Функционально-аналитическая психотерапия (ФАП) — это форма поведенческой терапии, которая подчеркивает использование отношений терапевт — клиент для того, чтобы в полной мере использовать возможности обучения, возникающие в ходе терапевтической сессии (например, вмешательство в естественных условиях). Основываясь на радикальном бихевиоризме Б. Ф. Скиннера, Функционально-аналитическая психотерапия производит изменения через естественные и целебные подкрепления, которые происходят в эмоциональных, близких и очень вовлеченных отношениях между терапевтом и клиентом.

Продолжайте читать эту статью, если вы хотите узнать больше о функционально-аналитической психотерапии.

консультация

Теоретическая основа

Коленберг и М. Цай обнаружили, что некоторые из их клиентов, которых лечили с помощью обычных методов когнитивно-поведенческой терапии, испытывали значительные улучшения, которые выходили за рамки первоначальных целей лечения. В поисках причин этого явления они заметили, что эти замечательные улучшения происходили у тех пациентов, с которыми были установлены интенсивные и преданные терапевтические отношения4.

В результате этого опыта Коленберг и его группа применили поведенческие концепции к:

  1. Объясните связь между резким улучшением состояния и интенсивными терапевтическими отношениями.
  2. Определите процедуру, которой необходимо следовать, чтобы облегчить эти интенсивные и потенциально целебные связи.

Коленберг и Цай утверждают, что Функционально-аналитическая психотерапия, являясь самостоятельным мощным методом лечения, также представляет собой интегративный подход, который можно сочетать практически с любым другим видом терапии с синергетическим результатом. Следует также отметить, что акцент на терапевтических отношениях в Функциональной-аналитической психотерапии (ФАП) — это форма поведенческой терапии, которая подчеркивает использование отношений терапевт — клиент для того, чтобы в полной мере использовать возможности обучения, возникающие в ходе терапевтической сессии (например, вмешательство в естественных условиях). Основываясь на радикальном бихевиоризме Б. Ф. Скиннера, Функционально-аналитическая психотерапия производит изменения через естественные и целебные подкрепления, которые происходят в эмоциональных, близких и очень вовлеченных отношениях между терапевтом и клиентом.

Продолжайте читать эту статью, если вы хотите узнать больше о функционально-аналитической психотерапии.

консультация

Теоретическая основа

Коленберг и М. Цай обнаружили, что некоторые из их клиентов, которых лечили с помощью обычных методов когнитивно-поведенческой терапии, испытывали значительные улучшения, которые выходили за рамки первоначальных целей лечения. В поисках причин этого явления они заметили, что эти замечательные улучшения происходили у тех пациентов, с которыми были установлены интенсивные и преданные терапевтические отношения4.

В результате этого опыта Коленберг и его группа применили поведенческие концепции к:

  1. Объясните связь между резким улучшением состояния и интенсивными терапевтическими отношениями.
  2. Определите процедуру, которой необходимо следовать, чтобы облегчить эти интенсивные и потенциально целебные связи.

Коленберг и Цай утверждают, что Функционально-аналитическая психотерапия, являясь самостоятельным мощным методом лечения, также представляет собой интегративный подход, который можно сочетать практически с любым другим видом терапии с синергетическим результатом. Следует также отметить, что акцент на терапевтических отношениях в ФАП, основанных на поведенческой теории, имеет некоторое непреднамеренное сходство с фрейдистской концепцией переноса, а также с идеей о том, что под поверхностью высказываний, сделанных пациентами во время консультации, могут быть «скрытые значения».

Развитие функционально-аналитической психотерапии

Функционально-аналитическая психотерапия придает большое значение возможностям обучения в естественных условиях, т.е. реальному возникновению проблем пациента в его взаимодействии с терапевтом. Пациент обращается за лечением повседневных проблем и при этом ведет себя так же дисфункционально в клиническом контексте, поэтому терапевт должен быть внимательным, чтобы выявить клинически значимые формы поведения. Мы можем выделить три типа клинически значимого поведения в рамках терапии.

  • Клинически значимое поведение первого типа (CCR1) — это поведение, связанное с проблемой, которую клиент представляет на сессии, и частота которого должна быть снижена на протяжении всей терапии.
  • Клинически значимые формы поведения 2-го типа (CCR2) — это те формы поведения, которые возникают во время сессии и представляют собой улучшение в отношении проблемы, по поводу которой клиент пришел на консультацию.
  • Клинически релевантные формы поведения 3-го типа (CCR3) — это интерпретация клиентом своего собственного поведения. Наряду с ними существуют также описания функциональной эквивалентности, которые указывают на сходство между тем, что происходит на сессии, и повседневной жизнью клиента.

Функционально-аналитическая психотерапия использует несколько терапевтических стратегий. Три основных из них:
(а) быть внимательным к возникновению CCR, (б) провоцировать CCR и (в) усиливать CCR2.

  • *Стратегия 2: Внимание к клинически значимому поведению (CCR). Эта стратегия является наиболее важной, поскольку только она ведет к более интенсивному и эффективному лечению.
  • Терапевту, умеющему выявлять CCR, также легче естественным образом поощрять и стимулировать клиента отказаться от самообвинительных паттернов, которые появляются in vivo, и тем самым повысить более продуктивные подходы к жизни.
  • * Поскольку возникновение CRB является показанием для выполнения ФАП, как терапевт может способствовать его возникновению? Реконструкция поведенческих проблем клиента в поведенческой репетиции, как упоминалось выше, не то же самое, что естественное возникновение CCR. Аналогичным образом, не рекомендуется симулировать ситуативные ситуации, такие как опоздание на консультацию или злость на клиента, поскольку это противоречит честным и близким отношениям, которые предполагает Функционально-аналитическая психотерапия.
  • *Стратегия 3: Усиление CCR2. Усиление — это технический термин, который в данном контексте означает поддержку и усиление терапевтом улучшений, которые происходят в ходе консультации. Рекомендуется полагаться на естественные реакции терапевта, а не использовать стереотипные фразы, такие как «это здорово!» или «замечательно!», которые могут быть восприняты клиентом как неискренние. Экспертные терапевты Функционально-аналитической психотерапии осознают возникновение CCR2 по мере того, как они происходят и спонтанно и искренне усиливаются.

Выводы

С другой стороны, терапевты, не знающие о CCR, могут непреднамеренно наказывать CCR2 (например, терапевтический прогресс). Рассмотрим случай, когда пациентка обратилась за помощью по поводу депрессии, связанной с недостаточной ассертивностью по отношению к своему мужу.

Терапевт, к которому она пришла, пытался научить ее быть более напористой, используя поведенческую репетицию — обычную процедуру поведенческой терапии. Пациентка сказала, что ей неприятна поведенческая репетиция, и спросила, есть ли другой способ подойти к проблеме.

Затем терапевт внушил пациентке, что сопротивление поведенческой репетиции является признаком избегания, и призвал ее продолжать делать это в любом случае. Функционально-аналитическая психотерапия -анализ этого эпизода показывает, что отказ пациентки от репетиции является CCR2, поскольку она была напориста с терапевтом, делая это, то есть тот самый реальный навык, которому он пытался ее научить. Терапевт, с другой стороны, не поощрял и не усиливал эту ассертивность и, возможно, даже непреднамеренно наказывал ее, обвиняя в том, что она избегает и настаивает на проведении поведенческой репетиции.