Гештальт-подход (ГП) — это целостный подход, т.е. он воспринимает объекты, и особенно живые существа, как единое целое. В гештальте мы говорим, что «целое — это больше, чем сумма его частей». Все существует и приобретает смысл в определенном контексте; ничто не существует само по себе, в изоляции.

Вместе с системной терапией ЭГ — это, по сути, приземленный образ жизни. Она не предназначена для того, чтобы поставить человека на путь эзотерики или просветления. Это способ быть в этом мире полностью, свободно и открыто; принимать и брать на себя ответственность за то, что мы есть, не используя никаких ресурсов, кроме оценки очевидного, того, что ЕСТЬ. ЭГ сама по себе является образом жизни; поэтому правильнее называть ее «подходом», что является более широким термином, а не «терапией», которая ограничивает возможности ее применения клиническими. Здесь, мы расскажем вам все о гештальт-психотерапии: концепции, принципы и техники.

психология

Что такое гештальт-психотерапия: определение — Гештальт-психотерапия

Гештальт-психотерапия является одной из моделей в рамках движения гуманистической психологии. Фриц и Лора Перлз, два пионера этой терапии, определяют ее как философию очевидного, поскольку ее целью является постижение того, что очевидно в данный момент.

Для того чтобы правильно определить гештальт, важно знать, что он часто ассоциируется с такими выражениями, как «терапия осознания», «контактная терапия» или «терапия здесь и сейчас». Таким образом, основная задача — помочь человеку осознать (как когнитивно, так и эмоционально), как он избегает части реальности, которая может показаться ему травмирующей. Роль терапевта заключается в том, чтобы помочь человеку встретиться с неприятными вещами, то есть помочь ему соприкоснуться со своей реальностью.

Основа терапии и Институт гештальта

Гештальт — это немецкий термин, который не переводится напрямую на английский, но примерно означает «форма», «совокупность», «конфигурация». Форма или конфигурация чего-либо состоит из «фигуры» и «фона». Например, в данный момент для вас буквы составляют фигуру, а пустые места — фон; хотя эта ситуация может измениться, и то, что является фигурой, может стать фоном.

Описанное выше явление, находящееся на уровне восприятия, также затрагивает все аспекты опыта. Именно так некоторые ситуации, которые волнуют нас и в настоящее время находятся в статусе фигуры, могут стать, в другое время, когда проблема или потребность, вызвавшая их возникновение, исчезает, ситуациями малозначительными, уходящими на задний план. Особенно это происходит, когда нам удается «закрыть» или завершить гештальт; тогда он уходит из нашего внимания на задний план, и из этого фона возникает новый гештальт, мотивированный какой-то новой потребностью. Этот цикл открытия и закрытия гештальтов (или гештальтенов, как говорят по-немецки) — постоянный процесс, который происходит на протяжении всего нашего существования.

Цели гештальт-терапии

В гештальт-терапии терапевт является своим собственным инструментом и, в свою очередь, отдает предпочтение импровизации, а не корпусу экспериментально подтвержденных и предписанных техник вмешательства. Настойчивое утверждение, что терапия — это в равной степени искусство, как и наука, предполагает, что импровизация и творчество находятся на службе терапевтических целей, и требует не только интуиции терапевта, но и усвоения глубоких теоретических знаний, которые позволяют этой интуиции проявиться адекватным образом. Когда мы говорим о гештальт-психотерапии, ее концепциях, принципах и техниках, необходимо сосредоточиться на следующих задачах:

1. Цель модели заключается в том, чтобы созреть

Цель терапии — расти и созревать. Мы можем понять, что зрелость — это следование совету Пиндара «стать тем, кто ты есть». Перлз описывает процесс взросления как «превращение картонных людей в реальных». Ранк понимает зрелую личность как «творческого художника», а Эрих Фромм — как человека, который живет от «быть», а не от «иметь», короче говоря, зрелая личность — это «лидер без бунтарства» (Фриц Перлз), и поскольку он способен жить в отношении своего собственного центра, ему не нужно жить, опираясь на вещи.

2. Смелость расти

Цена за достижение процесса взросления — честное принятие неприятных ситуаций. Мы не взрослеем, потому что наши страхи удерживают нас в состоянии инфантилизма и мешают нам искать альтернативы, дающие ответы на трудности, с которыми мы сталкиваемся.

Можно сказать, что это вопрос «взятия быка за рога», с осознанием того, что у каждого тореадора есть свой особый способ справиться с собственным опытом. Терапевт выполняет не интерпретирующую функцию, как в психоанализе, а вопрошающую задачу. Подобно майевтике, завещанной нам Сократом, речь идет о том, чтобы через вопросы вывести на свет все, что нам принадлежит, как радости, так и печали. Вопросы — это «взгляд с определенной точки зрения» для того, чтобы открыть новые перспективы на нашу собственную реальность и реальность других людей. После того, как мы смогли увидеть новые перспективы, необходимо принять решение, стать главным героем сценария собственной жизни.

3. Процесс роста

Все мы испытывали одновременные потребности и уделяли преимущественное внимание той, которая наиболее необходима для нашего выживания. Конечно, можно найти людей, которые во имя свободы своего народа или борьбы с неверными способны пожертвовать собственным биологическим существованием, но обычно кажется, что в каждом живом существе есть две основные тенденции: выжить и расти. Таким образом, в любой момент времени может одновременно присутствовать несколько потребностей, и в окружающей среде может быть несколько элементов для удовлетворения одних из них и ни одного элемента для удовлетворения других.

Гераклит понимал жизненный поток, когда говорил, что «нельзя дважды искупаться в одной и той же реке». Мы не можем купаться в одних и тех же водах, хотя мы можем осознавать — осознавать — воды, которые мы пересекаем, и, в значительной степени, мы несем ответственность за наше плавание. Плавая, мы удовлетворяем свои потребности и в то же время питаем свой мешок печалей. Наше ощущение неприятности подпитывается неудовлетворенными потребностями или прерываниями в гештальт-цикле удовлетворения потребностей.

4. Гештальт-цикл удовлетворения потребностей

Гештальт-цикл состоит из семи фаз:

  1. Фаза ощущений — это телесная и пассивная фаза, которая определяется стимулами, воздействующими на наши органы чувств.
  2. Вторая фаза — это фаза осознания, на которой происходит интерпретация ощущений и вовлекаются когнитивные и эмоциональные факторы.
  3. Третья фаза — это фаза активизации, на которой возникает ряд волевых и аффективных элементов, которые заряжают субъекта энергией, через внутреннее эмоциональное движение, подталкивая его или ее к достижению цели.
  4. Четвертая фаза — это фаза действия, в которой субъект стремится изменить свое отношение к окружающей среде.
  5. Пятая фаза — это фаза контакта, в которой происходит интенсивная встреча с выбранным элементом среды.
  6. Шестая фаза — это фаза удовлетворения, когда после удовлетворения потребности возникает чувство гомеостаза, спокойствия и завершения процесса с решением проблемы.
  7. И, наконец, фаза ухода, когда происходит энергетическая мутация, ведущая к отказу от объекта контакта, т.е. своего рода «переваривание опыта».

Основы гештальт-психотерапии

На гештальт-подход оказали влияние следующие течения:

  • Психоанализ Фрейда, взятие и переформулирование его теории защитных механизмов Анны Фрейд и работа со сновидениями.
  • Экзистенциальная философия, от которой спасает уверенность в присущих человеку потенциальных возможностях, уважение к личности и ответственность.
  • Феноменология, из которой он черпает свою привязанность к очевидному, непосредственному опыту и инсайту.
  • Гештальт-психология с ее теорией восприятия (фигура-земля, закон хорошей формы и т.д.).
  • Восточные религии, особенно дзен-буддизм.
  • Психодрама Х.Л. Морено, из которой он заимствует идею драматизации переживаний и сновидений.
  • Теория мышечной брони В. Райха.
  • Теория творческого безразличия Зигмунда Фридландера, из которой он черпает свою теорию полярностей.

Системная терапия и семейные констелляции

ЭГ — это не просто сумма или сопоставление вышеперечисленных доктрин и подходов, а их творческая интеграция, возведение в новую плоскость, осуществленное Фрицем Перлзом, создателем гештальт-подхода.

Факт Осведомленности и осознанности

Это ключевая концепция, на которой базируется ЭГ. Короче говоря, осознанность — это естественный, спонтанный контакт в «здесь и сейчас» с тем, чем человек является, что он чувствует и воспринимает. Это понятие в чем-то похоже на инсайт, но оно шире; это своего рода организованная цепочка инсайтов. Существует три Зоны осознания:

  • Осознание внешнего мира: то есть сенсорный контакт с объектами и событиями, находящимися вне себя в настоящем; то, что я вижу, осязаю, чувствую, ощущаю, пробую на вкус или обоняю в данный момент. Это очевидное, то, что предстает перед нами. В этот момент я вижу, как мое перо скользит по бумаге, складываясь в слово, слышу шум проезжающих по проспекту машин, чувствую запах духов проходящей мимо меня молодой женщины, ощущаю во рту вкус фрукта.
  • Осознание внутреннего мира: Это фактический сенсорный контакт с внутренними событиями, с тем, что происходит на нашей коже и под ней. Мышечные напряжения, движения, тревожные ощущения, жжение, дрожь, потливость, дыхание и т.д. В этот момент я чувствую давление указательного, среднего и большого пальцев на ручку, когда пишу; я чувствую вес своего тела на левом локте; я чувствую, как бьется мое сердце, как трепещет мое дыхание и так далее.
  • Осознание фантазии, промежуточная зона (IMZ): сюда входит вся умственная деятельность, которая происходит за пределами настоящего: все объяснения, воображение, догадки, размышления, планирование, воспоминания о прошлом, предвосхищение будущего и т.д. В этот момент я спрашиваю себя, что я буду делать завтра утром, будет ли это что-то полезное, хорошее? В гештальте все это — нереальность, фантазия. Завтра еще не наступило, и я не могу знать и сказать о нем НИЧЕГО. Это все в моем воображении; это чистая и простая спекуляция, и самое здоровое — принять ее как таковую.

Здесь и сейчас: осознанность и гештальт-терапия

Действительно, трудно принять тот факт, что все существует в мгновенном настоящем. Прошлое существует и имеет значение только как часть настоящей реальности; вещи и воспоминания, о которых я сейчас думаю, принадлежат прошлому. Идея прошлого иногда полезна, но в то же время я не должен упускать из виду, что это идея, фантазия, которая у меня есть сейчас. Наше представление о будущем также является нереальной фикцией, хотя иногда и полезной, когда мы предполагаем его как репетицию и только как таковую. И наше представление о будущем, и наше представление о прошлом основаны на нашем понимании настоящего. Прошлое и будущее — это наши представления о том, что предшествовало настоящему моменту и что, как мы предполагаем, последует за настоящим. И все эти гадания происходят СЕЙЧАС.

Сейчас — это настоящее

Вспоминаем ли мы или предвкушаем, мы делаем это сейчас. Прошлое ушло, будущее еще не наступило. Невозможно существование чего-либо, кроме настоящего. Он привел пример, который кто-то однажды привел: если я ставлю пластинку на фонограф, то звук появляется, когда пластинка и игла соприкасаются. Ни до… ни после. Если бы мы могли стереть непосредственное прошлое или предвкушение того, что должно произойти, было бы трудно понять музыку на пластинке, которую мы слушаем. Но если мы сотрем «сейчас», то не будет ничего. Поэтому неважно, вспоминаем мы или предвкушаем, мы все равно делаем это здесь и сейчас. Эти принципы во многом связаны с терапией осознанности.

Системная психология и гештальт-терапия

Спрашивая, почему, вы получаете лишь рационализацию или «объяснение». Вопрос «почему» подразумевает умное объяснение, но никогда не полное понимание. Более того, она уводит нас от «здесь и сейчас» в мир фантазий; она уводит нас от очевидного к теоретизированию. Перлз считал, что слова, когда они используются для «объяснения» и ухода от очевидного или реальности, являются скорее бременем, чем чем-то полезным. Он сравнил их с экскрементами.

Вопрос «почему» приводит лишь к бесконечным и бесплодным расследованиям причины. Если вы задаете вопрос «как», мы смотрим на структуру, мы смотрим на то, что происходит, на очевидное; нас волнует более глубокое понимание процесса. Как дает нам перспективу, ориентацию. Как показывает нам, что один из основных законов — тождество структуры и функции — действует. Если мы изменим структуру, изменится и функция. Если мы меняем функцию, то меняется и структура. Столпы, на которых держится ЭГ: «здесь и сейчас» и «как». Его суть заключается в понимании этих двух слов. Жить в настоящем, пытаясь осознать, как мы это делаем.

Гештальт-терапия: принципы и цели

Основная цель гештальт-терапии — заставить людей разоблачить себя перед другими, а для этого они должны рискнуть рассказать о себе; пережить настоящее, как в фантазиях, так и в реальности, на основе эмпирических действий и экспериментов. Работа специализируется на исследовании аффективной территории, а не территории интеллектуализации (ZIM). Цель состоит в том, чтобы участники осознали свое тело и каждое из своих чувств. Философия, заложенная в правилах, заключается в том, чтобы предоставить нам эффективные средства для объединения мышления и чувств. Они призваны помочь нам вывести сопротивление на свет, способствовать большей осознанности, облегчить процесс созревания. Они также стремятся к индивидуальной ответственности, «семантике ответственности».

Правила гештальта

На протяжении всей этой статьи мы рассматривали гештальт-психотерапию, ее концепции, принципы и техники. Однако нам еще предстоит проанализировать все его правила. Некоторые из этих правил могут применяться в качестве руководства для индивидуальной терапии; однако их основное применение — в групповой терапии, в группах встреч. Основными правилами являются следующие:

  • Отношения «Я-Ты»: С помощью этого принципа мы пытаемся выразить идею о том, что истинное общение включает в себя как получателя, так и отправителя. Задавая вопрос «Кому ты это говоришь?», субъект вынужден противостоять своему нежеланию отправлять сообщение непосредственно получателю, другому. Таким образом, пациента обычно просят назвать имя другого человека; задать прямые вопросы в случае сомнения или любопытства; выразить свое настроение или несогласие и так далее. В какой степени вы избегаете прикосновения к ним своими словами? Как это фобическое избегание контакта выражается в ваших жестах, в тоне вашего голоса, в избегании их взгляда?
  • Принятие ответственности за язык и поведение, т.е. принятие ответственности за то, что вы говорите и/или делаете. Это напрямую связано с личным и безличным языком. Обычно, говоря о своем теле, своих действиях или эмоциях, мы используем 2-е или 3-е лицо. «Мне жаль» вместо «я чувствую сожаление»; «Мое тело напряжено» вместо «я напряжен» и т.д. Просто превращая безличный язык в личный, мы учимся лучше определять поведение и брать на себя ответственность за него. Как следствие, человек с большей вероятностью будет воспринимать себя как активное существо, которое «делает вещи», а не как пассивный субъект, с которым «вещи случаются». Последствия для психического здоровья и для того, чтобы оставить наши «неврозы» позади, очевидны.
  • В гештальте запрещено говорить «я не могу», вместо этого нужно говорить «я не хочу», то есть быть ассертивным. Это происходит потому, что субъект часто отказывается действовать, переживать, вступать в контакт, дисквалифицируя себя еще до того, как попытается это сделать. Человека нельзя заставить делать то, чего он не хочет, но его можно заставить взять на себя ответственность, принять последствия своего уклончивого решения, для чего честное «я не хочу» является наиболее подходящим. Таким же образом следует избегать «но», «почему», «не знаю» и т.д. пациента или заставить его осознать свои «но», «почему», «не знаю» и т.д. Следует помнить, что у человека язык является одним из средств избегания par excellence: мы можем говорить обо всем и ни с чем не вступать в контакт, поставить стену из слов между нами и реальностью.
  • Континуум реализации: Свободное прохождение настоящего опыта, без осуждения и критики, необходимо для интеграции различных частей личности. Не ищите великих открытий в себе, не «подгоняйте реку», а позвольте ей течь свободно.
  • Никакой подковерной борьбы: любое общение, даже то, которое должно быть «приватным» или «не представляющим интереса для группы», должно открыто обсуждаться в группе или, в противном случае, избегаться. Шепот, шепот о других, хихиканье — это избегание, уклонение, уход от контакта, неуважение к группе и нарушение ее сплоченности путем поднятия вопросов «вне компетенции группы» в присутствии группы. Это правило направлено на поощрение чувств и предотвращение избегания чувств.
  • Переводите вопросы в утверждения, за исключением тех случаев, когда они очень конкретны. Такие вопросы, как «Могу ли я пойти в туалет? Могу ли я сменить место? Могу ли я пойти?» и т.д., следует переводить как «Я хочу пойти в туалет; я хочу сменить место; я хочу пойти». Таким образом, задающий вопрос принимает на себя ответственность и последствия того, что он говорит, вместо того, чтобы занимать пассивную позицию и проецировать свою ответственность на другого, чтобы получить от него разрешение.
  • Уделять внимание тому, как вы заботитесь о других
  • Переведите вопросы в утверждения; за исключением очень специфических данных. Такие вопросы, как «Могу ли я пойти в туалет? Могу ли я сменить место? Могу ли я пойти?» и т.д., следует переводить как «Я хочу пойти в туалет; я хочу сменить место; я хочу пойти». Таким образом, задающий вопрос принимает на себя ответственность и последствия того, что он говорит, вместо того, чтобы занимать пассивную позицию и проецировать свою ответственность на другого, чтобы получить от него разрешение.
  • Обратите внимание на то, как мы обращаем внимание на других: на кого мы обращаем внимание? кого мы игнорируем? и т.д.
  • Не интерпретируйте и не ищите «истинную причину» того, что говорит другой. Просто слушать и замечать, что человек чувствует в зависимости от этого контакта.
  • Внимание к собственному физическому опыту, а также к изменениям в позе и жестах других людей. Делиться с другим тем, что замечаешь, очевидным, с помощью формулы «теперь я замечаю…».
  • Принимайте эксперимент по очереди; рискуйте, участвуя в обсуждении.
  • Учитывайте, даже если это не указано явно, что все сказанное и пережитое в группе является строго конфиденциальным.

Цикл опыта в гештальте

Согласно гештальт-технике, так называемый цикл опыта является основным ядром человеческой жизни, поскольку человеческая жизнь — это не что иное, как бесконечная череда циклов. Он также известен как «Цикл организменной саморегуляции», поскольку считается, что организм знает, что для него хорошо, и стремится к саморегуляции. Концептуализация этого цикла направлена на воспроизведение того, как субъекты устанавливают контакт с окружающей средой и с самими собой. Он также объясняет процесс формирования фигуры/фона: как фигуры появляются из рассеянного фона, и как после удовлетворения потребности фигура снова исчезает.

Цикл опыта начинается с того, что организм, находясь в состоянии покоя, чувствует, как в нем возникает потребность; субъект осознает ее и выделяет в своем пространстве некий элемент или объект, который ее удовлетворяет, то есть этот элемент становится фигурой, выделяющейся на фоне других, которые являются фоном. Затем организм мобилизует свою энергию, чтобы достичь желаемого объекта, пока не войдет с ним в контакт, не удовлетворит потребность и снова не вернется к покою.

Этапы гештальт-цикла

В классической схеме цикла выделяют шесть последовательных стадий: 1) Покой; 2) Ощущение; 3) Реализация или формирование фигуры; 4) Энергизация; 5) Действие; и 6) Контакт.

  • В состоянии покоя или абстиненции субъект уже разрешил предыдущий гештальт или потребность и находится в состоянии равновесия, без какой-либо насущной необходимости. Его патологической крайностью может быть аутизм.
  • В ощущении субъект выведен из состояния покоя, потому что он чувствует «что-то» диффузное, чему он пока не может дать определение. Например, он может ощущать перистальтические движения или звуки в желудке, или еще какое-то беспокойство.
  • При реализации ощущение идентифицируется как конкретная потребность (в предыдущих примерах, как голод или беспокойство, соответственно), а также идентифицируется то, что его удовлетворяет: определенная часть реальности отграничивается и приобретает очень важный жизненный смысл для субъекта, т.е. формируется фигура. В фазе возбуждения субъект набирает необходимую силу или концентрацию, чтобы выполнить то, что требует потребность.
  • В действии, самой важной фазе всего цикла, человек мобилизует свое тело для удовлетворения потребности, концентрирует свою энергию в мышцах и костях и активно приступает к достижению желаемого. На последней стадии, в контакте, субъект соединяется с объектом потребности, и, следовательно, потребность удовлетворяется.
  • Кульминация этапа наступает, когда субъект чувствует удовлетворение, может попрощаться с этим циклом и начать другой. И так далее до бесконечности.

Между различными звеньями, составляющими цикл, могут образовываться саморазрушения, порождающие различные виды патологий. Здесь также вступают в игру защитные механизмы. В общих чертах можно сказать, что цикл опыта, данный в конкретном и значимом контексте, сам по себе представляет гештальт.

Прерванный цикл — это незавершенный гештальт; сущность, которая будет паразитировать на организме, потребляя его энергию до тех пор, пока не будет удовлетворена.

Слои самости

Согласно Фрицу Перлзу, в Я каждого человека есть шесть слоев, которые, подобно луковице, покрывают подлинное Я человека. Эти слои или страты Я, как их еще называют, следующие: 1) Ложное Я; 2) Я как Я; 3) Фобическое Я; 4) Я как Я; 5) Я как Я; 6) Я как Я; 7) Я как Я; 8) Я как Я; и 9) Я как Я. Фобическая Э.; 4) Имплозивная Э.; 5) Взрывная Э.; и 6) Истинное Я:

  • В слое «Ложь» находится наш «фасад», то, что мы выставляем в витрине о себе и позволяем видеть другим.
  • Затем идет слой «как-будто»; это роли, игры, в которые мы играем, чтобы манипулировать другими, действия «как будто» мы являемся тем или иным. Это наш характер или привычный и жесткий образ действий.
  • Если в терапевтическом процессе мы пройдем через страту «Ложь» и страту «как если бы», мы достигнем страты «Фобия». Там мы находим все наши страхи и неуверенность в себе; наши самые сокровенные тайны и нарциссические раны; горе, боль, печаль или отчаяние; то, что мы не хотим видеть или трогать в своей личности, а тем более открывать перед другими.
  • Если мы преодолеем фобию, то ощутим чувство пустоты, неподвижности, отсутствия энергии, смерти. Мы подошли к «тупиковому» уровню, где мы чувствуем себя «застрявшими», не имеющими выхода.
  • За ним, однако, находится Имплозивный слой, где лежат все наши неиспользованные энергии, наша жизненная сила «заморожена» или направлена на себя для поддержания защиты.
  • Наконец, за Имплозивным находится Взрывной слой, где застойные силы вырываются наружу в порыве подлинности, давая выход истинному Я, которое остается скрытым. В основном существует четыре типа взрыва: радость, горе, оргазм и мужество.
  • Исходя из вышесказанного, мы можем представить себе человека Х, который в начале терапии будет поверхностным, формальным или обычным (доброе утро, как жарко, как приятно вас видеть, бла-бла-бла: каки, о которых говорил Перлз). За этим скрываются его страхи, его «травмы», его избегания, которым необходимо противостоять. Таким образом, мы загоним его во временную трясину, в которой он будет ощущать себя бессильным, почти мертвым. Однако если он доверяет своему организму и дает ему свободу, он покажет ему его неиспользованные сильные стороны, которые свободно проявятся как фигуры, когда поле избеганий будет очищено, его истинный потенциал, и он испытает настоящий взрыв радости, удовольствия, гнева или печали (все они позитивны, терапевтичны и необходимы), который даст дорогу истинному человеческому существу, скрывающемуся за субъектом X.

Это необходимо делать многократно, в каждый момент терапии, пока субъект не узнает себя в достаточной степени и не сможет выполнять процесс самостоятельно.

Зрелый человек способен испытывать и поддерживать все виды эмоционального опыта в «здесь и сейчас»; более того, он/она использует свои собственные ресурсы (самоподдержку), а не манипулирует другими людьми и окружающей средой для получения поддержки.

Семейные расстановки и системная терапия

Гештальт-терапия и Институт Гештальта часто работают рука об руку с другими видами дополнительных инструментов, используя подход, далекий от более традиционных методов терапии.

  • Во-первых, семейные констелляции определяются как динамика эмоциональной терапии, основанная на групповых сессиях, где каждый человек играет роль члена семьи, вовлеченного в жизнь человека, с которым проводится семейная констелляция.
  • С другой стороны, подход системной терапии основан на работе над динамикой отношений (семья, пара, дружба, работа…) на каждой сессии, чтобы терапия не сводилась к решению одной проблемы.
  • Оба подхода очень совместимы с гештальт-подходом, который мы изучали на протяжении всей статьи «Гештальт-психотерапия: концепции, принципы и техники».

Процесс гештальт-психотерапии

В синтезе гештальт-психотерапия направлена на:

  • Жить в настоящем времени.
  • Жить здесь.
  • Перестать чрезмерно воображать и фантазировать, заменив это реальным контактом.
  • Перестать думать без необходимости вместо того, чтобы действовать.
  • Перестать притворяться или играть «как будто».
  • Выражение или общение.
  • Чувствовать неприятные вещи и боль.
  • Не принимать никаких «должен», кроме своих собственных «должен», навязанных на основе своих потребностей и опыта.
  • Взять на себя полную ответственность за свои действия, чувства, эмоции и мысли.
  • Будьте тем, кто вы есть… независимо от того, кто вы есть.