С самого детства мы развиваем навыки, которые позволяют нам понимать и адаптироваться в обществе. Задумывались ли вы когда-нибудь, как и когда мы их приобретаем? Психолог Жан Пиаже разработал теорию, объясняющую, как с малых лет мы приобретаем знания. В частности, в возрасте от 2 до 7 лет мы приобретаем навыки, которые жизненно важны для нашего развития. Теория Пиаже окрестила этот период дооперациональной стадией.
В этой статье вы увидите характеристики и примеры дооперациональной стадии Пиаже, второй стадии теории когнитивного развития швейцарского психолога.
Что такое предоперационная стадия?
Из чего состоит предоперационная стадия Пиаже? Согласно теории когнитивного развития, оно начинается, когда дети в возрасте 2-7 лет используют язык, образы и символы для представления реальных аспектов окружающей их среды. В этот период они начинают понимать свое окружение и развивают способность общаться с помощью слов, считать предметы и рисовать мысли и идеи.
Этот этап когнитивного развития детей называется дооперациональным, поскольку малыши еще не способны эффективно использовать логику.
Подэтапы дооперациональной стадии
Теория когнитивного развития делит дооперациональную стадию на две подстадии:
- Символический или преконцептуальный: от 2 до 4 лет. Они понимают окружающий мир через конкретные образы. Они связывают значение слов с жизненным опытом. У них есть предубеждения об окружающем их мире, основанные на том, что они воспринимают через органы чувств.
- Интуитивный или концептуальный: от 4 до 7 лет. Они мгновенно воспринимают окружающую обстановку. Они используют образы и сенсорный опыт для определения понятий и усвоения смысла каждого из них.
Характеристики предоперационной стадии
Согласно теории когнитивного развития Пиаже, на дооперациональной стадии у детей формируется ряд характеристик. Ниже мы рассмотрим характеристики дооперациональной стадии Пиаже:
- Централизация: Дети склонны фокусироваться только на одном объекте или аспекте каждой ситуации, в которой они находятся. Им трудно учитывать более одной характеристики одновременно. Кроме того, им трудно переключать внимание в социальных контекстах.
- Эгоцентризм: они способны воспринимать ситуацию только на основе собственного опыта. Они не способны принять во внимание точку зрения другого человека. Это известно как инфантильный эгоцентризм.
- Игра: в возрасте от 2 до 7 лет дети могут играть в одной комнате с другими детьми, но не взаимодействуют и не сближаются с ними. По мере развития на дооперациональной стадии, согласно Пиаже, они учатся играть и взаимодействовать с другими.
- Символическая репрезентация: они обладают способностью выполнять действие для представления определенного события. Основным инструментом символического представления, который они осваивают на дооперациональной стадии когнитивного развития, является язык.
- Символическая игра: Еще одна особенность дооперациональной стадии заключается в том, что дети могут играть в других людей, например, в космонавтов или супергероев. Символическая игра помогает им знакомиться с окружающими их людьми и предметами через слова, предметы и символы. Подробнее о символической игре читайте в этой статье.
- Анимизм: Дети верят, что все вокруг живое и имеет свою цель. Они склонны наделять чувствами и человеческими качествами неодушевленные предметы.
- Искусственность: Дети интересуются миром природы, но считают, что такие явления, как деревья, животные или облака, созданы людьми.
- Необратимость: одной из характеристик дооперациональной стадии является неспособность изменить направление последовательности событий и вернуть их в исходную точку. Например, после размещения ряда предметов в определенном порядке дети не могут выполнить те же действия, которые они выполняли, чтобы сделать это в обратном порядке.
Эксперименты Пиаже на дооперациональной стадии
Пиаже провел исследования, чтобы обосновать свою теорию детского эгоцентризма на реальных примерах. Наиболее известным является эксперимент с тремя горами. Для проведения теста необходимо выполнить следующие действия:
- Ребенок сидит перед столом, на котором стоит модель с тремя разными горами: одна со снегом, другая с домом на вершине и третья с красным крестом на вершине.
- Ребенку разрешается ходить вокруг модели.
- Куклу кладут в разные места на столе.
- Ребенку показывают 10 фотографий гор на модели, сделанных с разных позиций. Задача состоит в том, чтобы ребенок указал, на какой картинке изображен взгляд куклы.
- Результат: Если ребенок сможет определить, что видит кукла, и сделает это правильно, значит, он преодолел свой эгоцентрический взгляд на мир. С другой стороны, если ребенок указывает только на ту фотографию, которая соответствует его видению, он все еще эгоцентричен.
- С помощью этого эксперимента Пиаже пришел к выводу, что с шести лет дети начинают быть способными преодолеть свой детский эгоцентризм.
Примеры из предоперационной стадии
На дооперациональной стадии существуют виды деятельности, которые очень важны для когнитивного развития детей. В частности, на этом этапе они развивают многие навыки благодаря играм. Далее мы посмотрим, как можно работать над когнитивным развитием на дооперациональной стадии.
Как работать на предоперационной стадии
Во время дооперациональной стадии Пиаже существуют занятия, которые помогают улучшить развитие когнитивных способностей детей. Мы увидим реальные примеры этой деятельности в зависимости от возраста:
- 2 года: играет, подражая людям в окружающей среде.
- 3-4 года: рисование предметов и фигур каракулями.
- 4-5 лет: строительство предметов из различных материалов. В этом возрасте также рекомендуются музыкальные игры.
- 5-6 лет: придумывайте воображаемых друзей, чтобы научиться создавать узы дружбы.
- 6-7 лет: ролевые игры, в которых каждый участник имеет более реалистичный характер. Например, семейные роли, где каждый играет определенную роль.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.