Мы живем в сложной среде, где происходит множество явлений и генерируется большое количество информации, которая требует умственного механизма для ее организации с целью построения связного объяснения. Перед лицом этой ситуации возникает вопрос: как разум организует всю информацию, которую мы воспринимаем из окружающей среды, чтобы создать ее мысленное представление и дать нам связное объяснение происходящего вокруг нас? Продолжайте читать эту статью, чтобы узнать, как работает человеческий разум.

разум человека

Как разум организует информацию из окружающей среды

Как и любая система обработки информации, наш разум опирается на ряд инструкций, которые образуют своего рода «ментальную программу», направляющую весь процесс, организуя информацию, воспринимаемую органами чувств, для создания объяснения окружающего нас мира.

С другой стороны, с психологической точки зрения, конструктивистская теория утверждает, что органы чувств предоставляют нам информацию о реальности, но эта информация слишком хаотична для нашего мозга, поэтому он должен ее структурировать и упорядочить. Сейчас мы на примерах пройдемся по этой ментальной программе, чтобы понять, как работает человеческий разум.

Структура ментальной программы

Ментальная программа состоит из двух типов инструкций:

  • Врожденные: они заложены в определенных структурах мозга, участвующих в обработке информации, и являются общими для всех людей.
  • Приобретенные: они исходят из социальной сферы и зависят от социально-экономического и культурного контекста момента и авторитета, который их устанавливает. Они оценивают, упорядочивают и классифицируют информацию, полученную из окружающей среды.
  • Набор этих инструкций, если они последовательны, позволяет сделать результат обработки нашим мозгом информации, воспринимаемой из окружающей среды, когерентным (когерентность — это механизм, который связывает информацию, заложенную в стимулах, воспринимаемых нашими органами чувств, с той, которая уже хранится в других уже существующих нейронных паттернах). Умственная программа «видит» в воспринимаемых ею данных последовательности, совпадающие с теми, что хранятся в памяти, и постепенно вырабатывает правила, связывающие их.

Этот механизм предотвращает принятие любого исхода для объяснения события, ограничивая их теми, которые являются непротиворечивыми, а также позволяет избежать психологического стресса от когнитивных несоответствий (когнитивный диссонанс, самообман, механизм подавления неприятных и травмирующих воспоминаний и т.д.).

Врожденные инструкции

Неврологи Эндрю Ньюберг и Юджин Д’Аквили указывают, что существуют нейронные структуры (сеть нервных тканей, выполняющих определенные функции), которые они называют когнитивными операторами, действующими одновременно, как алгоритмы, упорядочивающие восприятие реальности (когда активируется оператор, в действие вступают несколько удаленных областей мозга). Они составляют основу аналитических функций мозга и возникают из структур мозга (они представляют собой биологически обусловленное стремление к порядку и смыслу и зависят от генетической одаренности и их развития на ранних этапах жизни). По мнению этих авторов, существуют следующие операторы:

  1. Холистический оператор позволяет нам видеть мир как единое целое. Благодаря ему из множества листьев, веток и стволов мы узнаем лес. Холистический оператор обусловлен активностью височной доли правого полушария. В следующей статье вы можете узнать больше о функциях правого и левого полушарий мозга.
  2. Редукционистский оператор работает в направлении, противоположном холистическому оператору. Он представляет собой аналитический потенциал. С его помощью мы делим целое на части. Он расположен в левом полушарии.
  3. Оператор-абстракционист извлекает общие понятия из отдельных обстоятельств. Так, например, это позволяет нам отнести немецкую овчарку, бульдога и пуделя к категории «собаки». Эта функция в основном расположена в левой височной доле.
  4. Количественный оператор — это расчетливый ум, оценивающий размеры, количества, времена или расстояния и выполняющий математические расчеты.
  5. Каузальный оператор интерпретирует реальность как цепь причин и следствий. Каузальный оператор стимулирует наше любопытство и побуждает нас к расшифровке секретов окружающего мира. Благодаря этому оператору мы находим решения не только для эмпирически проверяемых событий, но и для поиска причинно-следственных связей во всех видах явлений, не исключая и метафизические загадки, такие как возникновение космоса или смысл смерти.
  6. Бинарный оператор вносит порядок в мир и помогает нам понять смысл различных явлений вокруг нас. Это помогает нашей способности воображения сводить сложные ситуации к простым парам противоположностей: вверх и вниз, влево и вправо, внутрь и наружу или вперед и назад. Такое бинарное мышление обеспечивает быстрые и простые данные, помогающие нам сориентироваться. Неврологически бинарный оператор расположен в нижней части височной доли.
  7. Эмоциональный оператор присваивает эмоциональные значения каждому элементу восприятия и осознания. Этот оператор также управляет нашим интенциональным миром, связывая все эти перцептивные содержания с чувствами и эмоциями.

Как использовать свой разум в полной мере

Приобретенные инструкции

Когнитивные операторы представляют собой первую линию сортировки воспринимаемых стимулов из окружающей среды, но они не обладают способностью предложить более конкретное объяснение. Необходимо учитывать, что человеческое общество очень сложно во многих отношениях и требует большей глубины и точности в объяснении событий, происходящих в окружающей нас среде.

Чтобы разрешить эту ситуацию, разум нуждается в конкретных инструкциях, более соответствующих реальной ситуации в данный момент, чтобы помочь ему организовать воспринимаемую информацию. Эти инструкции (нормативные коды, системы ценностей, исторические верования и традиции, мода) исходят от социальных организмов и интегрируются в области когнитивной и эмоциональной систем, где воспринимаемая информация о событии обрабатывается для придания ему смысла и оценки.

Приобретенные инструкции образуют широкий и разнообразный набор и не являются одинаковыми у всех людей, но у них есть общие принципы, на основе которых они формируются. Эти принципы служат ориентиром для интерпретации и оценки различных сценариев нашей повседневной жизни, и среди наиболее значимых можно выделить следующие:

1. принцип «выгода — ущерб

Он служит эталоном для квалификации самых разных ситуаций как полезных и приемлемых или вредных и неприемлемых. Этот принцип побуждает нас оценивать опасности, риски и вред любого рода (физические усилия, потраченное время, моральные дилеммы, экономические затраты, личные жертвы, соблюдение правовых норм и традиций, возможность семейных, рабочих или социальных конфликтов и т.д.) и сравнивать их с выгодой от ситуации. Этот принцип заключается в том, что, поскольку люди часто живут в группах, он позволяет проводить различие между «что хорошо или плохо для меня» и «что хорошо или плохо для другого».

2. Принцип относительности

Исходя из этого принципа, мы организуем, классифицируем и оцениваем элементы и события окружающей среды: большие, маленькие, хорошие, плохие, полезные, бесполезные; а также людей, с которыми мы общаемся: умелые, гордые, преступные, мудрые и т.д. Для этого мы прибегаем к стратегии соотнесения и сравнения одних элементов с другими и одних событий с другими, таким образом, что элемент принимает значение при сравнении с другим элементом, поскольку ни один из них не имеет конкретного значения сам по себе. Что-то является большим или маленьким, высоким или низким, сладким или соленым в зависимости от того, с чем это сравнивается. Точно так же никто не является абсолютно умным, богатым, высоким, честным и т.д., но является таковым в сравнении с моделью типа для каждой характеристики (то, что мы называем архетипом).

3. Принцип взаимосвязи между эмоциональной и когнитивной системами

Обе системы обычно действуют вместе, хотя иногда эмоциональная система действует первой, а иногда когнитивная, в зависимости от обстоятельств. Когда эмоции, которые по своей природе быстры и неоднозначны, становятся доминирующей «квалифицирующей» силой, они изначально препятствуют или мешают прохождению рассуждений и размышлений (а значит, и здравомыслию), оставляя их на втором месте.

Если впоследствии (через несколько миллисекунд) вмешивается разум, он следит за тем, чтобы интерпретация, продвигаемая эмоциями, происходила в «разумных» пределах и не была вредной, анализируя возможные результаты и их последствия (временная проекция действия). Но иногда этот контроль разума оказывается недостаточно сильным и уступает диктату эмоций. Проблема может возникнуть, когда две системы дают противоположные оценки, т.е. эмоции, которые мы испытываем по поводу события, не соответствуют рассуждениям, используемым для его интерпретации. Борьба между этими двумя вариантами может привести, если она будет продолжаться, к психическому расстройству.

4. Принцип непредвиденных обстоятельств

Наши действия являются частью причинно-следственных цепочек, которые приводят к ожидаемому результату, но может случиться так, что в силу различных причин этот результат не наступит, а произойдет другой, непредвиденный. По этой причине ожидания того, что определенные события произойдут, следует рассматривать как возможности, которые с большей или меньшей вероятностью могут произойти. Этот принцип подводит нас к важному вопросу: различию между возможностью наступления события и вероятностью того, что оно действительно произойдет. Событие может быть возможным, но маловероятным (страх, например, заставляет нас считать очень вероятным событие, которое, хотя и возможно, но вряд ли произойдет).

5. Принцип сродства

Жизнь стремится к образованию кластеров (от простых клеток до сложных организмов), и в человеческих группах происходит нечто подобное, одиночество не является естественным, так как выживание более реально в группах, а они образуются по принципу родства (наиболее распространенные критерии родства: внешность, верования, традиции, желания, хобби, интересы и т.д.). Несмотря на индивидуальные различия, необходимость сосуществования приводит к созданию аффинных групп, в которых каждый человек вносит определенный вклад (функцию) в баланс и выживание группы.

В этом принципе действуют два типа «психических» сил: силы притяжения, которые способствуют развитию отношений с другими людьми, и другие, которые стремятся их отвергнуть. Если первые преобладают над вторыми, то отношения будут стабильными и плодотворными; если же преобладают отвержение или безразличие, то отношения будут иметь тенденцию к исчезновению или станут «токсичными».

Наконец, фундаментальный вопрос об этих инструкциях, учитывая, что они создаются группами и социальными образованиями, заключается в том, чтобы определить, кто решает, каким инструкциям следует следовать в каждом вопросе или ситуации и какие ограничения должны быть установлены. Обычно они создаются местным или национальным органом власти, группой экспертов, международными органами и т.д. Их задачей будет решить, какие критерии мы должны использовать для оценки и квалификации повседневных событий, которые влияют на нас. Это вопрос определения того, что хорошо и что плохо, что справедливо или несправедливо, что приемлемо или неприемлемо, что правильно или неправильно.