В нашей повседневной жизни часто происходят неожиданные события, которые нарушают наше психологическое равновесие и изменяют наше эмоциональное состояние. Эти тревожные события могут варьироваться от простой неудачи до драматических событий с трагическими последствиями, таких как смерть близкого человека, диагностика серьезного заболевания, физический или интеллектуальный недостаток, полное разрушение или потеря ценного имущества, увольнение с работы, развод, физическое или психологическое насилие и т.д.

Неудачи принимаются и преодолеваются быстро, потому что они не влияют на какой-либо существенный и определяющий фактор в нашей жизни; но травмирующее событие влияет, потому что оно изменяет наше восприятие себя и окружающей среды, вызывая трансцендентные жизненные изменения. В этой статье мы проанализируем и объясним, что такое травматическое событие.

Вам также может быть интересно: Преодоление психологической травмы

зеркало печали

Преодоление травмы: процессы

Столкнувшись с травмирующим событием, некоторые люди склонны не принимать очевидное и пытаются жить, повернувшись спиной к реальности, чтобы избежать ее, но это не позволяет восстановить психологическое равновесие и эмоциональную стабильность, что требует принятия.

С точки зрения психобиологического подхода, одним из способов решения этого вопроса является анализ психических процессов, вовлеченных в травматические события и их принятие, при этом основное внимание уделяется двум основным процессам:

  • Формирование травматического события из реального события.
  • Принятие травматического события пострадавшим человеком.

Формирование травмы на основе реального события

Вопрос в том, как реальное событие становится травматичным. Из анализа различных определений психической травмы можно вывести наиболее общие характеристики, которые квалифицируют событие как травматическое:

  • Его источником является событие, чуждое обычному повседневному опыту, то есть непредвиденное, неожиданное или случайное (оно может быть уникальным и интенсивным или менее интенсивным, но повторяющимся).
  • Оно воспринимается и переживается как негативное (вредное, опасное, угрожающее) для физической или психологической целостности и нежелательное.
  • Это оказывает сильное психологическое воздействие и вызывает очень интенсивный эмоциональный ущерб или страдания, способные подавить или ограничить их способность реагировать.

Как видно, в травматическое событие вовлечены два фактора: объективный, относящийся к самому событию и его обстоятельствам, и субъективный, касающийся человека, на которого оно повлияло. Среди этих стратегий — поиск закономерностей в повседневных событиях и, исходя из них, составление прогнозов относительно будущих событий.

Теории психологической травмы

Регулярность во взаимоотношениях в системе «человек — окружающая среда
Согласно Общей теории систем, регулярность — это эволюционный механизм, придающий системам стабильность, поэтому существует тенденция к ней. В суперсистеме «человек — окружающая среда» также существует тенденция к регулярности во взаимодействии, и примером этого могут служить такие социальные системы, как семья, дом, друзья, рабочее место или досуговые ассоциации, где каждый член занимает определенное положение, выполняет конкретную функцию и поддерживает установленный тип отношений, и все эти характеристики имеют тенденцию оставаться стабильными с течением времени.

Наш разум ищет закономерности, которые проявляются в этих взаимодействиях, и, благодаря процессам обучения, включает их в свою память, что влечет за собой снижение когнитивных и энергетических затрат, поскольку позволяет избежать необходимости каждый раз обрабатывать одну и ту же информацию в явном виде. В этой связи Д. Канеман (2011) указывает, что имплицитная когнитивная система, а вместе с ней и формы первичного обучения, выполняют важнейшую функцию «поддержания и обновления модели нашего личного мира, которая представляет то, что в нем нормально, и склонна отвергать изменения, которые могут быть обработаны только путем оповещения эксплицитной когнитивной системы, что является очень трудным когнитивным усилием для поддержания».

Происхождение психологической травмы

Каждый из нас, основываясь на знаниях, жизненном опыте, убеждениях и ценностях, строит стабильный и регулярный образ себя и окружающего мира (теория личностных конструктов Г. Келли может проиллюстрировать этот процесс через фундаментальный постулат и его 11 следствий), создавая последовательную ментальную модель или представление о том, как все устроено и как работает в повседневной жизни, а также о связях, которые мы устанавливаем с элементами окружающей среды, обеспечивающими нам равновесие и психологическое благополучие (примером могут служить привязанность к семье, дружба и товарищество). Как отмечает нейробиолог Р. Ллинас (2001), наш мозг — это не столько информационный процессор, сколько «симулятор миров», настоящий конструктор виртуальных реальностей, в которых мы живем так, как если бы они были истинной реальностью.

Когда при обработке информации о событии мы видим, что оно противоречит тому, как все должно происходить согласно внутренней ментальной модели и представлениям, возникает когнитивное расхождение, которое вызывает мгновенную реакцию неверия и удивления, побуждая наш разум активизировать все свои когнитивные ресурсы для поиска объяснения, которое позволит нам установить согласованность между двумя представлениями. Но в травматических событиях сила психологического воздействия ограничивает или даже инактивирует эти ресурсы, вызывая своего рода ментальный «блок», который искажает или прерывает обработку информации.

Бесспорным элементом, способствующим установлению этих закономерностей, является причинно-следственная связь событий. Разум стремится найти эту связь, исходя из предпосылки, что события, происходящие в окружающей среде, имеют причину своего существования, они не происходят просто так, всегда есть предшествующая причина, которая должна подчиняться установленным правилам и обоснованным убеждениям, и на основе этой связи он ищет закономерности в событиях. Когда мы сталкиваемся с событием, которое нас удивляет и которое мы не понимаем, мы быстро спрашиваем себя: почему это произошло, и мы сразу же склонны искать его причину, чтобы получить объяснение, и если она неизвестна или мы описываем ее как бессвязную, нелогичную, несправедливую или абсурдную, как это часто бывает при травматических событиях (например, употребление алкоголя при дорожно-транспортных происшествиях), то обработка информации является неполной или бессвязной.

Выполнение прогнозов

Разум закрепляет эти закономерности и действует так, как будто ничего не изменится и привычное положение вещей будет сохраняться изо дня в день: мы не заболеем, не попадем в аварию, близкие останутся прежними, нас не уволят с работы и т.д., забывая о возможности непредвиденных обстоятельств и непредвиденных событий. Кроме того, от окружающих нас людей ожидается, что их намерения, убеждения, желания и установки остаются неизменными, что придает ощущение автоматизма нашим социальным взаимодействиям во многих сферах и ситуациях.

Регулярность большинства событий, происходящих в нашей повседневной жизни (вставание, завтрак, выход на работу и т.д.), и склонность переоценивать свой контроль над событиями (иллюзия контроля) заставляют нас прогнозировать будущие ситуации и формировать ожидания относительно них. Когнитивный нейробиолог Джеффри Закс говорит нам, что повседневная жизнь — это не что иное, как постоянная серия небольших водопадных предсказаний. Аналогичным образом, философ Дэниел Деннетт указывает, что задача мозга — предсказывать будущее в форме прогнозов о вещах в мире, которые имеют значение, чтобы направлять тело соответствующим образом. Разум действует так, как будто они обязательно должны сбыться, и, хотя мы знаем, что предсказания могут не сбыться, мы считаем это маловероятным и не принимаем их во внимание при планировании будущего.

Следствием этих двух стратегий является то, что мы привыкаем к определенному положению дел, как в настоящем, так и в будущем, при котором события имеют логическую и разумную причину, оправдывающую их, и когда происходит непредвиденное и нежелательное событие, которое нарушает эти стратегии, т.е. то, что должно произойти, не происходит (обнадеживающий медицинский диагноз), или происходит то, что не ожидалось (смерть, насильственная агрессия или несчастный случай), происходит резкое изменение в конфигурации мира, которую мы имели, усекается регулярность положения вещей, которое мы предполагали, и ощущение неспособности дать адаптивный ответ на возникшую ситуацию вызывает фрустрацию и отчаяние.

Потенциал эмоционального возбуждения

То, что квалифицирует событие как травматическое, — это не само по себе когнитивное противоречие, упомянутое выше, а сопутствующее ему интенсивное негативное эмоциональное расстройство, которое вызывает неспособность человека адекватно справиться с ситуацией (чувства страха, вины, гнева, фрустрации, стыда, отчаяния и т.д.).

Если событие не имеет вредных последствий или они незначительны, негативные эмоции почти не возникают или имеют низкую интенсивность, но если событие имеет последствия, которые разрушают опоры, на которых держится наша модель мира, и эмоциональные связи, поддерживающие отношения с окружающей средой, нарушаются (модель мира, которую мы построили, включает эмоции, тесно связанные с жизненным опытом: любовь, дружба, солидарность, эмпатия), в результате мы больше не можем относиться к ней так, как раньше. Более того, ожидания будущего, которые мы строили, исчезают, а вместе с ними может исчезнуть и смысл, который мы придавали своей жизни.

Эта трагическая ситуация порождает мощную силу или потенциал эмоциональной активации, которая может вызвать ряд драматических эффектов в интимной сфере человека: утрату базового доверия к себе и другим элементам окружения, чувство беспомощности и безнадежности, снижение самооценки, потерю интереса и концентрации в ранее приносящей удовлетворение деятельности, изменение системы ценностей, особенно веры в справедливый мир. Кроме того, дистрессовое эмоциональное состояние вызывает потерю контроля над ситуацией и ограничивает их ресурсы, чтобы справиться с ситуацией.

Эмоциональный потенциал, созданный травматическим событием, измеряется через его последствия, то есть зависит от интенсивности, частоты и продолжительности активации эмоциональной системы и увеличивается в зависимости от количества активированных эмоций. Если к гневу, ненависти или чувству вины добавить страх или печаль, которые пробуждают желание отомстить, то эмоциональный потенциал возрастет, что еще больше затруднит процесс принятия. Этот рост также происходит, когда травмирующее событие повторяется несколько раз или становится хроническим (гендерное насилие, издевательства и т.д.).