы.
  • Слух: Глагол — слышать. Используются предметы, издающие различные звуки, и ребенка спрашивают, что он слышит с каждым из них, и в то же время ему говорят, что он слышит, а также спрашивают, что он слышит.
  • Прикасаться: глагол прикасаться. В этом типе упражнений ребенку можно дать приказ, например: «прикоснись к стулу», «прикоснись к моему лицу» и т.д., а также попросить описать, что он/она делает, в данном случае: «я прикасаюсь к стулу», «я прикасаюсь к твоему лицу» и т.д. Также спросите его/ее, что трогает или делает другой.

Упражнение для облегчения визуальной перспективы

Эти упражнения помогают ребенку понять, что каждый человек может видеть разные вещи.

  • Упражнения. Ребенка просят нарисовать на листе бумаги что-то разное на каждой стороне. Затем мы встаем перед ребенком и, держа лист бумаги, спрашиваем его: «Что ты видишь на листе бумаги?», после его ответа мы спрашиваем его: «Что я вижу на листе бумаги?», на что ребенок должен ответить, что изображено на рисунке на другой стороне листа бумаги. Это упражнение повторяется с другими рисунками, даже если ребенок не умеет или не хочет рисовать, нужно сделать рисунки самому.
    Далее, чтобы дополнить эти упражнения для развития теории ума шаг за шагом, мы предлагаем вам 15 упражнений на расслабление для детей.

Больше упражнений для работы над теорией ума
Другие примеры, которые мы хотели бы предложить вам для правильного развития этого навыка, следующие:

  • Упражнение «Ситуации и различные перспективы
    Цель этого упражнения — научить ребенка тому, что каждый человек может испытывать и знать вещи, отличные от тех, которые испытывает другой человек. Например, один человек может знать, что вода холодная, потому что он уже прикасался к ней, а другой нет и поэтому не может знать.
  • Упражнения. Перед ребенком ставят коробку и спрашивают: «Знаешь ли ты, что находится внутри этой коробки?», ребенок отвечает, что не знает, и ему говорят, что он не может знать, потому что коробка закрыта и он не может ее увидеть. Затем коробка открывается, и ребенка снова спрашивают, что в ней находится, на что ребенок отвечает, что он видит. Дайте ему/ей понять, что сказанное им/ею верно, и укажите на то, что он/она знает это, потому что смог/а это увидеть. То же самое можно сделать и с подарком-сюрпризом.
  • Упражнение на знание разницы между словами и мыслями
    Цель этого упражнения — дать ребенку возможность почувствовать и распознать различные глаголы, а также соотнести их с умственными действиями, так как это поможет ему применить их к другим людям. Мы начнем с более простых и легких упражнений, таких как показанное ниже, но необходимо постепенно увеличивать сложность упражнений.
  • Упражнения. Вы можете использовать графику и мультфильмы, чтобы показать ребенку различные повседневные ситуации, например, показать изображение ребенка, который ищет свою игрушку, и пока он это делает, объясните, что ребенок, вероятно, думает что-то вроде: «Где моя игрушка?», затем ребенок встречает своего брата и спрашивает его: «Где моя игрушка?», чтобы он понял разницу между думать и говорить.