У человека есть общие характеристики, присущие нашему виду, но в то же время у нас есть и уникальные характеристики, которые идентифицируют нас как уникальных биологических существ и составляют нашу личную идентичность. Черты характера человека могут меняться, но есть одна вещь, которая остается неизменной: идентичность или личная сущность. В этой статье мы рассмотрим, что такое сущность человека и как она строится.

психика

Что такое сущность человека?

Личностную идентичность или сущность можно определить так: «Совокупность черт или характеристик человека, которые отличают его от других в группе».

Из этого определения можно выделить два типа признаков, которые мы обычно используем для определения личности человека:

  • Морфологические признаки, придающие физический облик.
  • Психологические черты, такие как личность, характер или эмпатия, которые выражаются в их образе мышления, эмоциях и поведении. Эти черты формируют индивидуальное восприятие человеком самого себя.

Можно ли изменить сущность человека?

Ограничение идентичности набором признаков создает проблему: признаки могут меняться. Морфологические признаки могут быть изменены путем замены органа или структуры тела посредством трансплантации (почка, сердце, рука, кисть и т.д.), или изменения внешнего облика посредством хирургического вмешательства, но, несмотря на эти изменения, мы воспринимаем себя прежними.

Аналогичным образом, было доказано, что психологические черты также меняются в результате нашего ежедневного опыта, знаний и переживаний. Со временем мы думаем, чувствуем и действуем по-разному, но воспринимаем себя как неизменных субъектов этих событий.

Однако, хотя мы постоянно меняемся с физической и психологической точки зрения, очевидно, что в процессе трансформации есть одна вещь, которая остается неизменной: убежденность в том, что мы всегда остаемся одним и тем же человеком.

Эта особенность природы человека, выраженная во фразе: «Все во мне меняется, а я остаюсь прежним», заставляет нас задуматься о том, что должно существовать нечто, что не меняется, что неизменно. Тогда возникает вопрос: какова природа этого «чего-то», помимо физико-психологических компонентов, что идентифицирует нас как уникальную личность и остается неизменным на протяжении всей нашей жизни?

Это «что-то» — то, что мы определяем как сущность личностной идентичности: «то, что сохраняется независимо от поверхностных изменений, через которые проходит человек». Приписывание идентичности набору внешне проявляющихся черт может служить, с практической точки зрения, для индивидуализации человека и отличия его от других, но они не составляют суть идентичности человека, поскольку могут меняться с течением времени. Без ущерба для различных возможных подходов к этому вопросу (психосоциальный, философский, биологический, антропологический…), одним из способов решения проблемы поиска того, что можно принять за сущность идентичности человека, является психобиологический подход, который рассматривает человека как сложную, динамичную, открытую и адаптивную к изменениям окружающей среды систему.

Психобиологический подход к личностной идентичности

Согласно этому подходу, каждый человек обладает стабильной психобиологической структурой и, исходя из нее, направляет возможные трансформации, которые он претерпевает в течение своей жизни. Исходя из этой идеи, он предлагает сосредоточиться на этой структуре и искать в ней сущность идентичности.

Психобиологический подход считает, что из биологических структур, участвующих в построении и функционировании каждой человеческой системы, возникает, как эмерджентное свойство, чувство Я, которое выходит за пределы этих структур и осознает себя как автономную сущность. В этом аспекте британский философ Дерек Парфит указывает на свой взгляд на идентичность в мыслительном эксперименте, который опирается на телепортацию: «Представьте, что вы входите в «телепортатор», машину, которая усыпляет вас, затем уничтожает вас, распадая на атомы, копируя информацию и отправляя ее на Марс со скоростью света. На Марсе другая машина воссоздает вас (из местных запасов углерода, водорода и т.д.), каждый атом в точно таком же относительном положении, является ли человек на Марсе «тем же человеком», который вошел в машину на Земле?». Если бы ответ был положительным, то, проснувшись на Марсе, человек почувствовал бы себя самим собой, вспомнил бы, как входил в телепортатор, чтобы отправиться на Марс.

Однако для Парфита важна психологическая связь, включая такие элементы, как память, личность или характер: «в конечном счете, важна не личная идентичность, а психическая непрерывность и связь». В этом отношении с психологической точки зрения принято считать, что человек психологически непрерывен, то есть он поддерживает интимную связь между прошлым, настоящим и будущим.

В том же ключе нейробиолог А. Дамасио утверждает, что биологическую основу чувства собственного достоинства следует искать в механизмах мозга, которые представляют, мгновение за мгновением, непрерывность самого организма. Эта гипотеза предполагает, что мозг использует свои структуры представления организма и внешних объектов для создания нового представления, которое говорит нам, что организм, отображенный в мозге, вовлечен во взаимодействие с объектом, также отображенным в мозге, тем самым создавая ощущение Я в акте познания, которое характеризует сознательный разум.

В силу всех этих предпосылок мы можем выделить два свойства, которые необходимы для определения сущности личности: неизменность и непрерывность. Однако следует отметить, что большое количество авторов из различных дисциплин отрицают неизменность идентичности и указывают, что мы можем иметь только временные идентичности, в которых одни аспекты меняются, а другие остаются неизменными.

С этой точки зрения ясно, что физические и психологические черты не являются ни неизменными, ни стойкими; они подвержены изменениям, вызываемым самой биологической системой человека в ее развитии и средой, в которой она развивается, поэтому их нельзя рассматривать как часть сущности идентичности.

Даже индивидуальное самовосприятие человека, которое мы определили как характеристику личностной идентичности, может измениться или исчезнуть и при этом сохранить свою идентичность, что показывает, что идентичность не зависит от самосознания личности. Человек может потерять самосознание, как это происходит у больных болезнью Альцгеймера, но это не означает, что он перестает быть тем, кто он есть, и, более того, его продолжают узнавать другие люди (если бы человек оказался один на острове и потерял сознание, он все равно остался бы тем же самым, это то, что от него не зависит).

В связи с этим, если черты, которые идентифицируют нас и порождают наше самовосприятие, не отвечают условиям неизменности и непрерывности, возникает вопрос: где же тогда в человеческой системе находится сущность идентичности? Ключ, согласно этому подходу, лежит в информации, содержащейся в определенных структурах человеческой системы, элементы которой организованы и упорядочены особым образом в каждом человеке, что придает ему или ей уникальную индивидуальность.

Как построить сущность человека

Чтобы построить любой механизм, нужно иметь необходимую информацию о его структуре и инструкции, облегчающие его строительство, чтобы он мог выполнять предназначенную ему функцию. Аналогично, для создания человеческой системы также необходимы оба этих фактора.

В человеческой системе эта информация содержится в двух структурах, способных хранить информацию, связанную с идентичностью: молекулы ДНК, составляющие геном, и нейронные сети мозга, составляющие коннектом.

  • Геном — это первое звено, из которого складывается наша индивидуальность. Тип и порядок расположения нуклеотидов в цепи ДНК специфичен для каждого человека (только однояйцевые близнецы имеют общую цепь).
  • Коннектомом называется сложная сеть взаимосвязанных нейронов, которая хранит информацию о знаниях, опыте и личных переживаниях (так называемая биографическая память).

Обе структуры образуют два измерения идентичности человека: биологию и биографию, поскольку было ясно показано, что они уникальны для каждого человека и отвечают двум необходимым свойствам: неизменности и непрерывности. Информация, полученная от этих структур у данного человека, должна позволить нам, при наличии необходимых средств и технологий, сконструировать биологическую систему, идентичную той, что была у исходного человека (как в эксперименте Парфита).

Проникновение в суть человека

В настоящее время для идентификации человека используется только структура ДНК, но мы не можем свести человека к набору молекул ДНК, способных создать конкретное человеческое тело. Человек — это биологическая система, которая думает, чувствует и действует; которая страдает и наслаждается в своих отношениях с окружающей средой, поэтому биологическое и психологическое измерения дополняют друг друга. Могут существовать два человека с идентичными геномами, как в случае с однояйцевыми близнецами, но никакие два человека не могут иметь одинаковые знания, одинаковый опыт и переживания, поэтому идентичность заключена в двух структурах, действующих совместно.

Можно сказать, что биологическое измерение создает человеческое тело, а психологическое измерение идентифицирует его как свое собственное, то есть узнает его и «присваивает». Таким образом, каждый человек создает свою «собственную», функциональную психическую инстанцию, которая содержит информацию о себе и которая придает смысл его действиям и существованию в мире, и с помощью которой он видит себя как личность, встроенную в прошлое и будущее, привязанную к среде, в которой он находится.

Но со временем эти структуры могут претерпевать изменения, как в своих компонентах, так и в порядке, в котором они организованы. Таким образом, нити ДНК могут изменяться при возникновении мутаций или изменений под воздействием эпигенетических факторов. Аналогичным образом А. Дамасио указывает, что сознание со временем перестраивается, автобиографическая память меняется, а сохраненные события со временем приобретают новые эмоциональные оттенки. Таким образом, с годами наша собственная история неуловимо переписывается.

Однако эти изменения не настолько радикальны, чтобы исказить суть личностной идентичности, поскольку доказано, что она может сохраняться, несмотря на некоторые структурные изменения в геноме и коннектоме, которые могут происходить в течение жизни. Но они наводят нас на мысль, что не вся информация, содержащаяся в этих двух структурах в данный момент времени, необходима для того, чтобы составить сущность идентичности, но что существует часть информации, лежащей в их основе (гены и автобиографическая память), которая остается неизменной с течением времени, и именно там находится сущность.

Поэтому проблема заключается в том, чтобы определить, какой минимум информации составляет уникальную личность человека, чтобы, если она изменится, он перестал быть этим человеком и стал другим. Этот вопрос является обновлением парадокса, который греческий стоический философ Зенон (300 г. до н.э.) раскрыл перед своими учениками:

Если у нас есть куча песчинок, образующих курган, и мы удаляем из нее песчинку за песчинкой, когда она перестанет быть кучей, какая песчинка превратит кучу в некучу?

На гипотетическом уровне, следуя подходу Зенона, это было бы вопросом устранения части информации из нашей психобиологической системы, пока не наступил бы момент, когда я перестал бы осознавать себя как Я, то есть мы бы осознали, что я больше не Я.

Организация структур идентичности

Информация, предоставляемая геномом и коннектомом об уникальной личности, зависит от того, как организованы его составные элементы (нуклеотиды и связи между нейронами). Как отмечает Дамасио: «Организация — это инвариант динамики биологических систем, унитарный комплекс отношений, составляющий идентичность любого живого существа».

Организация — это ответ на такие вопросы, как: почему определенный признак требует экспрессии определенных родственных генов, а не других; почему память об опыте хранится благодаря контакту определенных нейронов, образующих определенную нейронную сеть, а не других; почему память об опыте хранится благодаря контакту определенных нейронов, образующих определенную нейронную сеть, а не других? Было показано, что гены экспрессируются в определенном порядке, а передача сигнала в синапсах нейронов также происходит между определенными нейронами, а не случайным образом. Понятно, что такая эффективная организация генетических и нейронных структур, как и любая другая система, требует

Нейронные структуры требуют, как и любая активная система, необходимых инструкций для выполнения своей функции. Инструкции, которые организуют и упорядочивают структуры таким образом, что возникающая из них информация составляет сущность личности. Тогда возникает вопрос: где находятся эти инструкции, возникают ли они из организации самих структур как эмерджентные свойства?

Биолог Х. Матурана отмечает, что «живые существа являются аутопойетическими системами, то есть каждое живое существо находится внутри замкнутой системы, которая постоянно растет и создает себя. Это организация, которая поддерживается в течение долгого времени на основе составляющих ее компонентов. Мы производим себя, и реализация этого самопроизводства в виде молекулярных систем и есть жизнь».

Инструкции по формированию и экспрессии молекул ДНК встроены в саму структуру, которая самоорганизуется для выполнения своей функции («некодирующие» или «регуляторные» последовательности ДНК определяют, как, когда и где включаются и выключаются гены, давая возможность одному и тому же набору кусочков генетической головоломки сложиться в тысячи различных конфигураций).

Со своей стороны, организация информации в нейронных сетях осуществляется посредством когнитивных операторов, которые детализируют, упорядочивают, квантифицируют и оценивают восприятие, придавая связность накоплению полученной информации (согласно Э. д’Акилли, этими операторами являются: холистический, редукционистский, абстрактный, количественный, каузальный, бинарный, экзистенциальный и эмоциональный). Более того, известно, что мозг в действии представляет собой нелинейную, самоорганизующуюся систему, в которой нет очевидной связи между причинами и следствиями данного состояния: тонкие изменения в стимуле могут порождать радикально различные корковые паттерны.

Все это приводит нас к выводу, что познание сути личности человека — сложная задача, и, хотя расшифровка информации в геноме сегодня доступна, структура коннектома, в котором хранится наша биография, — нет, а ведь эти два понятия тесно связаны. Единственное, к чему мы можем стремиться, это решить, какая часть этой информации, проявляющаяся внешне, то есть поддающаяся обнаружению и измерению (например, физические и психологические характеристики), действительна для установления идентичности и позволяет отличить одного человека от другого только для выполнения организационных функций в социальной группе.