Пограничное расстройство личности — это общий паттерн нестабильности эмоций, межличностных отношений и идентичности, а также выраженной импульсивности, который начинается в раннем взрослом возрасте и проявляется в различных контекстах (APA, 2000: 760). От 1% до 2% населения в целом страдают этим расстройством. Самоповреждающее поведение и попытки самоубийства — обычное явление, а уровень самоубийств достигает 9%.

В этой статье мы обсудим диалектическую поведенческую терапию Линехана.

психология отношений

Развитие при пограничном расстройстве личности

Несмотря на тяжесть этого расстройства, разработка и тестирование эффективных стратегий вмешательства для него все еще недостаточны; терапевтический успех медленный, а отказ от лечения и рецидивы случаются очень часто. Одной из программ лечения, получившей наибольшую эмпирическую поддержку, является Диалектическая поведенческая терапия, разработанная доктором Маршей Линехан и ее исследовательской группой в Университете Вашингтона в США (Linehan, 1993).

Это вмешательство представляет собой программу лечения в рамках когнитивно-поведенческой терапии, основная цель которой заключается в том, чтобы пациент научился регулировать крайнюю эмоциональность, уменьшая зависимое от настроения дезадаптивное поведение и учась доверять и подтверждать свои собственные переживания, эмоции, мысли и поведение.

Мы хотели бы остановиться на аспектах, которые представляют собой важные инновации этой терапии. Во-первых, в отличие от других когнитивно-поведенческих программ, диалектическая поведенческая терапия — это вмешательство, основанное на терапевтических принципах, а не вмешательство, основанное на руководстве по лечению. Эта программа основана на иерархии терапевтических целей, которые решаются в зависимости от их важности. Иерархия, установленная в индивидуальной терапии, выглядит следующим образом:

  1. Суицидальное и парасуицидальное поведение.
  2. Поведение, мешающее проведению терапии.
  3. Поведение, влияющее на качество жизни.
  4. Повышение поведенческих навыков.

Такая структура позволяет применять гибкий подход в зависимости от потребностей каждого пациента.

Еще один важный вклад связан с изменением направленности вмешательства. Традиционная когнитивно-поведенческая терапия фокусируется на достижении решения эмоциональных проблем посредством поведенческих и когнитивных изменений. Линехан делает акцент на принятии и утверждении, чтобы затем добиться изменений.

Другим важным аспектом диалектико-поведенческой терапии является то, что она устанавливает, что вмешательство осуществляется командой терапевтов, а не отдельными терапевтами. Терапевты получают обратную связь и наблюдение от других терапевтов в ходе последующей работы над каждым случаем.

Программа лечения состоит из этапа подготовки к лечению и трех этапов лечения. Предлечебный этап направлен на ориентацию пациента на терапию, то есть на установление терапевтических отношений, целей и обязательств. Этот этап очень важен, поскольку именно здесь определяются границы терапии, гибкие, но постоянные границы, которые будут направлять терапию. Одним из наиболее благоприятных эффектов этих стратегий до лечения, который делает диалектическую поведенческую терапию очень привлекательным вмешательством, является то, что она способствует приверженности лечению.

  • Первый этап лечения длится один год, и основные цели лечения осуществляются с помощью индивидуальной терапии, групповой терапии и телефонных консультаций: снижение суицидального поведения, поведения, мешающего как терапии, так и общему качеству жизни, а также повышение осознанности, эмоциональной регуляции, терпимости к дистрессу и социальных навыков. Назначается одна индивидуальная и одна групповая сессия в неделю, а между сессиями используются телефонные консультации, в основном для того, чтобы помочь пациенту обобщить навыки и стратегии, полученные в ходе терапии, в повседневной жизни.
  • Второй этап лечения посвящен лечению посттравматического стрессового расстройства, которое часто встречается у этих пациентов. Эта вторая фаза лечения не имеет фиксированной продолжительности.
  • Наконец, на третьем этапе, который также не имеет фиксированной продолжительности, важной целью является то, что пациент укрепляет самоуважение и учится подтверждать свои собственные переживания. Кроме того, еще одна терапевтическая цель заключается в том, чтобы пациент начал ставить и преследовать реалистичные жизненные цели в различных областях, таких как работа, семья и т.д.

Одним словом, диалектическая поведенческая терапия — это программа лечения, которая, сохраняя перспективу когнитивно-поведенческой терапии, включила в себя новые технические элементы, связанные с терапевтическим подходом и процессом, чтобы эффективно решать специфические аспекты пограничного расстройства личности, такие как негибкие и дисфункциональные модели функционирования в эмоциональной и поведенческой сфере.